Координатная плоскость
Координатная плоскость
»
Великий математик
Принсгейм, сказал :
«В математике живет всегда:
художник,
архитектор
и даже поэт».
Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить:
рисовать и строить!
- На листочках каждый ученик зарисовывает тот вид лица, который соответствует его настроению.
Цель: научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Задачи:
- ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
- научить свободно ориентироваться на координатной плоскости;
- хорошо воспринимать на слух координаты;
- четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
- развивать творческие способности;
- активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;
- воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.
Координатная прямая или координатная ось (ось x) -
- прямая на которой выбраны:
- начальная точка О ( начало отсчета ),
- масштаб ( единичный отрезок , т.е отрезок, длина которого считается равной 1)
- положительное направление.
х
1
0
Сколько точек соответствует каждому числу на координатной прямой?
ОДНА
Чтобы правильно занять свое место, в кинотеатре нужно знать две координаты – ряд и место
Места в зрительном зале задают двумя числами:
первым числом обозначают номер ряда ,
а вторым – номер кресла в этом ряду.
Например, ряд 4 место 8 задаётся так-(4;8)
Те, кто в детстве играл в морской бой, помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой
8
7
9
10
1
2
3
4
5
6
а
в
с
d
е
f
к
l
m
n
аналогично в шахматах
Система географических координат
широта – параллели, долгота -меридианы
С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
Немного истории
Рене Декарт
Птолемей
Гиппарх
Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты : широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат .
Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости , поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Прямоугольная система координат
Начало отсчета
О
У
с
ь
о
р
д
и
н
а
т
4
3
2
Х
1
-5
2
-4
-3
-2
-1
5
4
3
1
0
Ось абсцисс
-1
-2
-3
-4
Определение
Две перпендикулярные прямые c выбранным на них направлением единичным отрезком образуют
прямоугольную систему координат.
Плоскость, на которой выбрана прямоугольная система координат, называется
координатной плоскостью.
Алгоритм построения точки А(х;у) в прямоугольной системе координат
- На оси абсцисс найти точку х.
- Через нее провести прямую, перпендикулярную оси абсцисс.
- На оси ординат найти точку у.
- Через нее провести прямую, перпендикулярную оси ординат.
- Точка пересечения проведенных прямых и есть искомая точка A с координатами(х;у)
А(x;y)
y
x
Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Отметьте точки:
- А(4;3)
- В (-3;4)
- С(1;0)
- D(0;3)
- E(-3;-2)
- F(5;-4)
B(-3;4)
4
A(4;3)
3
D(0;3)
2
1
-1
-2
-3
-4
-5
4
3
1
2
5
0
C(1;0)
-1
E(-3;-2)
-2
-3
F(5;-4)
-4
Отгадайте загадку: Я по России протекаю, Я всем известна, но, когда Ко мне прибавить букву с краю, Свое значенье я теряю И птицей становлюсь тогда.
Физкультминутка для глаз.
- 1. Посмотрите вправо и досчитайте до пяти;
2. Посмотрите влево (на счет раз, два, три, четыре, пять).
3. Посмотрите прямо: вверх и вниз.
4. Сделайте 5 круговых движений в одну сторону, потом в другую.
5. Теперь круговые движения в другую сторону.
6. Посмотрите вверх, вниз.
7. Посмотрите вниз и сделайте круговые движения глазами.
8. Посмотрите на кончик носа.
9. Посмотрите вдаль, поморгайте.
Вариант 1
( 2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1),
(3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2),
(- 4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8),
(10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3)(4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8),
(1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9),
(- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3),
(- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8),
(- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1),
(- 14; - 3),(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4),
(- 4;5), (2; 4), (6; 4).
Вариант2
(- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).
Глаз: (- 6; 5)
Домашнее задание:
Самостоятельно создать картинку животного
и записать координаты.
Бухта
не выученных
уроков.
Ну вот и закончилось наше познавательное путешествие.
ВСЕМ СПАСИБО за урок!!!
На листе бумаги обведите руку и напишите на соответствующих пальцах свое отношение к геометрии:
- . на большом –интересное;
- 2. на указательном – полезное;
- 3. на среднем – затруднения;
- 4. на безымянном –
- пожелания;
- 5. на мизинце –
- общие впечатления о предмете.
: