Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жан-Батист Мольер. Жизнь и творчество"»
Жан-Батист Мольер
(1622 – 1673)
Выдающийся комедиограф
- Жан-Батист Поклен (1622-1673) – выдающийся французский комедиограф 17 столетия, вошедший в историю под псевдонимом Мольер.
- Гениальный актер, основатель классической комедии, руководитель собственного театра – перечислять достоинства этого человека можно долго.
Семья. Ранние годы.
- Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.
- Отец видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать.
Клермонский иезуитский колледж
- Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.
- Дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж. В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность.
- Этих знаний Мольеру в будущем хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».
Выбор: преподаватель или адвокат?..
- Мольер получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката.
- Но ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал. Ему была уготована другая судьба…
Трагический актёр и лицедей
- Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю.
- В тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов.
Создание «Блистательного театра»
- Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях.
- «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.
Время тринадцатилетних странствий
- За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике.
- Необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так поневоле он стал комедиографом
Первая оригинальная пьеса
- Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным.
Вершина творчества Мольера
- Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) - о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год).
- Следующие комедии - «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) - считаются вершинами творчества Мольера.
Три способа миропонимания
- В образе главных героев трёх лучших комедий выражены три способа миропонимания:
- святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих,
- безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя,
- а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.
Сценическая жизнь комедии «Тартюф»
- Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности.
- «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.
Комедия «Мизантроп» и публика
- «Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем.
- Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.
Пьеса «Дон Жуан»
- «Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.
Поддержка короля
- После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.
Творческая дерзость Мольера
- Творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм того времени.
- А его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.
Комедии, посвящённые придворным празднествам…
- Всего Мольер оставил 29 комедий.
- Часть из них была написана по случаю придворных празднеств - «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).
Семейно-бытовые комедии
- Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины».
Комедии-балеты
- Последние значительные произведения Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедии-балеты.
Личная жизнь Мольера
- Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар - Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста.
- По воспоминаниям современников, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. В брак он вступил уже в пожилом возрасте, а Арманда была юной, очаровательной и кокетливой.
Под защитой короля Людовика IV
- Преследованиям Мольера положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.
- Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.
Последний день жизни…
- Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам.
- В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли писателя домой, где он и скончался через два часа.
Последние почести
- Архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.
- Церемония захоронения состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были торжественно перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.
Библиография
1636 – «Сид»
1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
1662 – «Школа жен»
1664 – «Тартюф, или Обманщик»
1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
1666 – «Мизантроп»
1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
1669 – «Господин де Пурсоньяк»
1670 – «Мещанин во дворянстве»
1671 – «Проделки Скапена»
1673 – «Мнимый больной»
Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.