СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Для раскрытия главного материала на анализируемом уроке сочеталось несколько методов обучения.  а) При изучении нового материала использовался частично-поисковый метод. Знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.  б) Репродуктивный метод обучения заключался в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.  в) Исследовательский метод применен при работе по карточкам .    На учебном занятии для отработки общеучебных умений и навыков использовалась коллективная, парная, самостоятельная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Эти формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий .      Был использован дидактический материал. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались учебником, карточкой – информатором. 

Просмотр содержимого документа
««Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»»

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе в условиях реализации ФГОС по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»



Тип урока: урок-исследование нового материала.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:

  • дать понятие о причастном обороте;

  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;

  • рассмотреть условия обособления причастного оборота;

  • показать роль причастного оборота в речи.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать,      делать выводы;

  • развивать умение мыслить самостоятельно;

  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения;

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

  • воспитывать любовь к русскому языку.

  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.

Структура урока:

  1. Мобилизующий этап.

  2. Этап формулирования темы урока и целей урока.

  3. Актуализация знаний по теме. 

  4. Проверка домашнего задания и взаимопроверка.

  5. Объяснение нового материала.

  6. Закрепление материала.

  7. Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  8. Итоги урока, рефлексия.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  • Устный и письменный.

  • Фронтальный, индивидуальный, групповой

  • Итоговый самоконтроль по теме.



Ход урока



I. Орг. момент. (1 слайд) 

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!

II. Мобилизующий этап.

– Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число.

– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!

– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом.  Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.

(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».

III. Этап формулирования темы урока и целей урока.

Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:

(3 слайд)

  • Осмыслить

  • Усвоить

  • Научиться

Ученики:

Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.

Усвоить, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).   

(4 слайд) – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).

IV. Актуализация знаний по теме 

Фронтальный опрос:

– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)

– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).

– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)

– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).

– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)

– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).

– Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).

– А как? Поясните.

V. Проверка домашнего задания. (5 слайд)

– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами,  отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы

Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).

(6 слайд) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)

VI. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы.

Учитель: (7 слайд)

от движущейся колонны                      отразившаяся в озере

к отворившейся калитке                      собирающиеся в стаи

– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

(8 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

(9 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.

(10 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?

– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

(11 слайд) Распределительный диктант.

– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:  

X

 

X

а) прич.

+сущ., б) прич. +

сущ.

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.

(12 слайд) – Проверьте себя!

 (13 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

За полем расположена заросшая цветами усадьба.

– Найдите причастные обороты

– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).

– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.

– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).

– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.         

– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике , прочитайте правило.

Подведем итог:

– Что такое причастный оборот?

– Что такое определяемое слово?

– Каким членом предложения является причастный оборот?

– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

– Младший научный сотрудник нашей лаборатории вам поможет найти ответ на этот вопрос.

(14 слайд) Лаборант. Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздает памятки.

(15 слайд)  VII. Физпауза.

– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.

VIII. Закрепление изученного материала

(16 слайд) 1. Групповая дифференцированная работа. (Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности)

1 группа (репродуктивный уровень) упр.73 (первые два предложения)

2 группа (логическое мышление более развито)

Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод.

3 группа (с творческими способностями)

Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения)

Контроль выполнения.

1,2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

3 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.

(17 слайд) 2. Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.

– Прочитайте предложенный текст.

Родина – это все…  Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).

– Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.

– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)

– Как называют человека, любящего свою родину?

(18 слайд) 3. Работа со словарем иностранных слов.

Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.

  1. Человек, горячо любящий родину.

  2. Человек, преданный какому – либо делу.

Подберем однокоренные слова к этому слову.

Патриотизм

Патриотический

– Ребята, а вы можете назвать себя патриотами?

Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)

Задание по тексту. (работа в парах)

– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)

– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

– Поменяйте причастный оборот и определяемое слово (первые два примера)

– Что произойдет?

– А сейчас попробуйте заменить причастные обороты  глаголом с союзным словом который.

– Как изменился текст? Как вы думаете, какая роль причастных оборотов в тексте? (причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной).

– Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи,  в устной речи мы их практически не используем.

Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко.

(19 слайд) IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодняшнее исследование успешно завершено!

– Какие открытия были совершены?

– Определим, какие цели урока уже реализованы.

Ученики:

Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);

Усвоили, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

(20 слайд) Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

  • А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

  • Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

  • В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.)

(21 слайд) X. Домашнее задание.П.12,упр.74

XI. Выставление оценок за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!