МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»
Презентация
к мастер-классу по теме «Верховая набойка»
Автор: преподаватель высшей категории Садаускене Инна Николаевна
2018г
Набойка - старинная традиционная техника нанесения рисунка на ткань при помощи деревянной печатной доски с рельефным орнаментом.
Древнее искусство
Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов.
В России технология изготовления набивных тканей известна, по меньшей мере с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века.
В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка.
В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920—1930-х годах. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов.
Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика.
Формы бывают резные деревянные — манеры, или наборные — медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.
Верховая набойка
Верховая набойка - печать краской по ткани. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка».
Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.
Кубовая набойка
Кубовым - стали называть способ набойки, при котором ткань опускалась в чан, имеющий форму куба. В чане была краска цвета «индиго». Индиго — природный краситель, его ещё называют кубовой. Были мастера, специалисты по кубовой набойке, которые могли придать ткани разные оттенки синего, по желанию заказчика. Их называли «синильщики».
Сам метод заключается в том, что на белую ткань воском набивали узор. После этого ткань опускали в куб с красителем. В конце операции воск удалялся, и получалась синяя ткань с белыми линиями узоров. Воск не давал ткани прокрашиваться в местах узоров.
Промысел
Занятие набойкой по ткани частному мастеру было не под силу, поскольку для этого требовалось немало рабочих рук и специальное оборудование. Было выгодно объединяться в артели.
Достаточно хорошо был развит промысел на Русском Севере, в Каргаполье, а так же на территории Костромской, Вологодской, Тверской губерний и других.
В наше время набойка до сих пор применяется при производстве платков на Павлово-Посадской фабрике.
Как и в прежние времена, узоры состоят из сложных элементов, которые наносятся поэтапно. Многое делается вручную, хотя многое и автоматизировалось. Например, формы набойных досок уже не вырезаются как раньше, мастерами резчиками, а изготавливаются на станках с программным управлением. Но принцип набойки остаётся.
Варианты идей применения набойки
Использованные источники
http://ru.russianarts.online/crafts/123842-nabojka-po-tkani/
http://www.goodhandwork.ru/blog/master-klass-ruchnoj-nabojki-po-tkani
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Набойка
http://compuart.ru/article/24635
http://archvuz.ru/2007_1/18
http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/kalamkari-nabivka-risunka-shtampami.html
http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/kalamkari-nabivka-risunka-shtampami.html