СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины неправильного произношения у детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причины неправильного произношения у детей»

«Причины неправильного

звукопроизношения»

Существуют причины, которые мешают дошкольнику своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи. Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин четыре:

  • трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха), то есть недоразвитие фонематического слуха у ребёнка;

  • выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба)

  • недостаточная подвижность губ и языка;

  • отсутствие правильного образца для подражания, отсутствие внимания к речи ребёнка со стороны взрослых.

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно.


Если ребёнок не улавливает на слух различия между сходными акустически или артикуляторными звуками (например, с-ш, р-л, с-ц, з-ж и т. д.), т.е. эти звуки ему кажутся одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Основной причиной звуковых замен в данном случае являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.

По состоянию же артикуляторных органов ребёнок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением  того или иного звука. Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребёнок как говорит, так  и пишет, например: «суба» вместо «шуба», то есть возникает так называемое «косноязычие в письме». Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устранённого нарушения речи появляются ещё и новые. В данном случае необходимо проводить большую работу по развитию слуховой дифференциации звуков, развитию фонематического слуха.


Другой частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные  дефекты в строении речевых органов ребёнка:

- неправильное строение челюстей и зубов (отсутствие или неправильное расположение зубов, неправильный прикус и т. д.)

- слишком большой или слишком маленький язык;

- короткая подъязычная связка языка (уздечка языка) – она мешает нормальному подъёму языка вверх;

- расщелина верхней губы, расщелина твёрдого и мягкого нёба и т. д.  При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искажённо. В этих случаях родители должны с самого начала понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребёнка будет протекать в усложнённых условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая помощь (помощь детского стоматолога, ортодонта и т. д.) Правда, иногда и при дефектах в строении речевых органов детям удаётся овладеть правильным звукопроизношением, но так к сожалению, бывает далеко не во всех случаях.


Иногда недостатки звукопроизношения бывают вызваны недостаточной подвижностью речевых органов (языка, губ и т. д.). Чаще всего речь здесь идёт о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придаёт речи оттенок шепелявости.

Совершенно необходимым условием для овладения правильным звукопроизношением является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это образец для его подражания.

Совсем недопустимым является «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой долёгой, холёсенький!»).  В данном случае ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами ей подражают!



Желаю успехов!!!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя