СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины Гражданской войны Интегрированный урок истории и обществознания в 10 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: привести учащихся к пониманию того, что гражданская война – это несправедливая, братоубийственная война, возникающая из-за отсутствия толерантных отношений в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Причины Гражданской войны Интегрированный урок истории и обществознания в 10 классе»

Причины Гражданской войны

Интегрированный урок истории и обществознания в 10 классе


Актуальность данной темы обуславливается тем, что современное общество начинает задумываться и переосмысливать ценности, которые были заложены в советское время. Февральский и октябрьский этапы российской революции привели к развязыванию братоубийственной Гражданской войны. Сегодня открываются новые архивы. Происходит пересмотр исторических и нравственных оценок социального поведения людей, учет общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей современной России. Толчком для раздумий учащихся послужил выход на экраны страны фильма «Адмирал», в котором молодое поколение увидело события гражданской войны в России в ином свете.

Урок рассчитан на 2 академических часа.

Цель урока: привести учащихся к пониманию того, что гражданская война – это несправедливая, братоубийственная война, возникающая из-за отсутствия толерантных отношений в обществе.


Задачи:

  1. Выяснить причины развязывания гражданской войны и охарактеризовать ее основных участников.

  2. Формировать критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретацию социальных явлений в трагический период истории России;

  3. Развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию, выслушивать различные мнения;

  4. Воспитывать уважительное отношение к иному поведению, чувству, поступку

  5. Сформировать свое отношение к причинам и событиям гражданской войны.

  6. Оценить события гражданской войны с точки зрения принципов толерантности.

Подготовительный этап. Данный урок является первым в изучении темы о ходе гражданской войны в России в 1918-1020-х гг. Учащиеся уже знакомы с понятием «толерантность» с уроков обществознания. Нескольким учащимся заранее даны задания приготовить сообщения об исторических личностях гражданской войны – представителях белого и красного лагерей: Л. Троцкий, М.Фрунзе, М.Буденный, А.Колчак, П.Врангель, А.Деникин.

Оборудование. Карта «Гражданская война в России», документальные материалы на основе мемуарной литературы участников Гражданской войны, фильм из серии «Россия. XXвек. Гражданская война», карточки с заданиями для групп, бумага, фломастеры.


Технологические приемы:

  1. Групповая работа.

  2. Анализ документов первичных (дают непосредственное представление о событии, носители фактической информации) и вторичных (содержат оценочные характеристики, передают сведения о событии с определенной позиции).

  3. Составление тематического словаря – упорядоченного комплекса базовых понятий.

  4. Художественные ассоциации к теме (иллюстрации, соотнесения с литературными произведениями, песнями, фольклором).

  5. Просмотр фрагментов учебного фильма и их обсуждение.

  6. Рецензирование мемуарной литературы участников Гражданской войны: полководцев Красной Армии, генералов Белого движения.


Ход урока.


1. Актуализация знаний учащихся о сущности гражданских войн.

«Гражданская война – это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными группами населения внутри одной страны». Учащиеся записывают в тетрадях определение.

2. Просмотр учебного фильма из серии «Россия. XX век. Гражданская война». (12 мин.) После просмотра – беседа с учащимися:

О чем фильм?

Что произошло в стране?

В чем причины данных событий?

На чьей вы стороне?

Кто, на ваш взгляд, является виновником развязывания войны? Подкрепите примерами из фильма.

Учитель. Гражданская война неминуемо делит людей на «своих» и «чужих». Своеобразная баррикада пролегла и в понимании, и в объяснении причин, характера и хода гражданской войны. День ото дня мы все более понимаем, что только объективный взгляд на гражданскую войну с обеих сторон даст возможность приблизиться к исторической правде. Но в то время, когда гражданская война была не историей, а реальностью, на нее смотрели иначе.

В 1980—90-е годы в центре научных дискуссий находятся следующие проблемы истории гражданской войны: причины гражданской войны; классы и политические партии в гражданской войне; белый и красный террор; идеология и социальная сущность «военного коммунизма». Наша задача с вами сегодня разобраться в причинах данного социального явления.


Доминантой вооруженной борьбы в России в 1917—1922 гг. было социально-политическое противостояние. Но гражданскую войну 1917—1922 гг. невозможно понять, принимая во внимание одну только классовую сторону. Она представляла собой туго сплетенный клубок социальных, политических, национальных, религиозных, личностных интересов и противоречий.

С чего началась гражданская война в России? По мнению Питирима Сорокина, обычно падение режима — это результат не столько усилий революционеров, сколько одряхления, бессилия и неспособности к созидательной работе самого режима. Чтобы предотвратить революцию, правительство должно пойти на определенные реформы, которые сняли бы социальное напряжение. Ни правительство императорской России, ни Временное правительство не нашли в себе сил для проведения преобразований. А так как нарастание событий требовало действий, то они выразились в попытках вооруженного насилия по отношению к народу в феврале 1917 г. Гражданские войны не начинаются в обстановке социального покоя. Закон всех революций таков, что после свержения господствующих классов неизбежны их стремление и попытки реставрации своего положения, в то время как классы, пришедшие к власти, стараются всеми средствами сохранить ее. Существует связь между революцией и гражданской войной, в условиях нашей страны последняя после Октября 1917 г. была почти неизбежной. Причинами гражданской войны являются крайнее обострение классовой ненависти, изнурительная первая мировая война. Глубинные корни гражданской войны надо видеть и в характере Октябрьской революции, провозгласившей диктатуру пролетариата.

Стимулировал развязывание гражданской войны роспуск Учредительного собрания. Общероссийская власть была узурпирована, и в обществе, уже расколотом, разорванном революцией, идеи Учредительного собрания, парламента уже не могли найти понимания.

Следует также признать, что Брестский мир оскорбил патриотические чувства широких слоев населения, прежде всего офицерства и интеллигенции. Именно после заключения мира в Бресте стали активно формироваться белогвардейские добровольческие армии.

Политический и экономический кризис в России сопровождался кризисом национальных отношений. Белые и красные правительства были вынуждены вести борьбу за возвращение утраченных территорий: Украины, Латвии, Литвы, Эстонии в 1918—1919 гг.; Польши, Азербайджана, Армении, Грузии и Средней Азии в 1920— 1922 гг. Гражданская война в России прошла несколько фаз. Если рассматривать гражданскую войну в России как процесс, то станет ясно, что первым ее актом явились события в Петрограде в конце февраля 1917 г. В этом же ряду и вооруженные столкновения на улицах столицы в апреле и июле, корниловское выступление в августе, крестьянское восстание в сентябре, октябрьские события в Петрограде, Москве и ряде других мест.

После отречения императора страну охватила эйфория «красно-бантового» единения. Несмотря на все это, Февраль положил начало неизмеримо более глубоким потрясениям, а также эскалации насилия. В Петрограде и других районах началось преследование офицеров. На Балтийском флоте были убиты адмиралы Непенин, Бутаков, Вирен, генерал Стронский и другие офицеры. Уже в первые дни февральской революции возникшее в людских душах озлобление выплеснулось на улицы. Итак, Февраль положил начало гражданской войне в России.

К началу 1918 г. этот этап во многом исчерпал себя. Именно это положение констатировал лидер эсеров В. Чернов, когда, выступая в Учредительном собрании 5 января 1918 г., выразил надежду на скорейшее прекращение гражданской войны. Многим казалось, что на смену бурному периоду идет более мирный, что наступило время компромиссов. Однако вопреки этим ожиданиям продолжали возникать новые очаги борьбы, и с середины 1918 г. начался уже следующий период гражданской войны, завершившийся лишь в ноябре 1920 г. разгромом армии П.Н. Врангеля. Впрочем, гражданская война продолжалась и после этого. Ее эпизодами были Кронштадтское восстание матросов и антоновщина 1921 г., военные действия на Дальнем Востоке, завершившиеся в 1922 г., басмачество в Средней Азии, в основном ликвидированное к 1926 г.

Причины войны:

  1. Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности.

  2. Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках.

  3. Крах демократической альтернативы развития страны в связи с разгоном Учредительного собрания большевиками.

  4. Отсутствие опыта политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами.

  5. Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией.

  6. Экономическая политика большевиков в деревне весной-летом 1918 г.

  7. Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России.


Обращая внимание учащихся на объективные причины начала Гражданской войны, учитель делает акцент на то, что в обществе того времени доминировала психологическая установка на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках, а также отсутствовал опыт политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами. Именно интолерантное поведение всех политических и социальных сил в стране привело к развязыванию этой войны.


3. Для того чтобы у учащихся создалось устойчивое мнение о том, насколько трудно бывает различным силам прийти к компромиссу, проводим тренинг «Строим башню»

Класс делится на 7 группы по 4 человека. На группу заготовлен комплект карточек-заданий (каждому члену группы-одна карточка). Комплекты для всех групп идентичны. Суть тренинга: каждая группа создает свое государство – рисует фломастерами на листе бумаги. Каждому ученику нужно выбрать своих соседей – те политические и социальные силы, с которыми он был бы готов сотрудничать и строить новое государство. На листе бумаги каждый ученик находит себе место, обозначает его фломастером (например, кружком, овалом, многоугольником). Если рядом с ним появляется сосед, который его не устраивает по каким-либо причинам, учащийся вправе зачеркнуть себя и поместить на новое место на листе бумаги. При этом каждый участник группы должен выполнить условия задания со своей карточки, показывать ее другим членам группы нельзя. Во время выполнения задания участников просят отказаться от вербального общения, все делать молча. Задания носят взаимоисключающий характер.

После выполнения листы бумаги прикрепляются на доску. Задание участникам групп: проанализировать, насколько трудно было выполнять задание, почему было трудно, что и почему не удалось.

В ходе выполнения тренинга учащиеся, встречаясь со взаимоисключающими заданиями, сталкиваются с реальной трудностью их выполнения. Это должно подвести их к мысли о том, что в реальной жизненной ситуации, в условиях начала гражданской войны в России противоборствующие стороны тоже столкнулись с подобными трудностями, и даже при желании не смогли их преодолеть просто потому, что их желания и взгляды на настоящее и будущее России взаимоисключали друг друга.

Отсюда делаем вывод о культуре толерантного отношения в рамках одного государства представителями разных социальных групп, политических партий, классов.


4. Работа с документами. Учащимся предлагаются фрагменты мемуаров современников событий гражданской войны – представителей белого и красного лагерей - о причинах и начале гражданской войны.

Задание группам: прочитать документ, определить причины начала войны с точки зрения автора.

Далее в ходе дискуссии сравниваются позиции авторов документов.

Учащиеся делают вывод о том, что в войну вступили разнородные силы, каждая со своими интересами, коренным образом отличавшимися от интересов остальных. Самое главное, что ни одна из этих разнородных сил не задумалась и не пошла на преодоление противоречий и достижение компромисса, а настойчиво «тянула одеяло на себя».


5. Сообщения учащихся о представителях белого и красного лагерей в войне.

Учитель. Задание-провокация для учащихся:

Прослушайте сообщения одноклассников о лидерах красного и белого лагерей и предложите, кому можно поставить памятник как герою гражданской войны?

Учащиеся подходят к выводу, что Гражданская война – это столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков. В гражданской войне нет правых, поэтому сложно винить какую-то одну силу в ее развязывании. Поэтому и о героях данной войны говорить сложно. Неправы были представители Советской власти, когда повсеместно открывали памятники «героям гражданской войны» - красным, воевавшим против белых.


6. В заключение урока проводим тренинг «Интолерантность: ситуации, предотвращение». Главная цель – показать пути предотвращения критических ситуаций, к которым приводит Интолерантность.

Класс делится на группы по 4 человека, в которых работали в начале урока. Каждая группа получает задание в рамках того условия, которое они выполняли в начале урока. Им, как представителям разнородных сил, надо найти точки соприкосновения этих сил, предположить, как нужно было повести себя этим силам, чтобы избежать развязывания гражданской войны.

Учащиеся предлагают свои варианты действий.

7. Учитель, подводя итоги урока, говорит о понятии «толерантность», о сложности взаимодействия людей, не нацеленных на понимание, компромисс, сотрудничество. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Учитель напоминает о существовании такого международного документа, как «Декларация принципов толерантности», принятого 16 ноября 1995 года. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов угрожает всем частям мира.

Тема «Гражданская война и интервенция» – одна из самых сложных в курсе Истории России. Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России, иначе говоря – вступления российского общества в состояние непримиримой вооруженной борьбы больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность, истинных причинах участников войны.

Полемику вызывают стратегия и тактика «красных» и «белых», суть военного вмешательства западных держав во внутренние дела России, причины победы большевиков в Гражданской войне.

Очень важно помнить, что мы живем в век глобализации экономики и большой мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации социальных структур.

8. Рефлексия. В качестве рефлексии учитель воспользовался методикой тренинга «общий галдеж»: он предлагает учащимся в течение 5 минут высказать свое мнение по поводу того, что они узнали на уроке.

9. Домашнее задание:

1. Выписать в тетрадях новые термины и объяснить их значение.

2. Нарисовать карикатуры или комиксы, иллюстрирующие проведенный урок, толерантные и интолерантные силы в гражданской войне в России.

3. Найти отрывки из художественных произведений, песен, иллюстрирующие материал урока (по желанию).

Приложения

Карточки с заданиями к тренингу «Строим башню»


Карточка 1.

Вы –представитель стран Антанты. С конца 1917 г. в российские порты на Севере и Дальнем Востоке стали прибывать английские, американские, японские военные корабли якобы для защиты их от возможной германской агрессии. В апреле 1918 г. японские десантники высадились во Владивостоке. К ним присоединились английские, американские, французские войска. Они прикрывались идеей выполнения «союзнического долга», вели себя как завоеватели.

Ленин расценил эти действия как интервенцию и призвал дать отпор агрессорам.

В январе 1919 г. высажены десанты в Одессе, Крыму, Баку и увеличено количество войск в портах Севера и Дальнего Востока.


Карточка. 2.

Вы – член эсеровской партии. Вы выступаете за создание региональных правительств, состоящих преимущественно из членов ПСР: в Самаре – Комуч, в Екатеринбурге – Уральское областное правительство, в Томске – Временное Сибирское правительство. Вы действуйте под лозунгами «Власть не Советам, а Учредительному собранию!» и «Ликвидация Брестского мира!» и формируете вооруженные отряды из рабочих и крестьян, объявив мобилизацию и подкрепив ее репрессивными мерами. Вы не признаете Декрет о земле.



Карточка 3.

Вы – член партии большевиков. Ваши лозунги: « Земля – крестьянам. Фабрики – рабочим. Власть – Советам!» В ответ на действия меньшевиков и эсеров вы исключили их представителей из состава ВЦИК, Советов всех уровней.

По отношению к недовольным вашими действиями вы применяете чрезвычайные меры – отдачу под суд, ревтрибуналы, тюремное заключение, конфискацию имущества, заложничество, расстрел на месте. В том числе это касается всех белогвардейцев.



Карточка 4.

Вы – член левоэсеровского крыла ПСР. Вы за разгон Учредительного собрания, но против заключения Брестского мира. Поэтому вы вышли из состава СНК, сохранив при этом свое присутствие во ВЦИК и Советах всех уровней. Вы также против продовольственной политики большевиков, продотрядов и комбедов. Вы сделали попытку спровоцировать военный конфликт России с Германией, убив немецкого посла в России графа Мирбаха.



Карточка 5.

Вы – представитель крестьянства. Вы не спешите воевать за советскую власть, хотя она вам дала землю. Вы недовольны чрезвычайной продовольственной политикой большевиков. Вы начинаете военные столкновения с продотрядами. В ответ на массовую мобилизацию в Красную армию вы отвечаете массовым уклонением от нее.. Мобилизованные крестьяне, захватив оружие и разойдясь с призывных пунктов, поднимали своих односельчан на разгром комбедов, Советов, партийных ячеек.




Карточка 6.

Вы – представитель белого движения. Вашей ближайшей целью является создание сильной и боеспособной армии для «беспощадной и неумолимой борьбы с большевиками», чему должна способствовать единоличная форма власти». И лишь после ликвидации большевистской власти в России должно быть созвано Национальное собрание «для воцарения в стране закона и порядка». Все экономические и социальные реформы должны быть отложены до окончания борьбы с большевиками. Вы действуете по пути введения исключительных законом, вводите смертную казнь, военное положение, карательные экспедиции.




Карточка 7.

Вы – представитель крестьянства, которому чужды интересы и белых, и красных. Массовое недовольство крестьян наблюдалось и в тылу белых армий. Оно возникало как реакция на попытку реставрировать старые земельные порядки.

Несколько иначе развивалось крестьянское движение в приграничных между красными и белыми районах. Население укрывалось в лесах и создавало партизанские отряды. Своим символом они избрали зеленый цвет –цвет воли и свободы, одновременно противопоставляя себя белому и красному движению. «Эх, яблочко, цвета спелого, слева красного бьем, справа белого!» - распевали в крестьянских отрядах.



Примерные документы для групп


Документ для первой группы.


1. Цели, преследуемые Добровольческой армией, впервые были обнародованы в

воззвании, исходившем из штаба, 27 декабря.

1. Создание "организованной военной силы, которая могла бы быть противопоставлена надвигающейся анархии и немецко-большевистскому нашествию. Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных прав".

2. "Первая непосредственная цель Добровольческой армии – противостоять вооруженному нападению на Юг и Юго-восток России. Рука об руку с доблестным казачеством, по первому призыву его Круга, его правительства и Войскового атамана, в союзе с областями и народами России, восставшими против немецко-большевистского ига, - все русские люди, собравшиеся на Юге со всех концов нашей Родины, будут защищать до последней капли крови самостоятельность областей, давших им приют и являющихся последним оплотом русской независимости, последней надеждой на восстановление Свободной Великой России.

3. Но рядом с этой целью - другая ставится Добровольческой армии. Армия эта должна быть той действенной силой, которая даст возможность русским гражданам осуществить дело государственного строительства Свободной России... Новая армия должна стать на страже гражданской свободы, в условиях которой хозяин земли русской - ее народ – выявить через посредство избранного Учредительного Собрания державную волю свою.

Перед волей этой должны преклониться все классы, партии и отдельные группы населения. Ей одной будет служить создаваемая армия, и все участвующие в ее образовании будут беспрекословно подчиняться законной власти, поставленной этим Учредительным Собранием." В заключение воззвание призывало "встать в ряды Российской рати... всех, кому дорога многострадальная Родина, чья душа истомилась к ней сыновней болью."

Отозвались, как я уже говорил, офицеры, юнкера, учащаяся молодежь и очень, очень мало прочих "городских и земских" русских людей. "Всенародного ополчения" не вышло. В силу создавшихся условий комплектования, армия в самом зародыше своем таила глубокий органический недостаток, приобретая характер классовый. Нет нужды, что руководители ее вышли из народа, что офицерство в массе своей было демократично, что все движение было чуждо социальных элементов борьбы, что официальный символ веры армии носил все признаки государственности, демократичности и доброжелательства к местным областным образованием... Печать классового отбора легла на армию прочно и давала повод недоброжелателям возбуждать против нее в народной массе недоверие и опасения и противополагать ее цели народным интересами Было ясно, что при таких условиях Добровольческая армия выполнить своей задачи в общероссийском масштабе не может. Но оставалась надежда, что она в состоянии будет сдержать напор неорганизованного пока еще большевизма и тем даст время окрепнуть здоровой общественности и народному самосознанию, что ее крепкое ядро со временем соединить вокруг себя пока еще инертные или даже враждебные народные силы. Лично для меня было и осталось непререкаемым одно весьма важное положение, вытекавшее из психологии октябрьского переворота: Если бы в этот трагический момент нашей истории не нашлось среди русского народа людей, готовых восстать против безумия и преступления большевистской власти и принести свою кровь и жизнь за разрушаемую родину, - это был бы не народ, а навоз для удобрения беспредельных полей старого континента, обреченных на колонизацию пришельцев с Запада и Востока.

К счастью мы принадлежим к замученному, но великому русскому народу.

«Очерки русской смуты» А.И.Деникин Т.2


Вопросы к документу:

  1. Какие причины начала вооруженной борьбы выдвигает А.И.Деникин?

  2. Кто и против кого боролся

  3. Какие цели преследовали в своей борьбе члены Добровольческой армии?

  4. Могли ли они прийти к компромиссу с какими-то еще социальными (политическими) силами в стране? В чем?




Документ для второй группы.


Много уже написано, еще больше напишут о духовном облике Добровольческой армии.

Те, кто видел в ней осиянный страданием и мученичеством подвиг правы. И те, кто видел грязь, пятнавшую чистое знамя, во многих случаях искренни. Весь вопрос в правильном синтезе ряда сложных явлений в жизни армии - явлений, рожденных войной и революцией. Так, каждый в отдельности офицер, выведенный в купринском "Поединке", - живой человек, но такого собрания офицеров такого полка в русской армии не было. В нашу своеобразную Запорожскую сечь шли все, кто действительно сочувствовал идее борьбы и был в состоянии вынести ее тяготы. Шли и хорошие, и плохие. Но четыре года войны и кошмар революции не прошли бесследно. Они обнажили людей от внешних культурных покровов и довели до высокого напряжения все их сильные и все их низменные стороны. Было бы лицемерием со стороны общества, испытавшего небывалое моральное падение, требовать от добровольцев аскетизма и высших добродетелей. Был подвиг, была и грязь. Героизм и жестокость. Сострадание и ненависть. Социальная терпимость и инстинкт классовой розни. Первые явления возносили, со вторыми боролись. Но вторые не были отнюдь преобладающими: история отметить тот важный для познания русской народной души факт, как на почве кровавых извращений революции, обывательской тины и интеллигентского маразма могло вырасти такое положительное явление, как добровольчество, при всех его теневых сторонах сохранившее героический образ и национальную идею.

Добровольцы были чужды политики, верны идее спасения страны, храбры в боях и преданы Корнилову. Впереди их ждало увечье, скитание, многих - смерть; победа представлялась тогда в далеком будущем. Они дрались на подступах к Ростову, зная, что сотни тысяч казаков и ростовской буржуазии за их спиною живут легко и привольно. Они были оборванцы, мерзли и голодали, видя как беснуется и веселится богатейший Ростов, финансовая знать которого с большим трудом "пожертвовала" на армию два миллиона рублей, растворившихся быстро в бездонной ее нужде. Они встречали в обществе равнодушие, в народе вражду, в резолюциях революционных учреждений и социалистической печати злобу, клевету и поношение. Одиночные добровольцы, случайно попадавшие в Темерник - рабочие кварталы Ростова - часто не возвращались... Однажды в Ростове, когда юнкерский караул, спровоцированный выстрелом на большом железнодорожном митинге, пустил в ход оружие, в результате чего оказались один или два рабочих убиты, это событие вызвало огромную демонстрацию; с разрешения донского правительства "жертвам" были устроены грандиозные похороны с толпами народа, депутациями, венками и речами, направленными против "врагов народа". А "враги народа" в это время каждый день тихо, без венков и речей, в наскоро сколоченных гробах, иногда и без гробов, опускались в холодную могилу возле чужих и незнакомых им станций и полустанков Донской земли. И редко когда их провожала слеза друга или брата, ибо звериное время зачерствляло сердца и понижало цену жизни.

Гражданская война довершила тот психологический процесс, который только наметила война на фронте. Вскоре стало известным, что большевики убивают всех добровольцев, захваченных ими, предавая перед этим бесчеловечные мучения. Сомнений в этом не было. Не раз на местах, переходивших из рук в руки, добровольцы находили изуродованные трупы своих соратников, слышали леденящую душу повесть свидетелей этих убийств, спасшихся чудом из рук большевиков. Помню, какою жутью повеяло на меня, когда первый раз привезли восемь замученных добровольцев из Батайска - изрубленных, исколотых, с обезображенными лицами, в которых подавленные горем близкие едва могли различить родные черты... Поздно вечером, где-то далеко на заднем дворе товарной станции, среди массы составов я кашель вагон с трупами, загнанный туда по распоряжению ростовских властей, "чтобы не вызвать эксцессов". И когда при тусклом мерцаний восковых свечек священник, робко озираясь, возглашал "вечную память убиенным", сердце сжималось от боли, и не было прощения мучителям...

«Очерки русской смуты» А.И.Деникин Т.2

Вопросы к документу:

  1. Как А.И. Деникин характеризует духовный облик Добровольческой армии?

  2. Чем автор документа оправдывает жестокость белогвардейцев?

3. Могли ли деникинцы прийти к компромиссу с какими-то еще социальными (политическими) силами в стране? В чем?




Документ для третьей группы.

Резолюция III районного съезда представителей

от 10 апреля 1919 г. Село Гуляйполе

…3) Протестуем против реакционных приемов большевистской власти, проводимых комиссарами и агентами чрезвычаек, расстреливающими рабочих, крестьян и повстанцев под всякими предлогами… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные сила отправить на фронт, распределив их по разным здоровым революционным частям, борющимся с действительно контрреволюцией…

…5) Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых лиц на всевозможные гражданские и военные ответственные посты… Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

8) Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней… и полного упразднения частной торговли.

9) Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…

10) Диктатуры какой бы то ни было партии категорически не признаем… Левым социалистическим партиям предоставляем свободно существовать только лишь проповедником разных путей к социализму, но право выбора пути оставляем за собой.

Долой комиссародержавие… Долой однобокие большевистские Советы.

Почетный председатель съезда Батько Махно

Почетный член съезда Щусь

Председатель съезда Чернокнижный.

Вопросы к документу:

  1. Какая политическая программа изложена в этом документе?

  2. Интересы каких слоев населения отражает этот документ?

  3. На чьей стороне в Гражданской войне выступили принявшие этот документ люди? Почему?

  4. Могли ли они прийти к компромиссу с какими-то еще социальными (политическими) силами в стране? В чем?

Документ для четвертой группы.

А. Теперь о причинах наших бывших неудач. Причины эти чрезвычайно разнообразны. Резюмируя их, можно сказать, что стратегия была принесена в жертву политике, а политика никуда не годилась.

Вместо того чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной, и проводить одну политику, «русскую», вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика, руководители которой видели во всем то, что не носило на себе печать «добровольце», врагов России.

Дрались и с большевиками, дрались и с украинцами, с Грузией и с Азербайджаном, и лишь немного не хватило, чтобы начать драться с казаками, которые составляли половину нашей армии… В итоге, провозгласив единую и неделимую Россию, пришли к тому, что разъединили антибольшевистские русские силы и разделили всю Россию на целый ряд враждующих между собой образований.

Из выступления генерала П.Н.Врангеля

перед представителями крымской печати


Вопросы к документу:

  1. Каковы причины поражения Белого движения, по мнению П.Врангеля?

  2. Чью точку зрения он выражает?

  3. Могли ли они прийти к компромиссу с какими-то еще социальными (политическими) силами в стране? В чем?



Документ для пятой группы.

По указанию А.И.Деникина в основу разработки и составления положений и правил были положены следующие начала:

  1. Обеспечение интересов трудящегося населения.

  2. Создание и укрепление мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.

  3. Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным.

Из официального сообщения председателя

Особого совещания при Главнокомандующего

вооруженными силами на Юге России.

Вопросы к документу:

  1. Какие положения аграрной программы были привлекательны для крестьян? Какие положения могли вызвать отрицательную реакцию?

  2. Могли ли они деникинцы и их сторонники прийти к компромиссу с какими-то еще социальными (политическими) силами в стране? В чем?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!