СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Жан-Батист Мольер. Жизнь и творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Жан-Батист Мольер. Жизнь и творчество" предназначена для проведения урока литературы в 8 классе, посвящённого великому комедиографу Франции - Жану-Батисту Мольеру.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жан-Батист Мольер. Жизнь и творчество"»

Жан-Батист Мольер (1622 – 1673)

Жан-Батист Мольер

(1622 – 1673)

Выдающийся комедиограф Жан-Батист Поклен (1622-1673) – выдающийся французский комедиограф 17 столетия, вошедший в историю под псевдонимом Мольер. Гениальный актер, основатель классической комедии, руководитель собственного театра – перечислять достоинства этого человека можно долго.

Выдающийся комедиограф

  • Жан-Батист Поклен (1622-1673) – выдающийся французский комедиограф 17 столетия, вошедший в историю под псевдонимом Мольер.
  • Гениальный актер, основатель классической комедии, руководитель собственного театра – перечислять достоинства этого человека можно долго.
Семья. Ранние годы. Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.  Отец видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать.

Семья. Ранние годы.

  • Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.
  • Отец видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать.
Клермонский иезуитский колледж Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости. Дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж. В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний Мольеру в будущем хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Клермонский иезуитский колледж

  • Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.
  • Дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж. В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность.
  • Этих знаний Мольеру в будущем хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».
Выбор: преподаватель  или адвокат?.. Мольер получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. Но ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал. Ему была уготована другая судьба…

Выбор: преподаватель или адвокат?..

  • Мольер получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката.
  • Но ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал. Ему была уготована другая судьба…
Трагический актёр и лицедей Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. В тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов.

Трагический актёр и лицедей

  • Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю.
  • В тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов.
Создание «Блистательного театра» Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

Создание «Блистательного театра»

  • Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях.
  • «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.
Время тринадцатилетних странствий За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так поневоле он стал комедиографом

Время тринадцатилетних странствий

  • За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике.
  • Необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так поневоле он стал комедиографом
Первая оригинальная пьеса Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным.

Первая оригинальная пьеса

  • Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным.
Вершина творчества Мольера Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) - о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год).  Следующие комедии - «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) - считаются вершинами творчества Мольера.

Вершина творчества Мольера

  • Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) - о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год).
  • Следующие комедии - «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) - считаются вершинами творчества Мольера.
Три способа миропонимания В образе главных героев трёх лучших комедий выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Три способа миропонимания

  • В образе главных героев трёх лучших комедий выражены три способа миропонимания:
  • святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих,
  • безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя,
  • а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.
Сценическая жизнь комедии «Тартюф» Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

Сценическая жизнь комедии «Тартюф»

  • Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности.
  • «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.
Комедия «Мизантроп» и публика «Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Комедия «Мизантроп» и публика

  • «Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем.
  • Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.
Пьеса «Дон Жуан» «Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

Пьеса «Дон Жуан»

  • «Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.
Поддержка короля После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Поддержка короля

  • После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.
Творческая дерзость Мольера Творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм того времени. А его художественная раскованность, которую  Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Творческая дерзость Мольера

  • Творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм того времени.
  • А его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.
Комедии, посвящённые придворным празднествам… Всего Мольер оставил 29 комедий. Часть из них была написана по случаю придворных празднеств - «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Комедии, посвящённые придворным празднествам…

  • Всего Мольер оставил 29 комедий.
  • Часть из них была написана по случаю придворных празднеств - «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).
Семейно-бытовые комедии Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины».

Семейно-бытовые комедии

  • Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины».
Комедии-балеты Последние значительные произведения Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедии-балеты.

Комедии-балеты

  • Последние значительные произведения Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедии-балеты.
Личная жизнь Мольера Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар - Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста. По воспоминаниям современников, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. В брак он вступил уже в пожилом возрасте, а Арманда была юной, очаровательной и кокетливой.

Личная жизнь Мольера

  • Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар - Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста.
  • По воспоминаниям современников, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. В брак он вступил уже в пожилом возрасте, а Арманда была юной, очаровательной и кокетливой.
Под защитой короля Людовика IV Преследованиям Мольера положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах. Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Под защитой короля Людовика IV

  • Преследованиям Мольера положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.
  • Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.
Последний день жизни… Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли писателя домой, где он и скончался через два часа.

Последний день жизни…

  • Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам.
  • В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли писателя домой, где он и скончался через два часа.
Последние почести Архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV. Церемония захоронения состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были торжественно перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.

Последние почести

  • Архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.
  • Церемония захоронения состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были торжественно перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.
Библиография 1636 – «Сид» 1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец» 1662 – «Школа жен» 1664 – «Тартюф, или Обманщик» 1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир» 1666 – «Мизантроп» 1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж» 1669 – «Господин де Пурсоньяк» 1670 – «Мещанин во дворянстве» 1671 – «Проделки Скапена» 1673 – «Мнимый больной»

Библиография

1636 – «Сид»

1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»

1662 – «Школа жен»

1664 – «Тартюф, или Обманщик»

1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»

1666 – «Мизантроп»

1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»

1669 – «Господин де Пурсоньяк»

1670 – «Мещанин во дворянстве»

1671 – «Проделки Скапена»

1673 – «Мнимый больной»

Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!