Проект
"Удивительный мир бумаги"
МКДОУ «Детский сад «Солнышко»»
Октябрьского района Курской области
Выполнила воспитатель
Беклемищева Ж.Н.
2021 г .
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
- Тип проекта: познавательно-творческий
- Продолжительность - долгосрочный
- Участники проекта : дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.
- Возраст детей: 3-4 года.
Обоснование проекта:
Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.
Актуальность проекта: О кружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему - актуальная проблема современности. А бумага - предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Проблема : Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество .
Цель проекта:
Дать ребёнку возможность, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний комбинаций различных форм, величин Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах.
- Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.
- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
- Развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность;
Образовательная область «Социально-коммуникативное»: - Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
- Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага» и др.)
- Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: - Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам бумаги.
Объект: Бумага и представление, что умеет бумага. Предмет: Создание психолого-педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Гипотеза: Если мы создадим психолого-педагогические условия для изучения истории возникновения бумаги, свойств, видов и использования бумаги, то у детей: - возникнет устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности.
- Сформируются навыки исследовательской деятельности.
- Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности. Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.
Этапы реализации проекта: 1этап - подготовительный
Что мы знаем?
Дети
Родители
Люди часто используют бумагу.
Бумага бывает разной
Что мы хотим узнать?
Воспитатель
Дети
Родители
Когда и как появилась бумага
Какие бывают виды бумаги
Воспитатель
Что сделать, чтобы узнать?
Где изготавливают бумагу
Дети
Что можно сделать из бумаги.
Родители
Прочитать в энциклопедии
Воспитатель
Посмотреть в интернете
Спросить воспитателя
Спросить родителей.
Центры активности.
На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, создаем план темы проекта для центров активности.
Центр книги:
- Чтение стихотворения А. Сметанина «Бумажный кораблик по имени «Книга».
- Сергей Михалков «Бумажный змей»,
- Отгадывание загадок о бумаге или предметах из бумаги, знакомство с пословицами
Центр познавательный:
-Беседа «Откуда к нам пришла бумага»
-Беседа «Как делают бумагу»
- Опыты с бумагой в экспериментальном уголке,
-Беседа о качестве и свойствах бумаги,
-Коллекционирование бумаги разных видов.
Центр творчества:
-Оригами «Самолет» из плотной и тонкой бумаги с элементами исследования «из какой бумаги легче складывать?»,
-Аппликация «Подарок маме к 8 марта», «Подарок папе на 23 февраля»
-Конструирование из бумаги «Снежинка».
Центр игры:
-Д/и «Определи на ощупь», д/и "Что у нас есть в группе из бумаги."
-Игра «кондитеры» - коллекционирование фантиков.
Участие родителей:
-Консультация для родителей «Волшебный мир бумаги»,
-Оформление альбома с коллекцией бумаги,
-Совместное с детьми изготовление поделок из бумаги.
Основной этап, практический.
Перспективный план реализации проекта
Месяц
Октябрь
Содержание работы
-Беседа «Откуда к нам пришла бумага?»
Литература
Ноябрь
-Беседа « Как делают бумагу»
Алексин А. Г. , Алексеев С. П. «Что такое. Кто такой» Энциклопедия 3-е издание. М.: Педагогика, 1990г. т. 1.
-Чтение стих-й «Бумажный кораблик по имени «Книга» А. Сметанина, «Бумажный змей» С. Михалкова. Д/и «Определи на ощупь».
- Д/и «Что в группе есть из бумаги?»
Хрестоматия
Декабрь
Игра «Кондитеры» - коллекционирование фантиков.
«Книга для чтения»
Кнунянц И.Л. Химическая энциклопедия: в 5 т.: т. - М.: Сов.Энциклопедия, 1988.
Январь
Конструирование из бумаги "Снежинка". Чтение загадок и пословиц о бумаги
Февраль
Чтение загадок и пословиц о бумаге.
Хрестоматия
Изготовление аппликации к празднику "23 февраля", беседа о качествах и свойствах бумаги
«Книга для чтения»
Изготовление аппликации к празднику "8 марта".
Март
Кнунянц И.Л. Химическая энциклопедия: в 5 т.: т. - М.: Сов.Энциклопедия, 1988.
Опыты с бумагой в экспериментальном уголке.
Ликум А. «Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.» М.: Слово., 1993г. том1
Апрель
Заключительный этап.
- - Изготовление альбома с коллекцией разных видов бумаги
- - Совместное с родителями изготовление поделок из бумаги в разных техниках выполнения.
Итоги реализации:
Для детей:
-Расширение знаний детей о бумаге, ее видах и свойствах.
-Развитее творческих способностей, умения анализировать полученную информацию и формулировать соответствующие выводы.
Для педагога:
-Сплачивание детского коллектива;
-Обогащение оснащения развивающей среды;
-Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта, активное сотрудничество с семьей.
Для родителей:
-Активное включение в образовательный процесс;
-Повышение педагогической компетенции родителей по познавательному развитию детей, их творческих способностей;
-Гармонизация детско-родительских отношений.
Возникновение бумаги
Бумагу изобрел Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Задолго до появления бумаги…
В древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
Задолго до появления бумаги…
- в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой;
- В Египте – на папирусе;
Задолго до появления бумаги…
В Персии писали на пергаменте, который делали из шкур телят и овец;
Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение.
Способ получения бумаги удавалось долго держать в секрете, и только в VI-VII веках бумага появилась в Азии, а в X веке - в Европе. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно - массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.
Бума́га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг - хлопок) - материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (тряпья и макулатуры).
Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон. Длина растительных волокон, из которых образована бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.
Бумага - это пористо - капиллярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок
Интересные факты
Около четверти всего мусора на планете является
бумажными отходами и бумажной продукцией.
Из 1 тонны бумаги получается 30 тысяч
ученических тетрадей.
Для вторичной переработки бумаги требуется
почти в два раза меньше энергии, чем для ее
первичного производства из дерева.
Обычную бумагу можно сложить пополам не более 8 раз.
Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 шт. больших ёлок и сосен).
Применение бумаги
•
• Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
• Отделочный материал (обои)
• Поделочный материал (оригами, папье-маше)
• Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
• Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага)
• Производство денег
• Подложка для производства химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага)
Изучение свойств бумаги. ОПЫТ №1 Прозрачна ли бумага?
Вывод:
Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
ОПЫТ № 2 Прочная ли бумага?
Вывод:
Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием. Вдоль волокон рвется ровно
ОПЫТ № 3 Трудно ли разрезать бумагу? .
Вывод:
Любая бумага легко режется ножницами.
ОПЫТ № 4 Промокает ли бумага?
Вывод:
Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!!!
Если лист бумаги сложить буквой «П», то его можно использовать как мост для игры в машинки .
Лист сложенный в гармошку, уже может выдержать вес трех машинок.
Поделки из бумаги на праздники: «23 февраля», «8 марта»
Пробуем делать самолет
Вот такая снежинка у нас получилась
Совместная работа родителей и детей поделок из бумаги в разных техниках исполнения
Изготовление альбома с коллекцией разных видов бумаги и фантиков
Спасибо за внимание!!!