Тема: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода
Метод: частично-поисковый.
Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.
Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Слово учителя.
- Добрый день, ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
2.Актуализация знаний
Повторение темы «Сложное предложение», выявление пробелов в знаниях
Верификатор Веришь – не веришь
Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?
Верите ли вы, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?
Верите ли вы, что предложение Поредел над сопками туман – сложное?
Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут дневные птицы нужна запятая?
Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?
Озвучивание результатов: Кто набрал 5 баллов? 4? 3? Меньше 3 баллов?
3. Определение темы, целей и задач урока.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить Отпусти меня. Волк сказал Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
-Прочитайте текст по ролям (в парах)
-Легко ли было читать? Почему?
-Как можно помочь себе?
-Прочитайте предложение, где говорит белка.
Запишите его в тетрадь.
-Что необычного в этом предложении? (2 части)
-Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать?
-Что они показывают? Как можно назвать вторую часть?
Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?
Работа с текстом, подводящий диалог.
2. Формулирование темы, цели урока.
Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью)
3. Составление алгоритма изучения темы:
1. Что такое прямая речь?
2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
3. Где в предложении может стоять прямая речь?
4. Какие знаки препинания используются для выделения прямой речи?
4. Усвоение новых знаний
Установка на самостоятельную работу с учебником
Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, используя алгоритм, рассказать товарищу.
5. Устно выполняется задание на карточках:
Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)
Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)
А котенок думал целый день: «Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день». (С. Козлов)
Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)
- Где в предложении может стоять прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», — а. «П!» — а. «П?» — а.
6. Первичный контроль. (Самостоятельная работа)
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
В траве что-то ползло. (Ползет ) спросила Мартышка. (Ползет) вздохнул Удав. Мартышка спросила (А что ползет?) (Это я ползу) сказал Удав.
7. Закрепление учебного материала.
1. работа с учебником (выполнение упр.249)
Вывод: При записи прямой речи возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти трудности можно преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам поможет графическая запись предложений (в виде схемы).
Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.
8. Тренировочные упражнения
1. Схематический диктант (один ученик у доски).
1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.
2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.
3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.
4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.
Проверяю себя (слайд 11).
8. Самостоятельная работа (на листочках).
ТЕСТ
1. Укажите схему предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка
1) «П», - а.
2) А – «П?»
3) «П!» -а.
4) А: «П».
2. Какое предложении соответствует схеме «П», - а.
1) Старший молвил Что за диво!
2) Вы у меня в гостях сказал дедушка.
Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.
9. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.
(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)
А: “П”. | А: “П?” | “П”, - а. | “П?” - а. | “П!” - а. |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
Проверяю себя (слайд 15)
10. Подведение итогов урока.
-Какие цели урока мы реализовали?
1) Что такое прямая речь? (слайд 3)
2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)
3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)
4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)
5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)
6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)
-Сможете ли вы теперь выполнить домашнее упражнение?
Домашнее задание. VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
3) упражнение 256. Выучить правила.
11. Рефлексия.
12. Рефлексия. Каждому ответить индивидуально на листках и оценить себя за урок. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.
Сегодня на уроке я узнал…….
В группе работать мне было …… потому что…..
Помогал мне…..
Мешал мне……
Больше всего мне понравилось……
Труднее всего мне было…..