Причастный оборот
Ивонинская В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 23»
- Цель урока: формирование понятия о причастном обороте и правилах его обособления.
- Задачи:
- Образовательные:
- -дать определение понятию "причастный оборот";
- -сформировать умение видеть причастные обороты в тексте и правильно определять его границы;
- -выявить особенности обособления причастного оборота.
- Развивающие:
- -создать условия для развития логического мышления, наблюдательности, памяти;-формировать умение правильно обобщать данные и делать выводы.
- Развивающие:
- -создать условия для развития логического мышления, наблюдательности, памяти;
- -формировать умение правильно обобщать данные и делать выводы.
- -обеспечить условия для формирования познавательного интереса к предмету;
- -формировать навыки контроля и самоконтроля;
- -способствовать воспитанию культуры общения.
- - Что такое причастие?
- - В чём особенность этой части речи?
- - С помощью каких суффиксов образуются причастия в русском языке?
- - С помощью каких суффиксов образуются причастия в русском языке?
- Графический диктант
- А теперь давайте проверим ваши знания на практике. Сейчас я буду зачитывать словосочетания. Ваша задача - на слух определить, есть ли в составе данного словосочетания причастие или его нет. Если есть - в тетради ставим плюс (+), если нет - минус (-).
- Красивая девушка, идущий по дороге, изящный прыжок, прочитанная книга, исправленная ошибка, смелый поступок, обаятельный человек, зеленеющие луга, опавшие листья.
- Ночь, павшая на город, спрятала следы уставшего дня.
- - Есть ли в этом предложении причастия? Назовите их.
- - Выпишите словосочетания, в состав которых входят причастия. Обозначьте главное и зависимое слово в каждом из них, определите, чем они выражены.
В словосочетании причастие может выступать в качестве
Зависимого слова Главного слова
(к которому задаём вопрос) (от которого задаём вопрос)
Распределите данные словосочетания в две группы:
1. Причастие - зависимое слово.
2. Причастие – главное слово.
- Засеянное поле, засеянное горохом;
- освещаемое лампочкой, освещаемый зал;
- увлекающийся музыкой, увлекающийся
человек;
- стелющийся над рекой, стелющийся туман;
- задержанный преступник, задержанный на улице.
- Таким образом, мы видим, что причастие может быть как главным, так и зависимым словом в составе словосочетания. Словосочетания, которые состоят из причастия и зависимого от него слова (слов), называются причастными оборотами.
- - Обратите внимание, что в предложении причастный оборот подчеркивается как один член предложения (определение) , ведь к нему можно задать общий вопрос.
- Ночь (какая?) павшая на город
Причастие –
Причастие –
зависимое слово.
главное слово.
Засеянное поле.
Освещаемый зал.
Засеянное горохом.
Увлекающийся человек.
Освещаемое лампочкой.
Увлекающийся музыкой.
Стелющийся туман.
Задержанный преступник.
Стелющийся над рекой.
Задержанный на улице.
- Причастие с зависимыми словами называется – причастным оборотом .
- В предложении причастный оборот является определением .
- Сколько зависимых слов в причастном
обороте?
- В словосочетании, где причастие является главным словом,
может быть не одно, а два и более зависимых слова.
1. Увлекающийся музыкой -
2. Стелющийся над рекой.
3. Задержанный на улице.
Причастный оборот и определяемое слово.
- Причастный оборот всегда относится
А) к определяемому слову (задаём от него вопрос к причастному обороту);
Б) Определяемое слово может быть выражено существительным или личным местоимением .
1.
- причастный оборот
2.
- определяемое слово (существительное)
Причастный оборот и определяемое слово.
3.
- Причастный оборот + определяемое слово - существительное, к которому он относится.
4. От определяемого слова мы задаём вопрос к причастному обороту!
- а) Индивидуальная работа
- - Записываем предложения, находим причастные обороты, расставляем знаки препинания и объясняем их постановку или отсутствие.
- Растрёпанные на ветру волосы были непослушными и всё время падали на глаза.
- Тучи, собравшиеся к вечеру, предвещали ночную грозу и прохладу.
- б) Работа с упражнениями учебника
- - Давайте попробуем выполнить упр.404 (стр.174 учебника). Вам необходимо выполнить следующее задание: заменить выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончить предложения.
- - Упражнение 406 (стр.175)
- Задание 1 .Записать причастия, строение которых соответствует схемам:
- ∩ ^ □
- ¬ ∩ ^ ^ □ ^
- Составьте с ними словосочетания, в которых причастие – главное слово.
- Задание 2.
- Из учебника физики (географии, истории) выбрать и выписать предложения с причастиями.
- Задание 3.
- Сопоставьте творительный и предложный падежи прилагательного и причастия. Приведите примеры. В чем сходство? Есть ли различия?
Выводы:
- Что такое причастный оборот?
- Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
- Как называется слово, к которому относится причастный оборот?
- Какой частью речи может быть выражено определяемое слово?
- Какую функцию выполняет определяемое слово при причастном обороте?
Научимся отличать причастный оборот с определяемым словом от одиночного причастия.
- VI. Домашнее задание (дифференцированное)
- Уровень А: самостоятельно подобрать и выписать из художественной литературы 10 предложений с причастными оборотами (в разных позициях), обозначить причастные обороты
- Уровень Б: упражнение 407
- Уровень В: выполнивших работу на образовательной платформе www.examen.ru