СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления на городском семинаре-практикуме "АУТИЗМ. ЕГО ПРИЗНАКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации предоставлена клинико-психологическая классификация детей с расстройствами аутистического спектра, раскрыты особенности их поведения, коммуникативно-речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления на городском семинаре-практикуме "АУТИЗМ. ЕГО ПРИЗНАКИ"»

АУТИЗМ. ЕГО ПРИЗНАКИ

АУТИЗМ. ЕГО ПРИЗНАКИ

В дошкольном учреждении функционирует 4 группы, в которых воспитываются и обучаются 37 детей от 3 до 7 лет. Режим работы круглосуточный, пятидневный. В 2010 году в МДОУ открыта первая группа для детей с аутизмом. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №168 компенсирующего типа города Макеевки»

В дошкольном учреждении функционирует 4 группы, в которых воспитываются и обучаются 37 детей от 3 до 7 лет.

Режим работы круглосуточный, пятидневный.

В 2010 году в МДОУ открыта первая группа для детей с аутизмом.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №168 компенсирующего типа города Макеевки»

заведующая; старший воспитатель; 4 учителя – дефектолога; 2 учителя – логопеда; 8 воспитателей; музыкальный руководитель; медицинская сестра. В МДОУ КТ №168 работают опытные педагоги
  • заведующая;
  • старший воспитатель;
  • 4 учителя – дефектолога;
  • 2 учителя – логопеда;
  • 8 воспитателей;
  • музыкальный руководитель;
  • медицинская сестра.

В МДОУ КТ №168 работают опытные педагоги

СИНДРОМ РАННЕГО  ДЕТСКОГО АУТИЗМА Отрыв от реальности, отгороженность от внешнего мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние раздражители, нарушение адекватной эмоциональной связи со средой

СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Отрыв от реальности, отгороженность от внешнего мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние раздражители, нарушение адекватной эмоциональной связи со средой

Данные Всемирной организации здоровья

Данные Всемирной организации здоровья

Ганс А́спергер 1906-1980 Э́йген Бле́йлер  1857-1939 Ле́о Ка́ннер  1894-1981

Ганс А́спергер

1906-1980

Э́йген Бле́йлер 

1857-1939

Ле́о Ка́ннер 

1894-1981

Важно осознавать, что аутизм – это не просто отсутствие отношений с другим человеком, а особенная форма отношений с самим собой  (Генри Элленберг )

Важно осознавать, что аутизм – это не просто отсутствие отношений с другим человеком, а особенная форма отношений с самим собой

(Генри Элленберг )

«Триада» аутизма  Лорна Винг – английский врач-психиатр, в 1996 году дала следующее описание «триады нарушений» расстройств аутистического спектра: недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

«Триада» аутизма

Лорна Винг

английский врач-психиатр,

в 1996 году дала

следующее описание

«триады нарушений» расстройств аутистического спектра:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Детский аутизм, классический аутизм или синдром Каннера  (F 84.0) Это расстройство общего психического развития, которое проявляется у детей в возрасте до 3 лет без предварительного периода нормального развития и характеризуется тремя группами признаков: нарушение социального взаимодействия; нарушение общения; ограниченное, стереотипное поведение

Детский аутизм, классический аутизм или синдром Каннера (F 84.0)

Это расстройство общего психического развития, которое проявляется у детей в возрасте до 3 лет без предварительного периода нормального развития и характеризуется тремя группами признаков:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение общения;
  • ограниченное, стереотипное поведение

С раннего возраста можно наблюдать: трудности в кормлении; избирательность в еде; проблемы с желудочно – кишечным трактом; часто отмечается склонность к аллергическим проявлениям; нарушения сна; разные варианты реагирования на внешние раздражители; нередко родители считают своего ребенка «удобным», спокойным, беспроблемным; дети не тянуться на руки, а находясь на руках, обычно наблюдаются два типичных проявления или напряженность и отстраненность, или пассивность;

С раннего возраста можно наблюдать:

  • трудности в кормлении;
  • избирательность в еде;
  • проблемы с желудочно – кишечным трактом;
  • часто отмечается склонность к аллергическим проявлениям;
  • нарушения сна;
  • разные варианты реагирования на внешние раздражители;
  • нередко родители считают своего ребенка «удобным», спокойным, беспроблемным;
  • дети не тянуться на руки, а находясь на руках, обычно наблюдаются два типичных проявления или напряженность и отстраненность, или пассивность;

боится незнакомых людей или реагирует на всех одинаково безразлично; избегает прямого контакта «глаза в глаза», смотрит «сквозь»; не подражает действиям взрослого; использует руку взрослого как инструмент; нарушена реакция на эмоции других людей; практически не обращается за сочувствием и с просьбой о помощи; не формируются жесты, необходимые для общения; попытки «проникнуть» в мир ребенка часто приводят к всплеску тревоги, агрессии и самоагрессии;
  • боится незнакомых людей или реагирует на всех одинаково безразлично;
  • избегает прямого контакта «глаза в глаза», смотрит «сквозь»;
  • не подражает действиям взрослого;
  • использует руку взрослого как инструмент;
  • нарушена реакция на эмоции других людей;
  • практически не обращается за сочувствием и с просьбой о помощи;
  • не формируются жесты, необходимые для общения;
  • попытки «проникнуть» в мир ребенка часто приводят к всплеску тревоги, агрессии и самоагрессии;
отношение к близким часто безразличное, но в дальнейшем оно может измениться на повышенную приверженность, симбиотическое единство с кем-нибудь из близких; к другим людям аутист часто относится как к предметам; своих сверстников просто не замечает, может рассматривать и трогать их как неживые предметы, интерес вызывают не дети, а то, что они делают; иногда проявляет бурную радость и обнимая своих сверстников может причинять им боль; в общих играх не принимает участие; позднее формирование понятия «Я» и задержка адекватного его использования.
  • отношение к близким часто безразличное, но в дальнейшем оно может измениться на повышенную приверженность, симбиотическое единство с кем-нибудь из близких;
  • к другим людям аутист часто относится как к предметам;
  • своих сверстников просто не замечает, может рассматривать и трогать их как неживые предметы, интерес вызывают не дети, а то, что они делают;
  • иногда проявляет бурную радость и обнимая своих сверстников может причинять им боль;
  • в общих играх не принимает участие;
  • позднее формирование понятия «Я» и задержка адекватного его использования.

Коммуникативные проблемы: главной проблемой является отсутствие или выраженная недостаточность коммуникативной функции речи; ребенок не разговаривает или говорит сам с собой, причем не использует для общения ни жесты, ни звуки; применяет в отношении себя местоимения и глаголы во 2-м и 3-м лице; речь стереотипная, звучит как отсроченная эхолалия, фонографизм, характерны проявления определенной повторяемой вокализации, скандированное произношение, тягучая интонация; часто не реагирует на обращенную речь, не откликается на свое имя; в дальнейшем, в зависимости от сохранности интеллекта, понимание речи может быть достаточно хорошим;

Коммуникативные проблемы:

  • главной проблемой является отсутствие или выраженная недостаточность коммуникативной функции речи;
  • ребенок не разговаривает или говорит сам с собой, причем не использует для общения ни жесты, ни звуки;
  • применяет в отношении себя местоимения и глаголы во 2-м и 3-м лице;
  • речь стереотипная, звучит как отсроченная эхолалия, фонографизм, характерны проявления определенной повторяемой вокализации, скандированное произношение, тягучая интонация;
  • часто не реагирует на обращенную речь, не откликается на свое имя;
  • в дальнейшем, в зависимости от сохранности интеллекта, понимание речи может быть достаточно хорошим;

гуление и лепет появляются позже или отсутствуют вообще; лепет не обращен ко взрослому, ребенок не повторяет услышанные звуки, слова; у многих детей речь вообще не развивается или ребенок издает свои собственные, только ему понятные, «птичьи» звуки; могут появляться сложные, редкие слова, которые они будут произносить очень четко, потом эти слова могут исчезать из детского словаря;
  • гуление и лепет появляются позже или отсутствуют вообще; лепет не обращен ко взрослому, ребенок не повторяет услышанные звуки, слова;
  • у многих детей речь вообще не развивается или ребенок издает свои собственные, только ему понятные, «птичьи» звуки;
  • могут появляться сложные, редкие слова, которые они будут произносить очень четко, потом эти слова могут исчезать из детского словаря;
речь может быть монотонной, быстрой или спокойной, слова могут произноситься по слогам, не сопровождаться жестами; словарь может быть большим, но слова часто не связаны между собой; характерно жесткое закрепление определенных речевых высказываний за конкретными ситуациями; ребенку трудно контролировать силу своего голоса, его речь воспринимается как «деревянная», «механическая»; характерна непоследовательность речевых проявлений;
  • речь может быть монотонной, быстрой или спокойной, слова могут произноситься по слогам, не сопровождаться жестами; словарь может быть большим, но слова часто не связаны между собой;
  • характерно жесткое закрепление определенных речевых высказываний за конкретными ситуациями;
  • ребенку трудно контролировать силу своего голоса, его речь воспринимается как «деревянная», «механическая»;
  • характерна непоследовательность речевых проявлений;
Особенности поведения аутоагрессии ограниченное стереотипии ритуальное потребность в постоянстве компульсивное

Особенности поведения

аутоагрессии

ограниченное

стереотипии

ритуальное

потребность

в

постоянстве

компульсивное

Характер манипуляций с предметами без конца однообразно шуршит вертит пакетами открывает и предметы  или закрывает дверцы шкафов  газетами  любит стучать кулачком, открывает и закрывает кран с водой  раскладывает игрушки или другие предметы определенным порядком      повторяющийся характер игры, непонятный для окружающих

Характер манипуляций с предметами

без конца

однообразно

шуршит

вертит

пакетами

открывает и

предметы

или

закрывает дверцы

шкафов

газетами

любит

стучать

кулачком,

открывает

и закрывает

кран с

водой

раскладывает

игрушки или

другие

предметы

определенным

порядком

повторяющийся характер игры,

непонятный для окружающих

Классификация общих расстройств психологического развития по МКБ-10 F.84.0.  Детский аутизм F.84.1.  Атипичный аутизм F.84.2.  Синдром Ретта F.84.3.  Другие дезинтегративные расстройства детского возраста F.84.4.  Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями F.84.5.  Синдром Аспергера F. 84.8.  Другие общие расстройства развития F. 84.9.  Общие расстройства развития, не уточненные

Классификация общих расстройств психологического развития по МКБ-10

F.84.0. Детский аутизм

F.84.1. Атипичный аутизм

F.84.2. Синдром Ретта

F.84.3. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

F.84.4. Гиперактивные расстройства, сочетающиеся

с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F.84.5. Синдром Аспергера

F. 84.8. Другие общие расстройства развития

F. 84.9. Общие расстройства развития, не уточненные

 Клинико – психологическая классификация   Ольгой Сергеевной Никольской (1985 – 1987) выделены четыре основные группы РАС ПЕРВАЯ – полная отрешенность от происходящего ВТОРАЯ  – активное отвержение ТРЕТЬЯ – захваченность аутистическими интересами ЧЕТВЁРТАЯ –  чрезвычайная трудность  организации общения и  взаимодействия Основные критерии данной классификации: характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой характер и степень первичных расстройств  

Клинико – психологическая классификация

Ольгой Сергеевной Никольской (1985 – 1987) выделены четыре основные группы РАС

  • ПЕРВАЯ – полная отрешенность от происходящего
  • ВТОРАЯ – активное отвержение
  • ТРЕТЬЯ – захваченность аутистическими интересами
  • ЧЕТВЁРТАЯ

чрезвычайная трудность

организации общения и

взаимодействия

Основные критерии данной классификации:

  • характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой
  • характер и степень первичных расстройств

 

 ПЕРВАЯ группа РАС   Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Дети не откликаются на просьбы, ничего ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия. Аутизм таких детей максимально глубо к, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

ПЕРВАЯ группа РАС

  • Отсутствие речи.
  • Невозможность организовать

ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения.

  • Дети не откликаются на просьбы,

ничего ничего не просят сами,

часто не реагируют даже на боль,

голод и холод, не проявляют испуга в

ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия.

  • Аутизм таких детей максимально

глубо к, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

 ВТОРАЯ группа РАС   Дети более активны Чуть менее ранимы в контактах со средой Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции

ВТОРАЯ группа РАС

  • Дети более активны
  • Чуть менее ранимы в контактах со средой
  • Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована
  • Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах
  • Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы
  • Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции
 ТРЕТЬЯ группа РАС   Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме Проявляет экстремальную конфликтность Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи (многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника

ТРЕТЬЯ группа РАС

  • Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла
  • Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме
  • Проявляет экстремальную конфликтность
  • Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи (многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника

 ЧЕТВЁРТАЯ группа РАС   Наиболее легкий вариант аутизма На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи Трудности сосредоточения и организации ребенка Педантизм, повышенное пристрастие к порядку Задержка психического развития в целом Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека

ЧЕТВЁРТАЯ группа РАС

  • Наиболее легкий вариант аутизма
  • На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах
  • Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи
  • Трудности сосредоточения и организации ребенка
  • Педантизм, повышенное пристрастие к порядку
  • Задержка психического развития в целом
  • Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека
Самые известные аутисты мира  Микеланджело  Буонарро́ти Винсе́нт Ви́ллем  Ван Гог  Леона́рдо  да Ви́нчи Сократ  Авраа́м  То́мас  Ли́нкольн Дже́фферсон  Во́льфганг Франц  Амаде́й Мо́царт Ка́фка

Самые известные аутисты мира

Микеланджело

Буонарро́ти

Винсе́нт Ви́ллем

Ван Гог

Леона́рдо

да Ви́нчи

Сократ

Авраа́м

То́мас

Ли́нкольн

Дже́фферсон

Во́льфганг

Франц

Амаде́й Мо́царт

Ка́фка

Самые известные аутисты мира  Исаа́к Нью́тон  Чарлз  Альбе́рт Мари́я  Кюри  Эйнште́йн Ро́берт Да́рвин  Темпл Грандин Билл Сти́вен А́ллан Ким Гейтс  Спи́лберг Пик

Самые известные аутисты мира

Исаа́к

Нью́тон

Чарлз

Альбе́рт

Мари́я

Кюри

Эйнште́йн

Ро́берт Да́рвин

Темпл

Грандин

Билл

Сти́вен А́ллан

Ким

Гейтс

Спи́лберг

Пик

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок» Главная задача Программы «Особенный ребенок» – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями Закона ДНР «Об образовании» (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015) .

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок»

Главная задача Программы «Особенный ребенок» – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями Закона ДНР «Об образовании» (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015)

.

   Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок» направлена на комплексное решение следующих целей:     разностороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самого важного периода жизни человека; повышение социального статуса специального дошкольного образования; обеспечение равных возможностей для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного дошкольного образования.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок» направлена на комплексное решение следующих целей:

  • разностороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самого важного периода жизни человека;
  • повышение социального статуса специального дошкольного образования;
  • обеспечение равных возможностей для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного дошкольного образования.

Презентация подготовлена учителем-дефектологом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №168 компенсирующего типа города Макеевки» ГАНИСЛАВ И. Н. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентация подготовлена

учителем-дефектологом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №168 компенсирующего типа города Макеевки»

ГАНИСЛАВ И. Н.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!