Причины и признаки ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ.Лечение.
Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. Главное, чтобы отличия от нормы были минимальными.
Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.
Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.
Причины ЗРР
Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:
-физиологические отклонения, заболевания;
-психологические проблемы.
Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:
-недоразвитость нёба, горла;
-проблемы со слухом;
-неврологические проблемы;
-врожденные или приобретенные поражения головного мозга;
-заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм.
Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.
Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.
Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки, применение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.
Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.
Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?
Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:
-в 1,5 года кроха не может говорить даже простые слова;
-2,5 года: не может построить предложение, использует лишь по 1-2 слова;
-к 3 годам речь невнятная, непонятная. Кроме обычных слов, периодически использует выдуманные или просто набор букв;
-в 5 лет ребенок не говорит или же его речь примитивная, на уровне 1-2 лет.
Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.
Терапия и лечение.
Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У детей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.
Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.
Занятия дома с малышом.
Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:
-просто говорите с малышом;
-вместе разучивайте стихи, песенки;
-задавайте ему вопросы;
-не реагируйте, если кроха произносит лишь звуки, а не слова;
-проговаривайте названия предметов, описывайте свои действия;
-просите его рассказать о том, как прошел день, что он делал;
-задавайте наводящие вопросы (какого цвета были листья на деревьях, что он кушал на обед, о чем был мультик…);
-старайтесь как можно дольше вести с ним диалог, даже если он будет отвечать односложно, лишь «да» или «нет».
Это отличная возможность:
-показать малышу, как правильно строить предложение;
-научить использовать все части речи;
-обогатить его словарный запас;
-«вытянуть» его из состояния погружения в себя.
Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.