СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "В.В.Высоцкий на Кавказе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "В.В.Высоцкий на Кавказе"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "В.В.Высоцкий на Кавказе"»



VI-ой Районный научный конкурс молодых исследователей «Зонады фидан»









Направление: Литературное краеведение.

«Лучше гор могут быть только горы»

(В. Высоцкий в Северной Осетии)























Автор работы: Губаев Михаил

МБОУ СОШ №5 - 8 класс

Руководитель: Джусоева З. И.

Учитель русск. яз. и литературы.

Библиотекарь: Бигаева И. М.

2014г.

Оглавление

1. Введение- Стр.3

2. «Кавказ- колыбель поэтических талантов» стр. 4-5

3. В.С. Высоцкий на Кавказе стр. 5-6

4. В. С. Высоцкий в Северной Осетии. стр 7-8

5. Из воспоминаний

Т. Д. Мамсуров – президент РСО-Алании

Руслан Тебиев- худ. руководитель госфилармонии.

Аза Тебиева –артистка госфилармонии

Абоева Светлана Михайловна – Учитель МБОУ СОШ №5 и другие. стр8-9

6. Заключение Сердце Высоцкого осталось в горах Кавказа и будет жить там вечно. стр.10

7. Видеофильм

8. Список использованной литературы. стр.11































Введение

Цель :

В своей работе я ставлю задачу объединить по возможности полно материалы, относящиеся к пребыванию В.С.Высоцкого на Кавказе, к периоду, справедливо названному по взлёту творческих сил «Болдинской осенью Высоцкого»

Хотел собрать материал, который бы наглядно показал жизнь поэта, в г.Орджоникидзе (Владикавказе)

В работу включил воспоминания, опубликованные как вскоре после смерти поэта, так и позже, материалы,собранные со слов очевидцев

Задачи: охарактеризовать период жизни и творчества известного поэта ,актера,певца за время пребывания на Кавказе (В Северной Осетии).

Собрать данные из воспоминаний очевидцев ,освоить приемы работы с научной, художественной литературой, интернет ресурсами, библиографической литературой.

Актуальность.

Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Краеведение делится на три отрасли: географическое, историческое и литературное.

Краеведческие материалы по значимости могут составить конкуренцию любому жанру. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести несложное социологическое исследование с одним вопросом: «Какой материал Вы читаете или смотрите в первую очередь?». Как показывает практика, опрошенные отдают предпочтение краеведческому очерку или зарисовке.

Основателем литературного краеведения в Северной Осетии является известный советский лермонтовед Девлет Азаматович Гиреев. Перу литературоведа и писателя принадлежат книги «Осетия в русской литературе» (Совместно с М. Т. Лукашенко). «Рассказы литературоведа», «Михаил Булгаков на берегах Терека»

Теоретическая и практическая значимость: Работу можно использовать при изучении творчества поэтов 20 века, открытых мероприятиях, классных часах ,в литературно-художественной композиции.



На Кавказе.

Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым странам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

Сергей Есенин

«Кавказу – писал В. Г. Белинский, –

как – будто суждено быть

колыбелью наших поэтических талантов,

вдохновителем и пестуном их музы,

поэтическою их родиною.»

В своем «путешествии в сказочную страну»

Кнут Гамсун пишет,

что русские императоры возвели в обычай

ссылать опальных поэтов на Кавказ,

но Кавказ из места ссылки превращался для

поэтов в источник вдохновения.

Нетрудно догадаться, что здесь говориться

о Пушкине и Лермонтове



Есть ли на свете еще один уголок, так ярко воспетый поэтами, прозаиками, художниками, как Кавказ! От Пушкинского классического «Кавказа» до бардовских песен Визбора и Высоцкого – дистанция огромного размера. И все же, несмотря на огромный разрыв во времени и разницу стилей, в них есть главное, что роднит: поэтические строки освещены особым светом, который может излучать только большая любовь. Увидеть Кавказ и не полюбить его невозможно. Это и горы, никогда и не перед кем ни снимающие со своих гордых глав белоснежные папахи. И быстрые реки, стремящиеся к морю, и водопады, шумно разбивающие хрусталь вод о тысячелетние камни. Каждый находит здесь что-то близкое своему сердцу, что-то очень дорогое, что остается с ним навсегда.

…Есть люди-звезды, люди-маяки, люди-костры, люди-взрывы, которые одним своим существованием делают мир ярче, многограннее, полнее, встряхивают, заражают одержимостью, напоминают, что жить надо на полную катушку, сочно, до хруста! Они движутся и увлекают за собой. Именно таким я представляю себе Высоцкого. Его феномен – одно из самых ярких явлений в культурной жизни России 60-70 гг. Я живу на Кавказе и горжусь тем, что Владимир Высоцкий бывал здесь и «оставил в горах свое сердце».

Время не властно над творчеством Владимира Высоцкого. Это подтверждает каждый его день рождения. 25 января по традиции его коллеги и почитатели таланта отмечают эту дату. Советская власть Владимира Высоцкого не жаловала. Статьи о нем изредка, но все же просачивались в печать, но каждый раз они походили, скорее, на публичную выволочку. Высоцкому потребовалось всего лишь умереть, чтобы мощь его личности и величина таланта стали очевидны. До сих пор напротив его имени нет звания народного или хотя бы заслуженного. Об этом с горечью говорят и в Северной Осетии. Когда-то Кавказ гостеприимно принял Высоцкого и до сих пор бережно хранит о нем память ...

Весь мир, как на ладони, он увидел именно отсюда. С высоты гор, на которых еще не бывал. На Северный Кавказ Владимир Высоцкий приезжал с гастрольными турами несколько лет подряд. Его встречали овациями в Осетии и Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Дагестане. Именно здесь он сыграл одну из лучших своих ролей - в кинокартине «Вертикаль».

В 1966 г. Владимира Высоцкого пригласили на главную роль фильма «Вертикаль», который снимался в горах Кавказа. А актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Зрительским успехом фильм обязан прежде всего Высоцкому и новым его песням. Песни Высоцкого были у всех на устах, особенно та, которая звучит в конце фильма «Оставляя в горах свое сердце». Во время съемок «Вертикали» он написал 7 песен

В 1968г. после выхода «Вертикали» группа альпинистов покорила безымянную вершину высотой 6200 м и назвала ее

«Пик Владимира Высоцкого».

В Кабардино-Балкарии открыт альпинистско-охотничий музей, который носит имя Владимира Высоцкого. Основал этот музей Хусейн Залиханов, который возглавлял всесоюзную базу отдыха в Приэльбрусье. В музее экспонируется множество редких снимков Владимира Высоцкого в период съемок фильма «Вертикаль».

Имя Высоцкого музей носит неслучайно.

Именно здесь снимался фильм «Вертикаль», именно в этом фильме впервые прозвучали строки:

Здесь вам не равнина, здесь климат иной-

Идут лавины одна за одной.

И здесь за камнепадом ревет камнепад.

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный как военная тропа…

Памяти Михаила Хергиани Высоцкий посвящает песню «К вершине». Это один из самых знаменитых альпинистов СССР. Родом из горной страны Сванетии. Удивительной души и характера человек, семикратный чемпион СССР по скалолазанию. Погиб в Альпах.

В октябре 1978г. Высоцкий в Грозном. На стадионе он впервые спел песню про «республику чечено-ингушей», о переселении их за Урал после войны. Шел сильный дождь, известный артист Махмуд Эсамбаев в белоснежном костюме выскакивает на сцену – и на колени: «Володя, спасибо тебе!». Десятитысячный стадион восторженно аплодировал.

В 1979 г. Высоцкий приезжает в Кисловодск и дает 2 концерта, а затем выступает в Пятигорске. В 1990 г. в газете «Кавказская здравница» опубликованы воспоминания журналиста Р. Агаханова: «Во время интервью я спросил о девизе Высоцкого. Он, не задумываясь, ответил: «Хочу людям добра».

Высоцкий выступал в Махачкале и Владикавказе.

Несколько концертов прошли в городе Моздоке.

-Это было в августе 1979 года, в г. Орджоникидзе. Не скажу, чтобы я был таким уж фанатом Высоцкого, но песни его любил, и однажды, узнав о предстоящих двухдневных гастролях и концертах певца на центральном стадионе (возле городского рынка), сестра дала мне денег и попросила достать контрамарки. Знаменитый бард поселился в двенадцатиэтажной гостинице «Владикавказ» на берегу Терека и на телефонные звонки не отвечает…

На центральный стадион было не пробиться — мы с трудом протиснулись на свои места (в 5 или 6 ряду), выступления Высоцкого ждали долго. Как было принято, первыми номерами выступали малоизвестные молодёжные ВИА и «заслуженные артисты республики». Зрители откровенно скучали и поэтому довольно вяло встречали и провожали «Молодые голоса» и местного эстрадника Аскера Махмудова, в которого к тому же полетели помидоры… Уже окончательно стемнело, когда мы дождались Высоцкого! Он стремительно вышел на сцену, поприветствовав зрителей, тепло отозвался о людях, о кавказском гостеприимстве, рассказал о своём творчестве, о Театре на Таганке, и, наконец, ударил по струнам — запел свою знаменитую «Таганку».

И тут начались всевозможные препоны: то гас свет, то лучи прожектора освещали всё, кроме фигуры певца. Спасал положение сам Высоцкий — шуточными комментариями…

Пел Высоцкий долго, без перерывов — всё выступление, как говорится, на одном дыхании. Многие помнят его знаменитую фразу: «Я краду у аплодисментов в пользу песен». Словно чувствовал, что долгой жизни ему не светит: не дадут! И выкладывался полностью. Почти все зрители приходили с магнитофонами и, несмотря на милицейское оцепление, кромка стадиона была уставлена кассетниками! Концерт закончился в одиннадцатом часу, под грандиозные аплодисменты артист попрощался со зрителями, и взять автограф было просто невозможно. Тогда по всей стране беззастенчиво торговали автографами и бобинами с записями Высоцкого, которые тогда не считались «пиратскими» – ведь и официальных не было..

Олег Погодаев

Конец семидесятых. Кроме работы в Таганке у Высоцкого нет ничего, даже возможности давать сольные концерты. В Москве чиновники от культуры артиста не жалуют. Присвоить звание хотя бы «заслуженного» давно признанному народомВысоцкому попросту не спешат. Каждый крупный концерт - результат ловко спланированной авантюры. Друзья и коллеги пытаются действовать через провинцию. Высоцкого «прикрепляют» к Северо-Осетинской госфилармонии.

«В документах числился Высоцкий, но никто не обращал внимания, что это именно тот Высоцкий. Фамилий ведь одинаковых много. Мне выписывали гастрольные удостоверения и на Украину, и в Узбекистан. А если узнавали, что это именно тот Высоцкий, приходили люди и говорили, что он здесь не нужен», - рассказывает администратор Государственной филармонии Северной Осетии Руслан Тебиев.

«Выбить для Высоцкого звание заслуженного артиста Северной Осетии так и не вышло. Идею удалось продвинуть до уровня местного обкома партии, но там побоялись гнева Москвы.» А вот сотрудничество с осетинскими музыкантами укрепилось. Чеканка - все, что осталась у супругов Тебиевых в память о Высоцком. Нет даже совместных фотографий.

Первую часть концерта всегда занимала программа вокально-хореографического ансамбля «Алые маки». Владимир Высоцкий выходил на сцену сразу после их коронного танца с кинжалами, вспоминает солистка ансамбля Аза Тебиева.

«Он был очень простым, легким человеком. Всегда общался с музыкантами, танцорами на равных. Мог спокойно подойти к музыканту и попросить, например, дополнительную струну, если у него порвалась. И вокруг него всегда собирались музыканты, старались ему в чем-то помочь», - говорит она.

Аза с гордостью вспоминает, как Высоцкий называл ее сестренкой. Уже тогда она относилась к нему с огромным уважением и даже трепетом. «Перед одним из концертов он зашел ко мне и говорит: «Аза, спасай! Пуговица оторвалась». Я согласилась, а у самой руки трясутся. Батник-то Владимира Высоцкого!»

Такое количество людей на стадионе не собирали даже матчи любимой футбольной команды «Спартак-Орджоникидзе», вспоминает Руслан Тебиев. Тех, кто пришел, чтобы увидеть и услышать Высоцкого, не мог испугать и проливной дождь.

«Тогда на стадионе навесов не было. Все сидели под зонтами. Высоцкий попросил найти человека, который бы держал над ним зонтик, чтобы гитара не мокла», - вспоминает администратор филармонии.

Высоцкий пел под дождем почти час. Кроме него, из заявленных артистов на сцену никто не вышел… Мирон Темиряев снимал Высоцкого для афиш того концерта. Эти черно-белые фотографии теперь в числе главных работ всей жизни. Правда, их знакомство состоялось задолго до этого, в 1957 году - на творческом вечере в Москве.

«По первому впечатлению это был молодой, задорный парень. Играл на гитаре, причем не очень хорошо. Он не гитарист был, наигрывал какие-то аккорды. И под них пел песни», - отмечает Мирон Темиряев.

Десятка три уникальных фотографий. Высоцкий рядом с Суницкой мечетью - символом города, на фоне буйного Терека и заснеженных гор. Теперь эти снимки - часть истории одной жизни, небезразличной людям разных поколений.

«Он стал совестью нашей эпохи, того сложного времени. Всем нравился сразу, был своим. Мы все тогда были критически настроены, и понимали, что нужны перемены», - рассказывает Мирон Темиряев. .

«…Мне повезло: с одноклассниками были на этом концерте. Билеты невозможно было достать. Один из одноклассников достал настоящий билет и сделал нам копии( рисовал очень хорошо), так мы попали на концерт. Концерт оставил массу впечатлений, которые живы в моей памяти, душе до сих пор. Ощущение, словно это было вчера. Мы выросли на песнях Высоцкого. Одна только "Если вдруг оказался вдруг" чего стоит... Высоцкий -это душа, это поэт, это честность, это голос совести, это пальцы в кровь от напряжения, это гений и уважаемый всей нацией человек…»

Кавказское гостеприимство и национальный колорит Владимир Высоцкий познал благодаря простым парикмахерам. Для Петра Баранова артист стал, пожалуй, самым именитым клиентом. Специально к его приезду даже подготовили самодеятельный концерт с балалайкой. Стрижка Владимиру Высоцкому понравилась, а вот репертуар он предложил сменить.

«Выступающий взял балалайку, начал играть: «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Высоцкий сначала слушал, а потом попросил сыграть что-то из национального», - вспоминает Петр Баранов.

Людей, лично знакомых с Владимиром Высоцким, среди владикавказцев немало. Поклонников его таланта еще больше. Ценители творчества Высоцкого надеются, что на одной из улиц города, связанной с его именем, вскоре появится памятник легендарному артисту.

Отметим, что в Орджоникидзе Высоцкий выступил в нескольких местах: во Дворце спорта, в ДК «Металлург», а также в двух режимных учреждениях: в Высшем зенитно-ракетном командном училище ПВО имени И. Плиева и училище МВД имени С. Кирова.

В октябре 1978 года артист дал во Владикавказе (тогда Орджоникидзе) концерт на Манеже, на котором среди зрителей был и молодой Таймураз Мамсуров с друзьями. 

Таймураз Дзамбекович с теплотой вспомнил те дни: «Высоцкий – это время моей юности. Я помню его выступление у нас, в Орджоникидзе Владимир Высоцкий тогда пробыл в Осетии 3 дня. Концерт официально не анонсировался, так как артисту было запрещено вести гастрольную деятельность. «Ажиотаж был огромным, — вспоминает Таймураз Мамсуров. – Помню, анонса даже не было, сработало сарафанное радио. Я тогда ещё на стройке работал. Мы услышали о концерте и с друзьями приехали из Беслана в город. Оказались на концерте прямо перед сценой. Высоцкий просил не аплодировать и не фотографировать. Он ценил каждую минуту для того, чтобы петь, а не выслушивать долгие аплодисменты. Помню еще его фразу в конце выступления: «Я не пою на бис».

После просмотра кинофильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» Глава республики поделился впечатлениями и сравнил экранный образ с тем живым Высоцким, который остался в его памяти: «Мне тогда не удалось пообщаться с ним лично. Но я увидел его совершенно простым, доступным, каждый мог к нему подойти. Нас с друзьями никто не расталкивал, когда мы подошли за автографом, он был без охраны. Автограф мы получили, но, к сожалению, он не сохранился. Зато у меня есть фотография, но которой Владимир Семенович у парапета Набережной на фоне Суннитской мечети. В свое время это фото хранилось в фотоальбомах у многих. В моей памяти Высоцкий остался энергичным, бодрым, совсем не таким, как он изображен в фильме. Но большое спасибо режиссерам и тем специалистам, которые отразили атмосферу того времени. Время воссоздали с фотографической точностью вплоть до деталей с плетеной ручкой».

Сердце Высоцкого осталось в горах Кавказа и будет жить там вечно…

«Он умер рано.

Впрочем, как посмотреть… Он жил в таком темпе, так полно проживая отпущенное ему время, оставил такой заметный след в театре, так ярко вспыхивал на экране и, главное, оставил столько стихов, которые навсегда «останутся в строю» - нет, такую жизнь нельзя считать короткой…»

С.Говорухин.







































Список используемой литературы :

Песни и стихи Владимира Высоцкого: Каталог / Сост. А. Петраков // Вагант: Прилож. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1995. - Вып. 43-46. - 64 с.

Томенчук Л. Если друг оказался вдруг...: [Тема дружбы в творчестве В. Высоцкого] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1992. - 2; 3.

Томенчук Л. "Нам ни к чему сюжеты и интриги": [Сюжеты песен В. Высоцкого] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1993. - 3 (7); 4 (8).

Интернет ресурсы.

Рассказы очевидцев.

КУСОВ Г.И, ТЕДТОЕВА З.Х. Литературное краеведение. Владикавказ 2006г.

Бебутов Г.В. Сергей Есенин в Грузии.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!