СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети, выполняя интересные задания, получат новые знания и научатся их применять

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.»

Тема: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

- Добрый день, ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.


Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2.Актуализация знаний

Повторение темы «Сложное предложение», выявление пробелов в знаниях

Верификатор  Веришь – не веришь

Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?

Верите ли вы, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?

Верите ли вы, что предложение Поредел над сопками туман – сложное?

Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут дневные птицы нужна запятая?

Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?

Озвучивание результатов: Кто набрал 5 баллов? 4? 3? Меньше 3 баллов?

3. Определение темы, целей и задач урока. 



Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить Отпусти меня. Волк сказал Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.

-Прочитайте текст по ролям (в парах)

-Легко ли было читать? Почему?

-Как можно помочь себе?

-Прочитайте предложение, где говорит белка.

Запишите его в тетрадь.

-Что необычного в этом предложении? (2 части)

-Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать?

-Что они показывают? Как можно назвать вторую часть?

Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?

Работа с текстом, подводящий диалог.

2. Формулирование темы, цели урока. 

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» 

-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью)

3. Составление алгоритма изучения темы:

1. Что такое прямая речь?

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3. Где в предложении может стоять прямая речь?

4. Какие знаки препинания используются для выделения прямой речи?

4. Усвоение новых знаний

Установка на самостоятельную работу с учебником 

Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, используя алгоритм, рассказать товарищу.

5. Устно выполняется задание на карточках:

Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)

Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)

А котенок думал целый день: «Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день». (С. Козлов)

Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)



- Где в предложении может стоять прямая речь?

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

А: «П».   А: «П!»   А: «П?»                      «П», — а.      «П!» — а.      «П?» — а.

6. Первичный контроль. (Самостоятельная работа)

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В траве что-то ползло. (Ползет ) спросила Мартышка. (Ползет) вздохнул Удав. Мартышка спросила (А что ползет?) (Это я ползу) сказал Удав.

7. Закрепление учебного материала.

1. работа с учебником (выполнение упр.249)

Вывод: При записи прямой речи возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти  трудности можно преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам поможет графическая запись предложений (в виде схемы).

Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.

8. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).



8. Самостоятельная работа (на листочках).

ТЕСТ

1. Укажите схему предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка

1) «П», - а.

2) А – «П?»

3) «П!» -а.

4) А: «П».

2. Какое предложении соответствует схеме  «П», - а.  

1) Старший     молвил     Что за диво!

2) Вы  у     меня    в    гостях     сказал    дедушка.

Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.

9. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П”.

А: “П?”

“П”, - а.

“П?” - а.

“П!” - а.

5

1

2

3

4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Проверяю себя (слайд 15)



10. Подведение итогов урока.

-Какие цели урока мы реализовали?



1) Что такое прямая речь? (слайд 3)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)

6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)


-Сможете ли вы теперь выполнить домашнее упражнение?



Домашнее задание. VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3) упражнение 256. Выучить правила.





11. Рефлексия.

12. Рефлексия. Каждому ответить индивидуально на листках и оценить себя за урок. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

Сегодня на уроке я узнал…….

В группе работать мне было …… потому что…..

Помогал мне…..

Мешал мне……

Больше всего мне понравилось……

Труднее всего мне было…..












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!