СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Вид. Критерии вида"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Вид. Критерии вида"»

Вид. Критерии вида. Составитель: учитель биологии Дорошенко Татьяна Геннадьевна МОУ «СОШ п.Бурасы»

Вид. Критерии вида.

Составитель: учитель биологии Дорошенко Татьяна Геннадьевна

МОУ «СОШ п.Бурасы»

Медведь бурый

Медведь бурый

Медведь белый

Медведь белый

Подсчитайте количество особей, видов и родов Еж обыкновенный Лисица обыкновенная Медведь гималайский Хомячок джунгарский Заяц- беляк Медведь бурый Хомячок сирийский Заяц-русак Еж ушастый Лисица обыкновенная

Подсчитайте количество особей, видов и родов

  • Еж обыкновенный
  • Лисица обыкновенная
  • Медведь гималайский
  • Хомячок джунгарский
  • Заяц- беляк
  • Медведь бурый
  • Хомячок сирийский
  • Заяц-русак
  • Еж ушастый
  • Лисица обыкновенная
Количество особей-10 Видов-9 Родов-5
  • Количество особей-10
  • Видов-9
  • Родов-5
Вывод: 1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывается род, к которому относится вид (существительное), а затем видовое название (прилагательное)

Вывод:

  • 1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывается род, к которому относится вид (существительное), а затем видовое название (прилагательное)
Вывод: 2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др. 3.Сходные виды объединяются в один род. 4.Вид-это основная категория биологической классификации.

Вывод:

  • 2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.
  • 3.Сходные виды объединяются в один род.
  • 4.Вид-это основная категория биологической классификации.
Вид -совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм
  • Вид -совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм
Ареал- область распространения данного вида или популяции в природе. Популяция- совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию-ареал. Генофонд -совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
  • Ареал- область распространения данного вида или популяции в природе.
  • Популяция- совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию-ареал.
  • Генофонд -совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
Критерии вида Название критерия Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду 1. Исключение 2.

Критерии вида

Название критерия

Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду

1.

Исключение

2.

Критерии вида 1. Морфологический  Сходство внешнего и внутреннего строения организмов  Исключение :Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм

Критерии вида

  • 1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов

Исключение :Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм

Критерии вида 2. Физиологический  Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании Исключение : собака х волк  тополь х ива  канарейка х зяблик  (плодовитое потомство)

Критерии вида

  • 2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании

Исключение : собака х волк

тополь х ива

канарейка х зяблик

(плодовитое потомство)

Критерии вида 3. Экологический  Сходны способом питания, местом обитания, набором факторов внешней среды, необходимый для их существования Исключение: экологические ниши разных видов перекрываются

Критерии вида

  • 3. Экологический

Сходны способом питания, местом обитания, набором факторов внешней среды, необходимый для их существования

Исключение: экологические ниши разных видов перекрываются

Критерии вида 4.Географический  Занимают определенный ареал  исключение : космополиты, ареалы многих видов совпадают

Критерии вида

  • 4.Географический

Занимают определенный ареал

исключение : космополиты, ареалы многих видов совпадают

Критерии вида 5.Биохимический  сходны по биохимическим параметрам (состав и структура белков и нуклеиновых кислот)  Исключение : Есть очень близкие виды по биохимическому составу

Критерии вида

  • 5.Биохимический

сходны по биохимическим параметрам (состав и структура белков и нуклеиновых кислот)

Исключение : Есть очень близкие виды по биохимическому составу

Критерии вида 6. Этологический  Сходство в поведении, особенно в брачный период  исключение : существуют виды с близким поведением

Критерии вида

  • 6. Этологический

Сходство в поведении, особенно в брачный период

исключение : существуют виды с близким поведением

Критерии вида 7. Генетический  особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения)  исключение : хромосомный полиморфизм в пределах вида ; у многих разных видов число хромосом одинаково

Критерии вида

  • 7. Генетический

особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения)

исключение : хромосомный полиморфизм в пределах вида ; у многих разных видов число хромосом одинаково

Критерии вида 8. Исторический  Единство происхождения особей в пределах вида

Критерии вида

  • 8. Исторический

Единство происхождения особей в пределах вида

Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.
  • Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.
Лабораторная работа Изучение морфологических особенностей растений различных видов Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Оборудование: гербарные материалы растений разных видов

Лабораторная работа

  • Изучение морфологических особенностей растений различных видов
  • Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
  • Оборудование: гербарные материалы растений разных видов
Ход работы 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения 2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства и различия растений?

Ход работы

  • 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения
  • 2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства и различия растений?
IV. Закрепление изученного материала.  Беседа по вопросам:  1. Что такое вид?  2. Какие критерии вида вам известны?  3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?  4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?  5. Сколько видов обитает на нашей планете?

IV. Закрепление изученного материала.

  • Беседа по вопросам: 1. Что такое вид? 2. Какие критерии вида вам известны? 3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду? 4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности? 5. Сколько видов обитает на нашей планете?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!