Урок русского языка в 6 классе Тема: «Отрицательные местоимения» 6 класс
Цели урока:
- а) обучающая – совершенствование знаний о неопределённых местоимениях, полученные на предыдущих уроках; формирование умения распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; отработка навыков правильного написания отрицательных местоимений с предлогами:
- б ) воспитательная – воспитание этических и эстетических норм;
- в) развивающая – развитие умений применять полученные знания на практике; развитие мышления; развитие речи учащихся; развитие умения действовать самостоятельно.
1. Личные а) кто? что? какой? сколько?
2. Возвратное б) кто-либо, некто, кое-что
3. Относительные в) себя
4. Вопросительные г) кто, что, какой, чей, сколько
5. Неопределённые д) никто, не у кого, никакой, ничей
6. Отрицательные е) я, мы, ты, вы, он, она, они
№ 2. Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные при помощи
приставок НЕ- и НИ-
вопросительные отрицательные
местоимения местоимения
Не¬ Ни¬
1. Кого? некого_________ никого_________
2. Чего? _______________ _______________
3. Кто? _______________ _______________
4. Каким? _______________ _______________
5. Что? _______________ _______________
6. Чему? _______________ _______________
№ 3. Запишите отрицательные местоимения с предлогами.
никого (у) _______________ нечем (за) _______________
некого (у) _______________ ничем (с) _______________
нечему (к) _______________ никакие (на) _______________
некем (с) _______________ ничьих (с) _______________
№ 4. Прочитайте стихотворение Агнии Барто.
1. Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём
2. Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
3. Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
4. Крикнуть некому: «Постой!»
5. Я один; мне красотой
Поделиться не с кем.
УЭ №5. Восстановите пословицы, используя отрицательные местоимения.
Друг за дружку держаться - ____________________ не бояться.
Лучше поздно, чем ____________________________________ .
Худо тому, кто добра не делает __________________________ .
Скучен день до вечера, коли делать _______________________ .
__________________ хвалиться, коли всё из рук валится.
№ 6. Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания.
(Н…)чем (н…)чего (не)сделаешь.
Кто оторвался от друзей, тому (не)(на)кого рассчитывать в беде.
Тот глуп совсем, кто (не)знается (н…)(с)кем.
Пустые речи и слушать (н…)чего.
Кто (н…)(в)чём не виноват, того и обвинять (н…)(в)чём.
Родную мать (н..)кем (не)заменишь.
№ 7. Выпишите слова с пропущенными буквами, раскрывая скобки и вставляя
пропущенные буквы
(Н…)спеши хватать руками (н…)чего, что лежит на тарелке.
(Н…)толкай (н…)кого ,кто сидит рядом с тобой, под локоть.
(Н…)(с)кем громко (н… разговаривай, (н…)старайся (н…)кого перекричать.
№ 8. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении местоимений в предложениях.
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.
________________________________________________________________________
Повесть «Выстрел» интересна. В нём много захватывающих событий.
________________________________________________________________________
Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял.
________________________________________________________________________
Лицо у ней круглое.
________________________________________________________________________
Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
________________________________________________________________________
№ 9. Выполните тест.
Местоимение – это часть речи, которая…
А) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо;
Б) обозначает предмет, признак, количество;
В) указывает на предмет, но не называет его;
Г) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Какие буквы нужно вставить в следующем предложении? Н…чего тому страшиться, кто н…чего не боится.
Выберите правильный ответ:
А) в 1-ом случае И, во 2-ом – Е;
Б) в обоих случаях И;
В) в 1-ом случае Е, во 2-ом – И;
Г) в обоих случаях Е.
Выберите строку, в которой есть орфографическая ошибка:
А) никакой, кто-нибудь, кто-то;
Б) нечто, не у кого, кое-кому;
В) нискем, кое-кто, некого;
Г) что-либо, ничего, кто-нибудь.