СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по русскому языку Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные принципы русской орфографии. Научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, устной речи. (Вариативное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по русскому языку Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. 10 класс»

Презентация урока по русскому языку Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.  Правописание чередующихся гласных в корне слова. 10 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2021 Г .

Презентация урока по русскому языку

Принципы русской орфографии.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

10 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2021 Г .

Цели урока: 1. Обучающая -- повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и приставке, вспомнить основные принципы русской орфографии. 2.Развивающая -- научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, устной речи. 3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

Цели урока:

1. Обучающая -- повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и приставке, вспомнить основные принципы русской орфографии.

2.Развивающая -- научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, устной речи.

3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Лев Щерба

Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Лев Щерба

Принципы русской орфографии В русском языке, как в других языках, действуют правила правописания, которые называются орфографическими правилами. В основном орфография включает в себя нормы передачи слова с помощью букв, употребления прописных и строчных букв, переноса слова, а также написания слитно, раздельно или через дефис.

Принципы русской орфографии

В русском языке, как в других языках, действуют правила правописания, которые называются орфографическими правилами. В основном орфография включает в себя нормы передачи слова с помощью букв, употребления прописных и строчных букв, переноса слова, а также написания слитно, раздельно или через дефис.

Три принципа Обычно выделяют три основных принципа орфографии русского языка: • Первый из них –это морфологический принцип. • Второй принцип менее распространенный фонетический принцип , или звуковой. • Третий принцип обычно называют историческим , или этимологическим, или традиционным.

Три принципа

Обычно выделяют три основных принципа орфографии русского языка:

Первый из них –это морфологический принцип.

Второй принцип менее распространенный фонетический принцип , или звуковой.

Третий принцип обычно называют историческим , или этимологическим, или традиционным.

Раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов называется  орфографией. Значимые части слов (корни, приставки, суффиксы, окончания) называются  морфемами .   В русской орфографии изучаются  написания морфем:  слитное, раздельное, полуслитное (дефисное), а также употребление прописных букв и правила переноса слов. В правилах орфографии отразилась история русской письменной культуры. Поэтому написание многих русских слов основано на  традиционном принципе
  • Раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов называется  орфографией.
  • Значимые части слов (корни, приставки, суффиксы, окончания) называются  морфемами .
  •   В русской орфографии изучаются  написания морфем:  слитное, раздельное, полуслитное (дефисное), а также употребление прописных букв и правила переноса слов.
  • В правилах орфографии отразилась история русской письменной культуры. Поэтому написание многих русских слов основано на  традиционном принципе
После  шипящих ж, щ  в соответствии с традицией пишется буква и (жить, шить), хотя произносится звук ы и в современном русском языке эти шипящие твёрдые. Для написания некоторых слов характерно правило: как слышим, так и пишем. В этом состоит  фонетический принцип  написания слов. Написание таких слов соответствует их произношению. В словах  разбить – распить  перед звонким согласным слышится и пишется звонкий звук  з , а перед глухим согласным слышится и пишется глухой звук  с .
  • После  шипящих ж, щ  в соответствии с традицией пишется буква и (жить, шить), хотя произносится звук ы и в современном русском языке эти шипящие твёрдые.
  • Для написания некоторых слов характерно правило: как слышим, так и пишем.
  • В этом состоит  фонетический принцип  написания слов. Написание таких слов соответствует их произношению.
  • В словах  разбить – распить  перед звонким согласным слышится и пишется звонкий звук  з , а перед глухим согласным слышится и пишется глухой звук  с .
Однако в русской орфографии традиционное и фонетическое написания не получили широкого распространения. Написания большинства слов подчиняются морфологическому принципу. В соответствии с ним морфемы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, корни слов в родственных словах имеют одинаковое написание. В словах  вода, водяной, наводнение  корни имеют одинаковое написание, хотя в них слышится  звук а .
  • Однако в русской орфографии традиционное и фонетическое написания не получили широкого распространения.
  • Написания большинства слов подчиняются морфологическому принципу.
  • В соответствии с ним морфемы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, корни слов в родственных словах имеют одинаковое написание.

В словах  вода, водяной, наводнение  корни имеют одинаковое написание, хотя в них слышится  звук а .

Словарные слова В русском языке немало слов, написание которых не регулируется орфографическими правилами. Такие слова называются словарными. Их написание нельзя проверить подбором родственных слов или других словарных форм. Оно основано на традиции или заимствовано из европейских языков.  Словарные слова пишутся по орфографической норме, которая установлена не по какому-либо правилу, а специально для данного слова. Эта норма зафиксирована в орфографических словарях.

Словарные слова

В русском языке немало слов, написание которых не регулируется орфографическими правилами.

Такие слова называются словарными. Их написание нельзя проверить подбором родственных слов или других словарных форм.

Оно основано на традиции или заимствовано из европейских языков.

Словарные слова пишутся по орфографической норме, которая установлена не по какому-либо правилу,

а специально для данного слова. Эта норма зафиксирована в орфографических словарях.

К словарным словам относятся: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дезертир, дирижёр, интеллигенция, инцидент, периферия, пластилин, прецедент, привилегия, пассажир, режиссер, сирень, стипендия, электрификация, эликсир, эстакада.

К словарным словам относятся:

балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дезертир, дирижёр, интеллигенция, инцидент, периферия, пластилин, прецедент, привилегия, пассажир, режиссер, сирень, стипендия, электрификация, эликсир, эстакада.

Правописание гласных в корне.  Проверяемые безударные гласные в корне Правописание безударных гласных в корне часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например:  нога – ноги, бежать – бег.   При этом в безударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге в другой словоформе или в родственных словах:  вода – воду – подводный.  

Правописание гласных в корне.

Проверяемые безударные гласные в корне

  • Правописание безударных гласных в корне часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: 

нога – ноги, бежать – бег.  

  • При этом в безударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге в другой словоформе или в родственных словах: 

вода – воду – подводный.  

Чтобы не ошибиться в написании гласных в корне,  можно проверять безударные гласные, изменяя слова.   Например, чтобы ударение падало на сомнительный звук, можно поставить существительные в другом падеже:   голова – голову – голов.   В других случаях возможен подбор родственных слов с ударением на сомнительном звуке:  говорить – говор, разговорчивый; спешить – спешка.
  • Чтобы не ошибиться в написании гласных в корне,  можно проверять безударные гласные, изменяя слова.  
  • Например, чтобы ударение падало на сомнительный звук, можно поставить существительные в другом падеже:   голова – голову – голов.
  •   В других случаях возможен подбор родственных слов с ударением на сомнительном звуке: 

говорить – говор, разговорчивый; спешить – спешка.

Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи звучат одинаково. Эти слова совпадают по звучанию ; посветить (фонариком) – посвятить (жизнь науке); примерять (платье) – примирять (людей после ссоры); развевается (флаг) – развивается (экономика ); распевать (песни) – распивать (чай); сидеть (на стуле) – седеть (становиться седым); умалять (уменьшить значение) – умолять (упрашивать).
  • Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи звучат одинаково.
  • Эти слова совпадают по звучанию ;

посветить (фонариком) – посвятить (жизнь науке); примерять (платье) – примирять (людей после ссоры); развевается (флаг) – развивается (экономика ); распевать (песни) – распивать (чай);

сидеть (на стуле) – седеть (становиться седым); умалять (уменьшить значение) – умолять (упрашивать).

Часто неправильный выбор проверочного слова приводит к искажению как написания проверяемого слова, так и его толкования (смысла). Например, слово долина имеет общий корень со словом дол, а не со словом даль; глагол благословить образован от сочетания благое слово, а не благая слава.
  • Часто неправильный выбор проверочного слова приводит к искажению как написания проверяемого слова, так и его толкования (смысла).
  • Например,

слово долина имеет общий корень со словом дол, а не со словом даль;

глагол благословить образован от сочетания благое слово, а не благая слава.

Чередование гласных в корне В некоторых корнях происходит чередование гласных:  заря – зорька (чередование а – о ); умереть – умирать(чередование е – и ).   В таких корнях безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. 1. В корнях  гар – гор  под ударением пишется  а , без ударения –  о  ( загар – загорелый). 2. В корне  зар – зор  под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется  а  (зарево, зарница, озарять – зорька).

Чередование гласных в корне

  • В некоторых корнях происходит чередование гласных: 

заря – зорька (чередование а – о ); умереть – умирать(чередование е – и ).  

  • В таких корнях безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам.

1. В корнях  гар – гор  под ударением пишется  а , без ударения –  о  ( загар – загорелый).

2. В корне  зар – зор  под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется  а  (зарево, зарница, озарять – зорька).

3. В корнях  клан – клон, твар – твор  под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения –  о  (склониться – кланяться, поклон – наклониться; тварь – творчество, творить). 4. В корне  лаг – лож  перед г пишется  а , перед ж пишется  о   (предлагать – предложить). 5. Корень  мак  пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость» (макать кисть в краску). Корень  мок  пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (промокли, вымокнуть, непромокаемый).

3. В корнях  клан – клон, твар – твор  под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения –  о  (склониться – кланяться, поклон – наклониться; тварь – творчество, творить).

4. В корне  лаг – лож  перед г пишется  а , перед ж пишется  о   (предлагать – предложить).

5. Корень  мак  пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость» (макать кисть в краску). Корень  мок  пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (промокли, вымокнуть, непромокаемый).

6. В корне  плав  гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть). Корень  плов  пишется в словах пловец, пловчиха. 7. Корень  равн  пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнивать, поравняться). Корень  ровн  пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник).  И с к л ю ч е н и е:  равнина. 8. В корне  раст – рос   пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется   о   (расти, наращение – выросший, заросли, поросль).  И с к л ю ч е н и е:  отрасль, Ростов, росток, Ростислав.

6. В корне  плав  гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть). Корень  плов  пишется в словах пловец, пловчиха.

7. Корень  равн  пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнивать, поравняться). Корень  ровн  пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). 

И с к л ю ч е н и е:  равнина.

8. В корне  раст – рос   пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется   о   (расти, наращение – выросший, заросли, поросль). 

И с к л ю ч е н и е:  отрасль, Ростов, росток, Ростислав.

9. В корне  скак – скоч  перед к пишется  а , перед ч пишется  о  (скакать – подскочить). 10. При образовании видовых пар некоторых глаголов (совершенного и несовершенного вида) происходит чередование в корне звуков  о – а : опоздать – опаздывать, уколоть – укалывать, усвоить – усваивать. 11. Для некоторых слов, в которых гласный звук находится под ударением, возможны варианты написания:  обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать, оспоривать (устаревшее) – оспаривать.

9. В корне  скак – скоч  перед к пишется  а , перед ч пишется  о  (скакать – подскочить).

10. При образовании видовых пар некоторых глаголов (совершенного и несовершенного вида) происходит чередование в корне звуков  о – а : опоздать – опаздывать, уколоть – укалывать, усвоить – усваивать.

11. Для некоторых слов, в которых гласный звук находится под ударением, возможны варианты написания:  обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать, оспоривать (устаревшее) – оспаривать.

Гласные о – е после шипящих в корне слова После шипящих  ж, ч, ш, щ   под ударением в корне пишется е или ё (хотя произносится звук о), если в родственных словах или в другой форме этого же слова пишется е (жёлтый – желтеть, шёлк – шелка). Это правило используется в словах: 1) веч ё рка, деш ё вый, ж ё сткий, зач ё т, печ ё нка , прич ё ска, реш ё тка, уч ё ба, ч ё рный, ч ё рт, ч ё рточка, ч ё рствый, ш ё пот, щ ё лка (от щ е ль), щ ё тка (от щ е тина); 2) артиш о к, крыж о вник, маж о р, обж о ра, ш о в, ш о к, ш о рох, чащ о ба, ч о порный.

Гласные о – е после шипящих в корне слова

  • После шипящих  ж, ч, ш, щ   под ударением в корне пишется е или ё (хотя произносится звук о), если в родственных словах или в другой форме этого же слова пишется е (жёлтый – желтеть, шёлк – шелка).
  • Это правило используется в словах:

1) веч ё рка, деш ё вый, ж ё сткий, зач ё т, печ ё нка , прич ё ска, реш ё тка, уч ё ба, ч ё рный, ч ё рт, ч ё рточка, ч ё рствый, ш ё пот, щ ё лка (от щ е ль), щ ё тка (от щ е тина); 2) артиш о к, крыж о вник, маж о р, обж о ра, ш о в, ш о к, ш о рох, чащ о ба, ч о порный.

В словах иноязычного происхождения после шипящих возможно в безударном слоге написание о : жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр, шотландский.  В собственных именах написание о после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге: Жорж, Печора, Шолохов, Щорс, Шостакович, Шопен, Джордано. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Пожарный получил ожог . Пожарный ожёг  себе руку.)
  • В словах иноязычного происхождения после шипящих возможно в безударном слоге написание о : жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр, шотландский.
  • В собственных именах написание о после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге:
  • Жорж, Печора, Шолохов, Щорс, Шостакович, Шопен, Джордано.
  • Следует различать написание существительных
  • ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг
  • (Пожарный получил ожог . Пожарный ожёг себе руку.)
Гласные после буквы ц Согласный звук  ц  в русском языке всегда твёрдый. Поэтому после него пишется а ( не  я ), у  ( не  ю ). Отступления от этого правила встречаются в географических названиях и иноязычных фамилиях (Цюрих, Коцюбинский). Однако по традиции после ц принято писать е ( не э ), хотя после твёрдого согласного слышится [ э ]: цель.

Гласные после буквы ц

  • Согласный звук  ц  в русском языке всегда твёрдый. Поэтому после него пишется а ( не я ), у ( не ю ).
  • Отступления от этого правила встречаются в географических названиях и иноязычных фамилиях (Цюрих, Коцюбинский).
  • Однако по традиции после ц принято писать е

( не э ), хотя после твёрдого согласного слышится [ э ]: цель.

2. Гласные  о – е  после ц могут чередоваться. Тогда в соответствии с произношением под ударением пишется о , а в безударном слоге – е : танцевать – танцовщик, цокать – цокотуха.  Однако в некоторых заимствованных словах под влиянием языка-источника и в безударном слоге пишется о : герцог, меццо, скерцо.

2. Гласные  о – е  после ц могут чередоваться.

  • Тогда в соответствии с произношением под ударением пишется о , а в безударном слоге – е : танцевать – танцовщик, цокать – цокотуха.
  • Однако в некоторых заимствованных словах под влиянием языка-источника и в безударном слоге пишется о : герцог, меццо, скерцо.
3. Правописания гласных  и– ы   после  ц  основаны на различных правилах орфографии. Вопреки произношению в корнях некоторых слов после ц пишется и: цитата, цифра . Это заимствованные русским языком слова, и на их написания влияют языки-источники. Не подчиняются общему правилу и некоторые исконно русские слова:   цыплёнок, цыган, цыц, на цыпочках

3. Правописания гласных  и– ы   после  ц  основаны на различных правилах орфографии.

  • Вопреки произношению в корнях некоторых слов после ц пишется и:

цитата, цифра .

  • Это заимствованные русским языком слова, и на их написания влияют языки-источники.
  • Не подчиняются общему правилу и некоторые исконно русские слова:

  цыплёнок, цыган, цыц, на цыпочках

Правописание букв э, й 2.В начале слов буквы  э  и  е  пишутся в соответствии с произношением:  этот, эхо, есть, ехать, еда. 3.В середине слов после согласных пишется  е :  адекватный, денди, леди, стенд.   Исключения из этого правила :  мэр, пэр, сэр  (а также производные от этих слов: мэрия, пэрство) и некоторые собственные имена:  Бэла, Бэкон, Улан-Удэ  и др. 4.Гласная  э  сохраняется после согласной буквы: в приставке  (сэкономить, отэкзаменовать) , в сложных, сложносокращенных словах и аббревиатурах  (трёхэтажный, квинтэссенция, политэкономия, нэп).

Правописание букв э, й

2.В начале слов буквы  э  и  е  пишутся в соответствии с произношением:  этот, эхо, есть, ехать, еда.

3.В середине слов после согласных пишется  е :  адекватный, денди, леди, стенд.

  Исключения из этого правила

мэр, пэр, сэр  (а также производные от этих слов: мэрия, пэрство) и некоторые собственные имена:  Бэла, Бэкон, Улан-Удэ  и др.

4.Гласная  э  сохраняется после согласной буквы: в приставке  (сэкономить, отэкзаменовать) , в сложных, сложносокращенных словах и аббревиатурах  (трёхэтажный, квинтэссенция, политэкономия, нэп).

5.Как правило, после гласной и пишется  е :  диета, диез, реквием.   Написание  э  после и встречается только в сложных иноязычных словах ( полиэфирный ), а также после приставок на и ( антиэстетический ). 6.После остальных гласных обычно пишется  э  в соответствии с произношением:  дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, силуэт.   Исключения из этого правила :   проект, проекция, реестр  и др. 7.Буква  й  в начале слова пишется, если это слово заимствованное или собственное имя:   йогурт, йод, Нью-Йорк.

5.Как правило, после гласной и пишется  е

диета, диез, реквием.  

  • Написание  э  после и встречается только в сложных иноязычных словах ( полиэфирный ), а также после приставок на и ( антиэстетический ).

6.После остальных гласных обычно пишется  э  в соответствии с произношением: 

дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, силуэт.  

  • Исключения из этого правила :  
  • проект, проекция, реестр  и др.

7.Буква  й  в начале слова пишется, если это слово заимствованное или собственное имя:

  йогурт, йод, Нью-Йорк.

Тренировочные упражнения

Тренировочные упражнения

Упражнение 1 . Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными . Б и чевать, бл а говоление, вд а леке, вызд о роветь, доп о здна, др я хлеть, ед и ничный, зак о лоть, зак а лить, зап е вала, истр е пать, изл о мать, кн я жение, л е кторий, л е пнина, м и нер, нав а рить, нак о вальня, наг о р о дить, зал и вать, к и товый, см я гчение, прит е снять, стар о жил, ост о рожный, уд и вляться, об о дрённый, од е р е венелый, уд а литься, упл о тнить, запл а тить, щ е дрота.

Упражнение 1 . Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными .

Б и чевать, бл а говоление, вд а леке, вызд о роветь, доп о здна, др я хлеть, ед и ничный, зак о лоть, зак а лить, зап е вала, истр е пать, изл о мать, кн я жение, л е кторий, л е пнина, м и нер, нав а рить, нак о вальня, наг о р о дить, зал и вать, к и товый, см я гчение, прит е снять, стар о жил, ост о рожный, уд и вляться, об о дрённый, од е р е венелый, уд а литься, упл о тнить, запл а тить, щ е дрота.

Упражнение 2 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами. 1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

Упражнение 2 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными. I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.).

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.).

6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.).

8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония. Чередующиеся гласные в корнях

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

Чередующиеся гласные в корнях

Упражнение 4 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни . Пл...вучий мост, зам...реть ; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, отек...чи в сторону, ко всему прид...раться, скачкообразная походка,

Упражнение 4 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни .

Пл...вучий мост, зам...реть ; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, отек...чи в сторону, ко всему прид...раться, скачкообразная походка,

неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.

неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.

Упражнение 5 . Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор. 1. От роду китенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл...вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р...сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл...нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст...лила сено, разр...вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг...рело в Полесье и до сих пор не зар...сло (Т.). 5. 3...ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.).

Упражнение 5 . Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор.

1. От роду китенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл...вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р...сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл...нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст...лила сено, разр...вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг...рело в Полесье и до сих пор не зар...сло (Т.). 5. 3...ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.).

6. В руке бл...стит высокого цилиндра глянец (Бл.). 7. Всех офицеров ск...кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр...внялась... (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к...снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).

6. В руке бл...стит высокого цилиндра глянец (Бл.).

7. Всех офицеров ск...кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр...внялась... (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к...снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).

Упражнение 6 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами. 1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.).

Упражнение 6 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.).

6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр...жимался к земле... (Аст.). 10. В два ряда по обе стороны выстр...ились анисовки... (Алекс.).

6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр...жимался к земле... (Аст.).

10. В два ряда по обе стороны выстр...ились анисовки... (Алекс.).

11.Давным-давно сотв...ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач...нались Малые луга, прост...равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар...слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 16. ...А под конец, зам...рев на миг, рассыпался крупным градом... (Алекс.).

11.Давным-давно сотв...ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач...нались Малые луга, прост...равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар...слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 16. ...А под конец, зам...рев на миг, рассыпался крупным градом... (Алекс.).

17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш...рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9....Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл...нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор...внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг...релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к...снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам...раю в восторге (Леск.).

17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш...рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9....Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл...нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор...внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг...релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к...снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам...раю в восторге (Леск.).

Домашнее задание

Домашнее задание

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!