Здравствуйте, ребята. Ознакомьтесь с презентацией.
Н.В.Гоголь
«Мёртвые души»
Автор: Субботина Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
История создания, сюжет, композиция, система образов
О ПОЭМЕ
"Мертвые души" прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем. В числе многих причин есть и та, что "Мертвые души" не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет»… Сверх того, как всякое глубокое создание, "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.
В.Г.Белинский
Какую цель ставил перед собой Н.В. Гоголь?
- Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
- Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года).
- И это дело - работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды.
Замысел произведения
- Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому». Это был сюжет «Мёртвых душ».
- Гоголь быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».
Замысел произведения
- Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
- В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
- Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» — представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.
История создания поэмы
- Над "Мертвыми душами" Гоголь начал работать осенью 1835 года.
- Первые три главы были написаны в России.
- В 1837 году Гоголь уезжает за границу, где непрерывно работает над "Мертвыми душами".
- Осенью 1839 года Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых.
- Восемь месяцев спустя Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью.
- Через год она была завершена, и в октябре 1841 года он снова приезжает в Россию с намерением добиться цензурного разрешения и напечатать свое творение.
- 21 мая 1842 года "Мертвые души" появились в печати.
Композиция поэмы
- 1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором .
- 2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков .
- 7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.
- 11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова .
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ
Первое
Второе
2–6-я главы
Третье
7–10-я главы
11-я глава
Гоголь даёт главы в определённом порядке
- Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)
- сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава),
- безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава) -
- прижимистый Собакевич (V глава).
- Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.
Гоголь о поэме
- «Мёртвые души – это книга о России, а не о Чичикове»
- «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»
Жанровое своеобразие поэмы
- Жанр не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей.
- В начале работы над произведением в письмах Н.В. Гоголя часто встречается слово «роман».
- И все же впоследствии замысел своего нового произведения Н.В. Гоголь решил воплотить в жанре поэмы.
- В "Мертвых душах" присутствуют черты и плутовского романа, и лирической поэмы, и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения.
- Лев Толстой, ознакомившись с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».
Жители города N и окрестностей.
- Губернатор
- Губернаторша
- Дочь губернатора
- Вице-губернатор
- Председатель палаты
- Полицеймейстер
- Почтмейстер
- Прокурор
- Манилов, помещик
- Манилова, помещица
- Коробочка Настасья Петровна, помещица
- Ноздрев, помещик
- Собакевич Михаил Семенович
- Собакевич Феодулия Ивановна, жена Собакевича
- Плюшкин, помещик
Въезд Чичикова в город NN
«Въезд его не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным…»
Н.В.Гоголь
(Иллюстрация А.М.Лаптева)
Павел Иванович Чичиков
В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям. Каждый раз он появляется перед нами в новом облике и всегда добивается поставленной цели. В мире таких людей не ценится дружба и любовь. Им свойственна необычайная настойчивость, воля, энергия, упорство, практический расчет и неутомимая активность, в них скрывается подлая и страшная сила.
Иллюстрация Петра Боклевского
Манилов
«На взгляд он был человек видный; черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»
Н.В.Гоголь
Иллюстрация Петра Боклевского
Коробочка
«Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат головы несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов».
Н.В.Гоголь
Иллюстрация Петра Боклевского
Ноздрёв
Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…
Н.В.Гоголь
Иллюстрация Петра Боклевского
Собакевич
«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя».
Н.В.Гоголь
Иллюстрация Петра Боклевского
Плюшкин
«У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру… Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».
Н.В.Гоголь
Иллюстрация Петра Боклевского
Образ тройки
На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова, не раз указывая даже клички впряженных в нее лошадей. Тройка Чичикова является одним из главных и выразительных действующих лиц произведения. В конце движение тройки постепенно ускоряется, и её образ меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка. Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении.
Иллюстрация А.М.Лаптева
Экранизация поэмы
Поэма была неоднократно экранизирована.
- В 1909 году в ателье Ханжонкова снят фильм «Мёртвые души» (режиссёр Пётр Чардынин).
- В 1960 году снят фильм-спектакль «Мёртвые души» (режиссёр Леонид Трауберг).
- В 1969 году снят фильм-спектакль «Мёртвые души» (режиссёр Александр Белинский, в роли Чичикова - Игорь Горбачев).
- В 1974 году на студии «Союзмультфильм» по сюжету «Мёртвых душ» сняты два анимационных фильма: «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрёв». Режиссёр - постановщик Борис Степанцев.
- В 1984 году снят фильм «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер, в роли Чичикова - Александр Калягин).
- По мотивам произведения в 2005 году снят сериал «Дело о „Мёртвых душах» (роль Чичикова исполнил Константин Хабенский).
Кадры из фильма «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер) 1984 год, Александр Трофимов в роли Гоголя
Александр Калягин в роли Чичикова
Тамара Носова в роли Коробочки
Юрий Богатырев в роли Манилова
Вячеслав Невинный в роли Собакевича
Источники
1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс, - Москва «ВАКО», 2009
2. http://www.uznaem-kak.ru/zamysel-i-istoriya-sozdaniya-poemy-gogolya-mertvye-dushi/
3. http://www.cio.arcticsu.ru/projects/pr1840/history.htm
4. Набор открыток «Иллюстрации А.М.Лаптева к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - М.: Изобразительное искусство, 1978 г.
5. Иллюстрации Петра Боклевского: http://az.lib.ru/img/g/gogolx_n_w/text_0140/index.shtml
6. Кадры из фильма «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер):
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3837/foto/i5/
7. Портрет Гоголя, обложки книги, иллюстрации к слайдам 5,8,12: http://images.yandex.ru/