ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ Синтаксический анализ (грамматическая основа)
Формулировка задания: прочитайте текст
(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) натуралистов поражала (предложение 1)
2) может быть (предложение 2)
3) считают (предложение 3)
4) возможно (предложение 4)
5) установлено (предложение 5)
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).
Мы жили в большом доме.
Дети шли в школу. В дверь позвонили.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
П о дл е ж а щ ее – э т о г ла в ны й ч л е н пр е дл о ж е ния , к о т о р ы й обозн а ч ает пр е д м е т р е ч и и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) о с но в н ая фо р м а в ы ра ж е ни я п о дле ж аще г о – им е н ит е л ь н ы й пад еж ( в опр о с к т о? что?).
На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж. Я в и ж у к а р а н д а ш (к н и г у ) – в и н и т е л ь н ый падеж.
Подлежащее
Одно слово
Неделимое словосочетание
Способы выражения подлежащего
Имя существительное
Сын (кто?) уехал в столицу.
Местоимение
Он (кто?) уехал в столицу.
Имя прилагательное
Старший (кто?) уехал в столицу.
Причастие
Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
Имя числительное
Инфинитив (неопределённая форма глагола)
Двое (кто?) уехали в столицу.
Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить.
Наречие
Настало и роковое послезавтра (что?).
Предлог
«В» (что?) является предлогом.
Союз
«А» (что?) – противительный союз.
Частица
«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
Междометие
Неслось со всех сторон «ау» (что?).
Способы выражения подлежащего
Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже.
Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом «из».
Шесть стульев стояло у стены.
Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу.
Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!)
Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
М а т ь с с ы н о м по е д е т ( е д. ч.) отдыхать.
Способы выражения подлежащего
Существительные «начало»,
«середина», «конец»+ существительное в родительном падеже
Существительное +согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)
Стоял конец сентября. Сейчас лишь начало февраля.
Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя
Что-то неприятное было во всем его облике.
ВАЖНО!!!
Подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы: кто? что?
1. Слова: МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются!!!!!
Мне надо доделать упражнение.
Ей мама купит книги.
(«Мне» - это тот, кто производит действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?).
ВАЖНО!!!
- Обращение никогда не может быть подлежащим!
К о л я , з а к ро й о к н о ! ( « К о л я» - о б раще ни е !)
Маша, пошли гулять. («Маша» – обращение!)
- В придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова: КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
[ В к о м н а те б ы л и д е т и] , ( к о т ор ы е н е о б ра щ а л и н а н а с никакого внимания).
« К от ор ы е » - э т о п о д л е ж ащ е е , т а к к а к о т в е ч ае т на в о п р о с КТО?
- В придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.
[Она ненавидела всё], (что было связано с футболом).
(«Что» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит дей- ствие «было связано».)
- Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо.
Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).
Мы жили в большом доме .
Ты сходи в школу .
СКАЗУЕМОЕ
Составное
Простое глагольное сказуемое (ПГС)
Составное глагольное сказуемое (СГС)
Способы выражения ПГС
Форма
Примеры
1. Глагол в настоящем, прошедшем или будущем времени в изъявительном наклонении, в повелительном или условном наклонении.
Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Сергей, ступай в училище.
2. И нфинитив
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Жить – родине служить.
3. Междометие (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг, толк )
Заишите домашнее задание.
Подруга каждая тут тихо толк подругу.
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме
Ты ее хвать , а она убежала.
Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет.
5. Личный глагол с различными частицами ( было, знай себе, чуть, как будто, словно, да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Давай я поеду с тобой.
6. Синтаксически неделимые словосочетания, состоящие из глагола и существительного, выражающих единое значение сказуемого. Разделять их при разборе нельзя.
Да приснятся тебе сладкие сны. Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
Мы принимаем участие (участвуем) в конкурсе.
7. Простая глагольная форма с повтором.
В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга.
Компания производит (ремонтирует) ремонт холодильников.
8. Сочетание двух глаголов со значением одного действия.
Старик со старухой живут-поживают вместе. Пойду поспрашиваю , какое расписание ждёт нас завтра.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых
л е к с и ч е с к о е и н а кл о н е н и е)
з н а ч е ние и гр а м м а т и ч е с к о е з н а ч е ние ( в р емя выражаются разными словами.
Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС);
Он болел два месяца (ПГС). – Он начал болеть (СГС).
СГС = вспомогательный глагол + инфинитив
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает гр а м м а т и ч е с к о е з н а ч е ние ( в р ем я и н а кл о н е ни е ) ; б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.
Способы выражения СГС
Форма
Примеры
1. Глаголы, обозначающие начало, продолжение, конец действия. Примеры: начать, стать, пуститься, продолжать, закончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.
Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду.
2. Вспомогательный глагол со значением
Он бросил курить.
мысли, чувства + инфинитив
Я хочу много путешествовать. Ты мог бы поговорить.
Он закончил рассуждать о любви.
Мы стараемся хорошо учиться. Спортсменка стремится много тренироваться.
Способы выражения СГС
Форма
Примеры
Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)
Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.
Я умею петь. Я хочу петь.
Я боюсь петь. Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.
ВАЖНО!!!!!!
Другие формы выражения
Примеры
3 . Краткое прилагательное (согласен, рад, готов , должен , обязан, способен , намерен, вынужден) + инфинитив
Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой.
4. НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО +
Ты обязан любить меня.
инфинитив
Надо мыть руки перед едой. Мне нужно было срочно уехать.
Правила не надо учить, необходимо практиковаться.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:
а) в с п о м ог а т ел ьн ая ч ас т ь – с в яз к а ( г ла г о л в
с п р ягае м ой ф о р ме) в ы ра ж ает и н а к лоне ни е ) ;
гр а м м а ти ч е с к о е зн а ч е ни е ( в ре м я
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.
СИС = связка + именная часть
Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен;
Он был больным;
Он был ранен;
Он пришёл первым.
грамматической
- З н а м е н а т е л ьн ый г л а г о л м о ж н о з а м е н и ть связкой быть :
Он сидел усталый – Он был усталый;
Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;
- Связку можно сделать нулевой:
Он сидел усталый – Он усталый ;
Он родился счастливым – Он счастливый ;
Он пришёл первым – Он первый .
Способы выражения именной части
Форма
Примеры
1. Имя существительное
1.1. Существительное в именительном или творительном падеже
Он мой брат.
1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога
Он был моим братом.
Штурман был в забытьи.
1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)
Я без гроша .
Зять был молчаливой породы.
Этот дом – Мешкова.
Эта девушка высокого роста.
2. Имя прилагательное
2.1. Краткое прилагательное
Он весел.
2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже
Он стал весел.
Он весёлый.
2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
3. Причастие
Здесь звуки музыки были слышнее.
Он стал весёлым.
Ты самый лучший.
3.1. Краткое причастие
Он ранен.
3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже
Стекла были разбиты.
Стекла были разбитые.
Стекла были разбитыми.
Способы выражения именной части
4. Местоимение или словосочетание с главным словом местоимением
Вся рыба – ваша.
5. Числительное в именительном или творительном падеже
Это что-то новенькое.
Их изба – третья с краю.
6. Наречие
Их изба была третьей с краю.
Я был настороже.
Его дочь з амужем за моим братом.
Как отличить составное глагольное сказуемое от простого глагольного и составного именного
Сравним 3 предложения с глаголом быть и разными видами сказуемого.
- Я была дома.
- Я была рада встретить друга.
- Я была врачом .
Я (что делала?) была. Глагол была можно заменить другим — читала, осталась и т. д. Это простое глагольное сказуемое.
Второе предложение Я (что делала?) была рада встретить. Замена слова была на другой глагол невозможна, т.к. предложение потеряет смысл: Я осталась рада встретить.
Сказуемое включает глагол быть + краткую форму имени прилагательного + основной глагол и является, без сомнения, составным глагольным.
В третьем предложении глагол была существует в связи с именной частью, которая и выражает основное лексическое значение. Я (что делала?) была врачом. В структуре сказуемого — глагол-связка + именная часть.
Закрепление
- Выпишите предложения только с простым глагольным сказуемым, подчеркните его.
1. Она никогда не умела одеваться.
2. Пойди посмотри, кто там стучится.
3. Пусть говорят о нас только хорошее.
4. Он стал врачом.
5. Ошибка так и бросалась в глаза.
Закрепление. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- (1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли — это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан — Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов .
(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.
1) среда постоянно меняется (предложение 1)
2) нарушения вызывают (предложение 2)
3) они способны адаптироваться (предложение 3)
4) понимается приспособление (предложение 4)
5) изменение могло бы погубить (предложение 5)
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, — результат эволюционного процесса.
- 1) эмоции сформировались (предложение 1)
- 2) исследования были систематизированы (предложение 2)
- 3) учёным был приведён (предложение 3)
- 4) реакции рассматривал (предложение 4)
- 5) исследования — результат (предложение 5)
Найдите в предложениях грамматическую основу
Небо заволакивала чёрная туча.
Несколько ребят не вышли на субботник.
Семеро одного не ждут.
Сегодня каждый хотел бы получить «пятёрку».
Последний ответил: «Держитесь за мной».
Вокзал заполняли уезжающие и провожающие.
Долгожданное «когда-нибудь» наступило.
Накрывать на стол не барское дело.
Некоторые из нас были огорчены.
Море, море, ты огромно и прекрасно!
Громкое «ура» разорвало тишину.