Депрессивные состояния, способствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
- печальное настроение;
- чувство скуки;
- чувство усталости;
- нарушение сна;
- соматические жалобы;
- неусидчивость, беспокойство;
- фиксация внимания на мелочах;
- чрезмерная эмоциональность;
- замкнутость;
- рассеянное внимание;
- агрессивное поведение;
- непослушание;
- злоупотребление алкоголем или
наркотиками;
- плохая успеваемость;
- прогулы школы.
Мотивы и поводы
суицидального поведения
1. Личностно-семейные конфликты:
- несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны окружающих;
- потеря близкого человека, болезнь (смерть родных);
-препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
- несчастная любовь;
- недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
- боязнь наказания или позора;
- самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в учебной сфере:
- несостоятельность, неудачи в учебе;
- несправедливые требования к выполнению учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Причины и мотивы
девиантного и суицидального поведения подростков
Подготовила
Орлова О.В
Причины девиантного поведения подростков
- отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь, помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка), конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
- ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказания как унижения личности ученика, противоречивость предъявляемых требований, поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями);
- ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»), отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, отстранение подростка от физического домашнего труда, конфликты в семье и др.;
- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.);
Профилактика девиантного поведения
- выявление и учёт детей, нуждающихся в особом внимании;
- анализ причин отклоняющегося поведения;
- определение мер коррекционной работы.
Взаимодействие с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
- расположение к общению;
- поиск общего интереса;
- выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств;
- выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств;
- стремление к положительным установкам в поведении подростка;
- установление оптимальных отношений.