СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Великому русскому композитору С.В.Рахманинову-150 лет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Великому русскому композитору С.В.Рахманинову-150 лет"»

Рахманинов Сергей  Васильевич 1 апреля 1873 г.−28 марта 1943 г.

Рахманинов Сергей Васильевич

1 апреля 1873 г.−28 марта 1943 г.

Семья Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье в усадьбе Семёново  Старорусского уезда   Новгородской губернии [7][8] . Отец  композитора , Василий Аркадьевич Рахманинов (1842―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода  Рахманиновых  от «внука молдавского господаря  Стефана Великого » Василия, прозванного Рахманиным [9] . Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― единственная дочь генерал-майора  П. И.  Бутакова , преподавателя истории  Аракчеевского кадетского корпуса . Дед композитора по отцовской линии,  Аркадий Александрович , был музыкантом, учился игре на фортепиано у  Джона Филда  и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились  романсы  и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869 году» для фортепиано в четыре руки. Отец Рахманинова был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски.

Семья

  • Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье в усадьбе Семёново  Старорусского уезда   Новгородской губернии [7][8] .
  • Отец  композитора , Василий Аркадьевич Рахманинов (1842―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода  Рахманиновых  от «внука молдавского господаря  Стефана Великого » Василия, прозванного Рахманиным [9] . Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― единственная дочь генерал-майора  П. И.  Бутакова , преподавателя истории  Аракчеевского кадетского корпуса . Дед композитора по отцовской линии,  Аркадий Александрович , был музыкантом, учился игре на фортепиано у  Джона Филда  и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились  романсы  и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869 году» для фортепиано в четыре руки. Отец Рахманинова был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски.
Интерес к музыке Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение  Санкт-Петербургской консерватории  в класс  В. В.  Демянского [10][11][12] . Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете было решено перевезти его в Москву и поселить в частном пансионе известного педагога, профессора  Московской консерватории   Н. С. Зверева . Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. В пансионе царила строгая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение  оперных  спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях.

Интерес к музыке

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение  Санкт-Петербургской консерватории  в класс  В. В.  Демянского [10][11][12] . Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете было решено перевезти его в Москву и поселить в частном пансионе известного педагога, профессора  Московской консерватории   Н. С. Зверева . Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. В пансионе царила строгая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение  оперных  спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях.

Юношество В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны  Первый фортепианный концерт , ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе  Прелюдия до-диез минор  (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано ( фр.   Morceaux de fantaisie ), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — « Алеко », написанная по произведению  А. С. Пушкина  « Цыганы ». Опера очень понравилась П. И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в  Большом театре . Чайковский даже хлопотал о её включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой « Иоланта », но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлён.

Юношество

  • В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны  Первый фортепианный концерт , ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе  Прелюдия до-диез минор  (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано ( фр.   Morceaux de fantaisie ), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — « Алеко », написанная по произведению  А. С. Пушкина  « Цыганы ». Опера очень понравилась П. И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в  Большом театре . Чайковский даже хлопотал о её включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой « Иоланта », но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлён.
Из архива в 19 лет ☻

Из архива в 19 лет ☻

Три периода

  • Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода:  ранний  (1889—1897),  зрелый  (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и  поздний  (1918—1941).
  • Стиль Рахманинова, выросший из позднего  романтизма , впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам  А. Скрябину  и  И. Стравинскому  Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы  постромантической  традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального  авангарда  XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения  импрессионизма  и  авангарда , стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с  Л. ван Бетховеном : так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае —  венского классицизма ), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый период Первый ранний период  начинался под знаком позднего  романтизма , усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), « кучкистов », древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров  полистилистики  — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Первый период

  • Первый ранний период  начинался под знаком позднего  романтизма , усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), « кучкистов », древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров  полистилистики  — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости

  • Период зрелости  отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже  знаменного распева , русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных  прелюдиях  ор. 23. Однако начиная с  симфонической поэмы  «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике  символизма  и  модерна , а с другой — претворением достижений современной музыки:  импрессионизманеоклассицизма , новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма « Колокола » для хора, солистов и оркестра, на слова  Эдгара По  в переводе  К. Бальмонта  ( 1913 ). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа  Т. Манна  « Доктор Фаустус ».
Поздний (зарубежный) период творчества Поздний (зарубежный) период творчества  отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского  знаменного распева , джаза, «ресторанной»  эстрады  1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности  авангарда [27 ] .  В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Поздний (зарубежный) период творчества

  • Поздний (зарубежный) период творчества  отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского  знаменного распева , джаза, «ресторанной»  эстрады  1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности  авангарда [27 ] .
  • В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Памятники, названный в честь него Памятник в Великом Новгороде скульптора Рукавишникова Памятник Сергею Рахманинову (Великий Новгород)

Памятники, названный в честь него

Памятник в Великом Новгороде скульптора Рукавишникова

Памятник Сергею Рахманинову (Великий Новгород)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!