СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презетация к уроку астрономии "Что изучает астрономия"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетация к уроку астрономии "Что изучает астрономия"

Просмотр содержимого документа
«Презетация к уроку астрономии "Что изучает астрономия"»

ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ 10-11 класс УМК Б.А.Воронцова-Вельяминова

ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ

10-11 класс

УМК Б.А.Воронцова-Вельяминова

Что изучает астрономия

Что изучает астрономия

Цели урока:  Личностные:  обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.  Метапредметные : формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.  Предметные:  объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.  Основной материал:  Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. 

Цели урока: Личностные:  обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием. Метапредметные : формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки. Предметные:  объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками. Основной материал:  Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. 

Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. По-гречески “astron

Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

По-гречески “astron" - звезда, “nomos" - закон.

Астрономия – древнейшая наука. Истоки астрономии относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н.э.) Систематические астрономические наблюдения проводились тысячи лет тому назад. Мегалиты древности Древняя обсерватория Стоунхендж Стоунхендж построен в точном соответствии с движением Солнца, Луны, других планет и звезд.

Астрономия – древнейшая наука.

Истоки астрономии относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н.э.)

Систематические астрономические наблюдения проводились тысячи лет тому назад.

Мегалиты древности

Древняя обсерватория Стоунхендж

Стоунхендж построен в точном соответствии с движением Солнца, Луны, других планет и звезд.

Практические потребностями развития астрономических знаний Сельскохозяйственные потребности  (потребность в отсчете времени - сутки, месяцы, годы) В Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом Солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис (древнеегипетское названия Сириуса) - предвестника разлива Нила.

Практические потребностями развития астрономических знаний

  • Сельскохозяйственные потребности

(потребность в отсчете времени - сутки, месяцы, годы)

В Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом Солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис (древнеегипетское названия Сириуса) - предвестника разлива Нила.

Практические потребностями развития астрономических знаний Потребности в расширении торговли, в том числе морской  (мореплавание, поиск торговых путей, навигация) Финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда) Финикийский корабль (древнее изображение)

Практические потребностями развития астрономических знаний

  • Потребности в расширении торговли, в том числе морской

(мореплавание, поиск торговых путей, навигация)

Финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда)

Финикийский корабль (древнее изображение)

Практические потребностями развития астрономических знаний эстетические и познавательные потребности,  потребности в целостном мировоззрении  (человек стремился объяснить  периодичность природных явлений и процессов,  возникновение окружающего мира) Мифологическое мировоззрение древних цивилизаций - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них. Представление о строении Вселенной Иллюстрация Камиля Фламмариона.

Практические потребностями развития астрономических знаний

  • эстетические и познавательные потребности,

потребности в целостном мировоззрении

(человек стремился объяснить

периодичность природных явлений и процессов,

возникновение окружающего мира)

Мифологическое мировоззрение древних цивилизаций - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них.

Представление о строении Вселенной

Иллюстрация Камиля Фламмариона.

Астрономия–единственная наука, которая в древнегречес-кой мифологии получила свою музу-покровительницу – Уранию. Аллегория Яна Гевелия изображает музу Уранию, которая в руках держит Солнце и Луну, а на голове у нее сверкает корона в виде звезды. Урания окружена нимфами, изображающими пять ярких планет, слева Венеру и Меркурий (внутренние планеты), справа – Марс, Юпитер и Сатурн (внешние планеты).

Астрономия–единственная наука, которая в древнегречес-кой мифологии получила свою музу-покровительницу – Уранию.

Аллегория Яна Гевелия изображает музу Уранию, которая в руках держит Солнце и Луну, а на голове у нее сверкает корона в виде звезды.

Урания окружена нимфами, изображающими пять ярких планет, слева Венеру и Меркурий (внутренние планеты), справа – Марс, Юпитер и Сатурн (внешние планеты).

Периоды истории астрономии    современный       классический    древнейший  Древо астрономических знаний

Периоды истории астрономии

  • современный

  • классический

  • древнейший

Древо астрономических знаний

Периоды истории астрономии   древнейший: Наблюдение неба Практическая астрономия Астрология Наблюдение неба Практическая астрономия Астрология  классический Астрометрия (1600-1700) Космогония (1700-1800) Астрофизика (1800-1900) Планетология Небесная механика (1900-2000) Физика звезд Экзобиология Астрометрия (1600-1700) Космогония (1700-1800) Астрофизика (1800-1900) Планетология Небесная механика (1900-2000) Физика звезд Экзобиология

Периоды истории астрономии

  • древнейший:
  • Наблюдение неба Практическая астрономия Астрология
  • Наблюдение неба
  • Практическая астрономия
  • Астрология
  • классический Астрометрия (1600-1700) Космогония (1700-1800) Астрофизика (1800-1900) Планетология Небесная механика (1900-2000) Физика звезд Экзобиология
  • Астрометрия (1600-1700)
  • Космогония (1700-1800)
  • Астрофизика (1800-1900)
  • Планетология
  • Небесная механика (1900-2000)
  • Физика звезд
  • Экзобиология
Периоды истории астрономии   Современный: Внегалактическая Космология Общая теория относительности Специальная теория относительности Внегалактическая Космология Общая теория относительности Специальная теория относительности  Радиоастрономия Гамма-астрономия Нейтринная астрономия Рентгеновская астрономия Инфракрасная астрономия Ультрафиолетовая астрономия  Радиоастрономия Гамма-астрономия Нейтринная астрономия Рентгеновская астрономия Инфракрасная астрономия Ультрафиолетовая астрономия  Радиоастрономия Гамма-астрономия Нейтринная астрономия Рентгеновская астрономия Инфракрасная астрономия Ультрафиолетовая астрономия

Периоды истории астрономии

  • Современный:
  • Внегалактическая Космология Общая теория относительности Специальная теория относительности
  • Внегалактическая
  • Космология
  • Общая теория относительности
  • Специальная теория относительности
  • Радиоастрономия Гамма-астрономия Нейтринная астрономия Рентгеновская астрономия Инфракрасная астрономия Ультрафиолетовая астрономия
  • Радиоастрономия Гамма-астрономия Нейтринная астрономия Рентгеновская астрономия Инфракрасная астрономия Ультрафиолетовая астрономия
  • Радиоастрономия
  • Гамма-астрономия
  • Нейтринная астрономия
  • Рентгеновская астрономия
  • Инфракрасная астрономия
  • Ультрафиолетовая астрономия

Практическая астрономия Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в. до н.э. на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца в полдень. Эратосфен (276 -194 г. до н.э.) Вычисленный радиус Земли по Эратосфену составил 6 287 км. Современные измерения дают для усреднённого радиуса Земли величину 6 371 км.

Практическая астрономия

Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в. до н.э. на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца в полдень.

Эратосфен

(276 -194 г. до н.э.)

Вычисленный радиус Земли по Эратосфену составил 6 287 км.

Современные измерения дают для усреднённого радиуса Земли величину 6 371 км.

Практическая астрономия Деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение : оно возникло тогда, когда считалось, что продолжительность года равна 360 суткам, а Солнце в своём движении вокруг Земли каждые сутки делает один шаг – градус . Геоцентрическая система Птолемея

Практическая астрономия

Деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение :

оно возникло тогда, когда считалось, что продолжительность года равна 360 суткам, а Солнце в своём движении вокруг Земли каждые сутки делает один шаг – градус .

Геоцентрическая система Птолемея

Практическая астрономия Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться  в незнакомой местности и на море Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами, получившее название навигация , сначала использовалось в мореходном деле, затем в авиации, а теперь и в космонавтике. Самолет «Илья Муромец»

Практическая астрономия

Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море

Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами, получившее название навигация , сначала использовалось в мореходном деле, затем в авиации, а теперь и в космонавтике.

Самолет «Илья Муромец»

Гелиоцентрическая система мира Коперника Гелиоцентрическое учение Николая Коперника способствовало изменению стиля научного мышления Николай Коперник (1473-1543)

Гелиоцентрическая система мира Коперника

Гелиоцентрическое учение Николая Коперника способствовало изменению стиля научного мышления

Николай Коперник

(1473-1543)

Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилео Галилей (1564–1642), итальянский ученый, в 1609 году построил первый телескоп Галилей показывает телескоп венецианскому дожу (фреска Дж. Бертини)

Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.

Галилео Галилей

(1564–1642),

итальянский ученый,

в 1609 году построил первый телескоп

Галилей показывает телескоп венецианскому дожу (фреска Дж. Бертини)

Кого сожгли на костре за науку? На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя).  А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси. Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

Кого сожгли на костре за науку?

  • На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея.
  • Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда.
  • Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя).
  • А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.
  • Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».
Закон всемирного тяготения, сформулированный Исааком Ньютоном в конце XVII в., открыл возможность применения математических методов для изучения движения планет и других тел Солнечной системы Исаак Ньютон (1642–1727), Почитаемый потомок «Яблони Ньютона». Кембридж, Ботанический сад

Закон всемирного тяготения, сформулированный Исааком Ньютоном в конце XVII в., открыл возможность применения математических методов для изучения движения планет и других тел Солнечной системы

Исаак Ньютон

(1642–1727),

Почитаемый потомок «Яблони Ньютона».

Кембридж, Ботанический сад

Открытие в XIX в. спектрального анализа и его применение в астрономии положило начало широкому использованию физики при изучении природы небесных тел и привело к появлению нового раздела науки о Вселенной - астрофизики  Излучение звезды, проходя через облако газа, приобретает темные линии (линии поглощения) в своем спектре 

Открытие в XIX в. спектрального анализа и его применение в астрономии положило начало широкому использованию физики при изучении природы небесных тел и привело к появлению нового раздела науки о Вселенной - астрофизики

Излучение звезды, проходя через облако газа,

приобретает темные линии (линии поглощения) в своем спектре 

Достижения астрономии второй половины ХХ в. привели к серьёзным изменениям в научной картине мира, к становлению представлений об эволюции Вселенной, составляющие основу современной космологии . Космология - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Её основу составляют математика, физика и астрономия.

Достижения астрономии второй половины ХХ в. привели к серьёзным изменениям в научной картине мира,

к становлению представлений об эволюции Вселенной,

составляющие основу современной космологии .

Космология - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Её основу составляют математика, физика и астрономия.

В астрономии всё больше используются компьютеры для решения задач самого разного уровня – от управления телескопами до исследования процессов эволюции планет, звёзд и галактик.

В астрономии всё больше используются компьютеры для решения задач самого разного уровня – от управления телескопами до исследования процессов эволюции планет, звёзд и галактик.

Результаты исследований тел Солнечной системы позволяют лучше понять глобальные, в том числе эволюционные, процессы, происходящие на Земле.

Результаты исследований тел Солнечной системы позволяют лучше понять глобальные, в том числе эволюционные, процессы, происходящие на Земле.

Структура и масштабы Вселенной

Структура и масштабы Вселенной

Солнечная система Земля со своим спутником Луной, другие планеты и их спутники, кометы и малые планеты, обращающиеся вокруг Солнца, образуют Солнечную систему.

Солнечная система

Земля со своим спутником Луной, другие планеты и их спутники, кометы и малые планеты, обращающиеся вокруг Солнца, образуют Солнечную систему.

Галактика Солнце и все другие звёзды, видимые на небе, входят в огромную звёздную систему – нашу Галактику , которая называется Млечный Путь . В нашей Галактике насчитывается несколько сотен миллиардов звёзд. Свет со скоростью 300 000 км/с идёт от самой близкой к Солнечной системе звезды до Земли более четырёх лет. Свет может пересечь Млечный Путь только за 100 тысяч лет. Южная часть Млечного Пути

Галактика

Солнце и все другие звёзды, видимые на небе, входят в огромную звёздную систему – нашу Галактику , которая называется Млечный Путь .

  • В нашей Галактике насчитывается несколько сотен миллиардов звёзд.
  • Свет со скоростью 300 000 км/с идёт от самой близкой к Солнечной системе звезды до Земли более четырёх лет.
  • Свет может пересечь Млечный Путь только за 100 тысяч лет.

Южная часть Млечного Пути

Вселенная Во Вселенной множество галактик. В Северном полушарии невооруженным глазом можно увидеть Туманность Андромеды, в Южном - Большое и Малое Магеллановы Облака Туманность Андромеды Малое Магелланово Облако Большое Магелланово Облако

Вселенная

Во Вселенной множество галактик.

В Северном полушарии невооруженным глазом можно увидеть Туманность Андромеды, в Южном - Большое и Малое Магеллановы Облака

Туманность Андромеды

Малое Магелланово Облако

Большое Магелланово Облако

Вселенная От наиболее удалённых галактик свет идёт до Земли около 13 млрд. лет.

Вселенная

От наиболее удалённых галактик свет идёт до Земли около 13 млрд. лет.

Глобус Земли Размеры небесных тел и расстояния между ними Школьный глобус Земли в 50 млн раз меньше нашей планеты. Модель Луны – шарик диаметром 7 см на расстоянии 7,5 м Модель Солнца – шарик диаметром 28 м на расстоянии 3 км Модель Нептуна – шарик на расстоянии 90 км Модель ближайшей звезды – шарик на расстоянии 800 000 км

Глобус Земли

Размеры небесных тел и расстояния между ними

Школьный глобус Земли в 50 млн раз меньше нашей планеты.

Модель Луны – шарик диаметром 7 см на расстоянии 7,5 м

Модель Солнца – шарик диаметром 28 м на расстоянии 3 км

Модель Нептуна – шарик на расстоянии 90 км

Модель ближайшей звезды – шарик на расстоянии 800 000 км

Глобус Земли Задание 1 (с.8) Вспомните, какие объекты в окружающей местности расположены на таких расстояниях, которые приведены для тел Солнечной системы в описанной выше модели. Какой из них имеет те же размеры, что и модель Солнца (в предлагаемом масштабе)? Модель Луны – шарик диаметром 7 см на расстоянии 7,5 м Модель Солнца – шарик диаметром 28 м на расстоянии 3 км Модель Нептуна – шарик на расстоянии 90 км

Глобус Земли

Задание 1 (с.8)

Вспомните, какие объекты в окружающей местности расположены на таких расстояниях, которые приведены для тел Солнечной системы в описанной выше модели.

Какой из них имеет те же размеры, что и модель Солнца (в предлагаемом масштабе)?

Модель Луны – шарик диаметром 7 см на расстоянии 7,5 м

Модель Солнца – шарик диаметром 28 м на расстоянии 3 км

Модель Нептуна – шарик на расстоянии 90 км

Домашнее задание 1) § 1. 2) Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета. 3) Выполнить проект ( дополнительное задание).  Темы проектов: 1. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии. 2. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма. 3. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме. 4. Связь астрономии и химии (физики, биологии).

Домашнее задание

1) § 1.

2) Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета.

3) Выполнить проект ( дополнительное задание).

Темы проектов:

1. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

2. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

3. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

4. Связь астрономии и химии (физики, биологии).

  • Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с
  • CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
  • https ://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292351449012/plakaty/ Солнечная%20система. jpg?height =281&width=400
  • https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292355320114/plakaty/ Наша%20Галактика. jpg?height =281&width=400
  • https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292355461589/plakaty/ Другие%20галактики. jpg?height =281&width=400
  • https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292351850296/plakaty/ Звёзды. jpg?height =279&width=400
  • https:// avatanplus.com/files/resources/mid/56bf1e5536dbe152da8e7ce9.jpg
  • http :// planetarium.dn.ua/files/programms/zateyaniy_hram/For%20Lost%20Temple.jpg
  • http :// sirco.ro/images/stories/sirco/07948.png
  • http://vestishki.ru/sites/default/files/ Наблюдение%20Сириуса_1. jpg
  • http:// travel-in-time.org/wp-content/uploads/2016/05/finikiyskiy-korabl.jpg
  • http:// astrogalactica.ru/wp-content/uploads/2013/03/kak-nayti-polyarnuyu-zvezdu.jpg
  • http:// aikido-mariel.ru/misc/i/gallery/31700/812964.jpg
  • http:// libdocs.ru/tw_files2/urls_2520/4/d-3771/3771_html_1b401721.jpg
  • http:// frombork.art.pl/old.www.frombork.art.pl/images/h0_g177.jpg
  • http:// textarchive.ru/images/1205/2408700/m1f8ab8f3.jpg
  • http:// www.pvsm.ru/images/2016/08/14/neobyatnye-masshtaby-bytiya-chast-1-mejplanetnye-dali-4.jpg
  • http:// www.creationmoments.com/sites/creationmoments.com/files/images/What%27s%20the%20Right%20Answer.jpg
  • http:// www.epochtimes.com.ua/upload/medialibrary/1a2/1a2bb741c62fb71821fd652de10108c6.jpg
  • http :// www.epochtimes.com.ua/upload/medialibrary/aad/aad8e9cc59022c5c377d299b345158ba.jpg
  • http:// delovoysaratov.ru/wp-content/uploads/2016/04/img-600-den-kosmonavtiki-300x188.png
  • http:// jpghoto.ru/img/picture/Aug/17/c878f49178b1cb0b6ea72bc7f0951f9f/mini_5.jpg
  • http:// www.inudisti.it/public/amici/mikimax_480058_4060846090357_1949845587_n.jpg
  • https:// profilib.com/reader/56/16/b101656/003.jpg
  • http:// foma.ru/fotos/online/online%202014/Fevral2014/Pushaev-galilij17214/galilei170214_1.jpg
  • http:// foma.ru/fotos/online/online%202014/Fevral2014/Pushaev-galilij17214/galilei170214_2.jpg
  • https://www.naturliga.tk/Existens/ru/ Файл: GodfreyKneller-IsaacNewton-1689.jpg
  • https:// indicator.ru/imgs/2016/12/25/10/3995/fae624b611ce5a26b228a682719092100e7aacd9.jpg
  • https:// cdn.turkaramamotoru.com/ru/istoriya-vselennoj-230332-72.jpg
  • http:// uchebana5.ru/images/1381/2760537/m1de10643.png
  • http://quicknews.lv/system/articles/images/000/342/592/original/article_image_14.08.2017_19_3025__0300__ 701261.jpg?1502728225
  • http://2.bp.blogspot.com/- KC0RZRnkM5I/UzQW0O07M4I/AAAAAAAADLo/vgYBNrXJ6hc/s1600/Solar+System.png
  • http:// tainoe.info/upload/editor/news/2016.01/569ddb9766ff5_1453185943.jpg
  • http://geography7.wdfiles.com/local--resized-images/rotating-of-earth/Andromeda_Galaxy_% 28with_h-alpha%29.jpg/medium.jpg
  • http:// historylost.ru/wp-content/uploads/2016/01/01-1.jpg
  • http:// foldtime.com/astronomy/galaxies_net/ngc346_tucana_in_smc_young_stars.jpg
  • http:// www.spaceflightinsider.com/wp-content/uploads/2014/02/Large-Magellanic-Cloud-NASA-photo-posted-on-The-SpaceFLight-Group-Insider-488x655.png
  • http:// images.scienceworldreport.com/data/thumbs/full/34672/570/0/0/0/hubble-reveals-oldest-seen-galaxies.jpg
  • http:// images.newsworldindia.in/2015/11/Massive-Dark-Matter-Found-In-Nearby-Galaxy.jpg
  • http:// heliograph.ru/images/1544582_tierra.jpg
  • http:// comfort-home.com.ua/upload/catalogue/globus-samovrashchayushchijsya-PRES-MG-45-BOE-0dfff0-b.jpg
  • Разумов Виктор Николаевич,учитель МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя