СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Знаки препинания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что было бы с русским языком без знаков препинания? В презентации даётся ответ на этот вопрос. Исторя появления пунктуации, правила пунктуации, ее родина.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Знаки препинания"»

Урок-фантазия «Что было бы, если… из русского языка исчезли бы все знаки препинания?»  МК ОУ «Начальная школа-детский сад № 235» Учитель: Фомина Елена Юрьевна

Урок-фантазия

«Что было бы, если…

из русского языка

исчезли бы все знаки препинания?»

МК ОУ «Начальная школа-детский сад № 235»

Учитель: Фомина Елена Юрьевна

Из истории  Родиной пунктуации считают Грецию. Знаки препинания появились в середине X века. Уже тогда в греческих и латинских рукописях использовались знаки препинания. В древнерусских летописях употреблялись разные сочетания точек с другими знаками: (..,..,) крест (+), волнистая разделительная черта, двоеточие, точка.

Из истории

Родиной пунктуации считают Грецию. Знаки препинания появились в середине X века. Уже тогда в греческих и латинских рукописях использовались знаки препинания. В древнерусских летописях употреблялись разные сочетания точек с другими знаками: (..,..,) крест (+), волнистая разделительная черта, двоеточие, точка.

 Впервые правила пунктуации были сформулированы в книге «Грамматика словенская» (1596 год), написанной Лаврентием Зизанием. А в 1618 году вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого «Грамматика», в которой были правила пунктуации и назывались 10 знаков препинания: отдохновение (запятая), долгое отдохновение (двоеточие), полуточка (точка с запятой), вместительный знак (скобки), удивительный знак (восклицательный), молчанка (тире) и другие.

Впервые правила пунктуации были сформулированы в книге «Грамматика словенская» (1596 год), написанной Лаврентием Зизанием. А в 1618 году вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого «Грамматика», в которой были правила пунктуации и назывались 10 знаков препинания: отдохновение (запятая), долгое отдохновение (двоеточие), полуточка (точка с запятой), вместительный знак (скобки), удивительный знак (восклицательный), молчанка (тире) и другие.

Задание 1  Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор? Расставьте правильно знаки препинания.   Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью из мяса свежего котлеты в тарелках все там варят с солью.   - Сделайте вывод о нужности знаков препинания.

Задание 1

Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор? Расставьте правильно знаки препинания.

 

Едят там вилками компот

там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

из мяса свежего котлеты

в тарелках все там варят с солью.

 

- Сделайте вывод о нужности знаков препинания.

Задание 2   Прочитайте эту записку. Что в ней сообщается? Измените некоторые слова и составьте предложение.   Место найти грибное я от ребята три березки север идти не корзины большие забывать захватить.

Задание 2

Прочитайте эту записку. Что в ней сообщается? Измените некоторые слова и составьте предложение.

 

Место найти грибное я от ребята три березки север идти не корзины большие забывать захватить.

   Ребята! Я нашел грибное место. Идите от трех берез к северу. Не забудьте захватить большие корзины.  

Ребята! Я нашел грибное место. Идите от трех берез к северу. Не забудьте захватить большие корзины.

 

 Задание 3 Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки! Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.  Как видим постановка запятой дает возможность по-разному осмыслить предложение, а иногда может привести к серьезным осложнениям в жизни.

Задание 3

Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки!

Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.

Как видим постановка запятой дает возможность по-разному осмыслить предложение, а иногда может привести к серьезным осложнениям в жизни.

Послушайте пунктуационную историю. Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения поставить «статую золотую, пику держащую». Когда же опасность миновала, ему не захотелось нести такие расходы, и он распорядился: «Поставить статую, золотую пику держащую»,

Послушайте пунктуационную историю.

Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения поставить

«статую золотую, пику держащую».

Когда же опасность миновала, ему не захотелось нести такие расходы, и он распорядился: «Поставить статую, золотую пику держащую»,

-   чем значительно сократил свои расходы. Еще большее значение приобретает запятая в предложениях «Казнить, нельзя помиловать!» и «Казнить нельзя, помиловать!»

-   чем значительно сократил свои расходы.

Еще большее значение приобретает запятая в предложениях

«Казнить, нельзя помиловать!» и

«Казнить нельзя, помиловать!»

Вот почему мы и отмечаем, что знаки препинания это не просто «крючочки», они помогают выразить разный смысл, они, «как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов».

Вот почему мы и отмечаем, что знаки препинания это не просто «крючочки», они помогают выразить разный смысл, они, «как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов».

Задание 4 Прочитайте предложение. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь? На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.

Задание 4

Прочитайте предложение. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?

На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.

С.Маршак  Знаки препинания У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак – Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой!

С.Маршак Знаки препинания

  • У последней точки
  • На последней строчке
  • Собралась компания
  • Знаков препинания.
  • Прибежал Чудак –
  • Восклицательный знак.
  • Никогда он не молчит,
  • Оглушительно кричит:
  • - Ура!
  • Долой!
  • Караул!
  • Разбой!
Притащился кривоносый Вопросительный знак Задает вопросы: - Кто? Когда? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые, Живут они в диктовке, при каждой остановке. Прискакали двоеточие, прикатило многоточие И прочие, и прочие, и прочие…
  • Притащился кривоносый
  • Вопросительный знак
  • Задает вопросы:
  • - Кто?
  • Когда?
  • Откуда?
  • Как?
  • Явились запятые,
  • Девицы завитые,
  • Живут они в диктовке, при каждой остановке. Прискакали двоеточие, прикатило многоточие
  • И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые: - Мы особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая – знак пустой! – Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой. Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой,
  • Заявили запятые:
  • - Мы особы занятые,
  • Не обходится без нас
  • Ни диктовка, ни рассказ.
  • - Если нет над вами точки,
  • Запятая – знак пустой! –
  • Отозвалась с той же строчки
  • Тетя точка с запятой.
  • Двоеточие, мигая,
  • Закричало: - Нет, постой!
  • Я важней, чем запятая
  • Или точка с запятой,
Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет, - сказало многоточие, Еле глазками ворочая: - Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…
  • Потому что я в два раза
  • Больше точки одноглазой,
  • В оба глаза я гляжу,
  • За порядком я слежу.
  • - Нет, - сказало многоточие,
  • Еле глазками ворочая:
  • - Если вам угодно знать,
  • Я важней, чем прочие,
  • Там, где нечего сказать,
  • Ставят многоточие…
Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как? Так, - сказала точка, Точка – одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит, я важней всех вас.
  • Вопросительный знак
  • Удивился: - То есть как?
  • Восклицательный знак
  • Возмутился: - То есть как?
  • Так, - сказала точка,
  • Точка – одиночка. –
  • Мной кончается рассказ.
  • Значит, я важней всех вас.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя