СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины неуспеваемости учащихся по русскому языку и пути их преодоления (Из опыта работы )

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье рассматриваются вопросы неуспеваемости учащихся с ОВЗ по русскому языку и различные формы и методы их преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Причины неуспеваемости учащихся по русскому языку и пути их преодоления (Из опыта работы )»

Причины неуспеваемости учащихся по русскому языку

и пути их преодоления

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Урмановой Г. З.)


Слайд 2

Нет плохих учеников — есть обстоятельства,

которые мешают им быть хорошими.

Е.Н.Емельянова (нейропсихолог)

Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?

Слайд 3

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой и образовательными стандартами, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.

Слайд 4

     Основные признаки  неуспеваемости  учащихся:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и  воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость,  организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Слайд 5

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;

- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается  в стимулах для перехода к очередным видам работы);

-медлительность, либо постепенное снижение темпа  деятельности, быстрая  вырабатываемость;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

- индифферентно относится к результатам  работы;

 - не подмечает своих неудач и трудностей.


Все эти особенности присущи детям нашей школы



Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников прежде всего связана с задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что

в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития,

в 24% – с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только

в 4% – с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи.

В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.

Группа детей, объединенных характеристикой «задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, математику, письмо. Ухудшение состояния (иногда очень резкое – «в саду был как все, а в школе стал хуже всех»), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ребенка. Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требует индивидуальной оценки.

По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Что я и наблюдаю на своих уроках в 7а классе, у некоторых учащихся. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность.

На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для таких детей, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием.

Дети, имеющие задержку психического, речевого, или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания, и в конечном счете по решению ПМПК оказываются в учреждениях нашего типа.

Так же необходимо учитывать, что есть дети с ОВЗ, обучающиеся в классах 7 вида, хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Так же хочется сказать несколько слов о детях с синдромом дефицита внимания.

Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность. Это одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостатком механизмов внимания и тормозящего контроля. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатком внимания, т.к. учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах

2. Неумение сидеть на месте, когда это требуется

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди.

5. Неумение сосредоточиться.

6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

7. Неумение играть тихо, спокойно.

8. Болтливость.



Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относится слабая успеваемость в школе. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность.

Русский язык – весьма сложная дисциплина, поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро. Работая с неуспевающими обучающимися, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

Преодолением неуспеваемости по русскому языку надо заниматься особенно упорно, т.к. именно здесь формируется уровень грамотности человека.

А количество детей с трудностями обучения русскому языку и на­рушениями письма увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких учащихся сегодня около 25%. Ребенок недописывает буквы в слове или пишет лишние. Лег­ко может допустить ошибку даже в написании гласной под ударением, например, написать «машена» вместо «маши­на». Часто такой ученик заменяет буквы по кинетическому сходству, пишет: «мужомор» («мухомор»), «ядлоки» («ябло­ки»), «прурода» («природа»). Нередко в слове оказываются переставлены слоги: вместо «молоток» написано «мотолок». В начале и в конце слова может оказаться одна и та же буква: вместо «магазин» — «магазим».

Трудности в письме и чтении опреде­ляют общее отставание ученика, потерю интереса к учебе и веры в собственные силы. Очевидно, что читающий ребенок имеет больше шансов стать грамотным, чем не читающий. Но последних становится все больше. Ученики, имеющие трудности в овладении прак­тической грамотностью, образуют своеобразные группы. Эти группы определяются на основе несколь­ких критериев. Первый критерий — возрастной.

Слайд 6

Но не всегда возраст ребенка определяет его главную про­блему, поэтому второй критерий при выделении групп — трудности, связанные с изучением предмета. Здесь можно выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:

1)пропуск и путаница букв, их перестановки в словах;

2) нечитаемый почерк;

3) незнание основных орфографических правил и оби­лие ошибок «на правило»;

4) неумение применить правило в процессе письма;

5) неумение составлять связные, логичные тексты;

6) нелюбовь к чтению;

7) плохие оценки на почве негативного психологическо­го фона на уроках русского языка;

8) негативное отношение к русскому языку и чтению как школьному предмету.

Нарушения, связанные с недостатками фонетико­-фонематического восприятия, наиболее часты. Фонетическое восприятие необходимо для освоения членораздельной артикуляции, чтобы произносимые звуки и слова имели различимый и узнаваемый вид. С помощью фонематического слуха мы овладеваем зву­ковой и смысловой системой конкретного языка. Поэ­тому, например, слыша незнакомый нам язык, мы все- таки не понимаем, что именно говорится. Звук речи, условно наделенный смыслом, — фонема — определяет семантику целого слова, фразы, предложения. Многие дети, конечно, усваивают фонетико-фонематическую систему языка, но не полностью. Неразличимыми для них очень часто остаются такие тонкости, как парные согласные, мягкие и твердые согласные, близкие по месту образования гласные («о»-«у»), шипя­щие. Так, пропуски гласных и согласных букв - «трва», «тава», вместо «трава»; перестановки букв в слове - «тко» вместо «кто», «онко» вместо «окно»; перестановки и выпадение слогов - «кокродил», «кродил» вместо «крокодил»; появление лишкних букв или слогов в слове - «тарава» вместо «трава», «мотоцикил» вместо «мотоцикл»;недописание букв или слогов в слове - «о» вместо «он», «красны» вместо «красный» и т.п. обусловлены несформированностью грамматического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова, другими словами – дисграфия (нарушение письма).

Дети с такими нарушениями могут вполне грамот­но выполнять упражнения на списывание, но в диктанте способны допустить 20 и более ошибок. При письме под диктовку действие развертывается от звука к букве, нет непосредственной опоры на зрительный образ буквы в тексте, с которого переписывают. Ребенок с фонема­тическими нарушениями работает гораздо медленнее других, потому что на узнавание звука у него уходит больше времени и, соответственно, навык письма формируется медленно.

Надо сказать, что фонетико-фонематические недоформирования труднее всего поддаются корректированию

При проверке письменных работ, никогда не привлекаю внимание ребенка к дисграфическим ошибкам. Концентрируя внимание (свое и ученика) на дисграфических ошибках во время плановой работы по программе класса, можно утратить ориентиры в развитии его навыков.

При проверке работ дисграфиков необходимо снизить требования. Речь идет прежде всего о работах, требующих навыков грамотного беглого письма: о диктантах, изложениях и сочинениях. (Такие ошибки отмечаю, но не засчитываю). Представляется, что такой вид контроля, как словарные диктанты, следует исключить для ученика-дисграфика хотя бы до проведения коррекции. Но лучше просто заменить его текстом. Самый приемлемый вид работ при дисграфии - медленное и внимательное переписывание текста. Оно может оцениваться максимально строго. (Тем более что в ВПР даются тексты для контрольного списывания, а не диктанты).

Работая с неуспевающими обучающимися, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.



Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, опираясь на системно-деятельностный подход, дифференцированно помогаю слабым ученикам, уделяю внимание сильным, а также данная технология помогает эффективно работать с трудными учениками.

Учебники по русскому языку , к сожалению, содержат мало разно уровневых заданий, упражнений творческого характера. А ведь он используется как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Для развития орфографической грамотности использую упражнения с заданием «исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую и при проведении некоторых проверочных диктантов. При проверке я выношу на поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить правописание слов. Это имеет определённый результат. На уроках часто использую приём самопроверки и взаимопроверки упражнений.

Слайд 7

Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. После проведения контрольных диктантов всегда делаю анализ работ, выявляю наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися, и на следующем уроке провожу словарную работу, в которую включаю слова, в которых дети допустили ошибки. Работа эта предусматривает морфемный анализ слова, повторение правил написания тех или иных видов орфограмм, а также самостоятельную работу по составлению словарного диктанта, словосочетаний или предложений на типичные ошибки.

Слайд 8

Работа над ошибками

Пишу правильно Объясняю

Строящий – суф.-ящ от глаг. СТРОИТЬ-все гл. на –ить

(кроме брить и стелить) -2спр.

В 3л мн. ч. оконч. –ят-строят



Пунктуационные ошибки анализируются так же, как и орфографические. Ребята работают над каждым предложением, в котором была допущена пунктуационная ошибка. Работу начинаем с того, что определяем грамматическую основу. Затем смотрим, нет ли союзов, т.к. это сигнал к тому, чтобы посмотреть, что они соединяют: либо однородные члены предложения, либо простые предложения в составе сложного. Делается вывод о нужности или ненужности пунктуационного знака. Желательно проводить работу над ошибками не только после контрольных работ, но и творческих работ. Способ объяснения ошибок простой: графическое объяснение ошибки, подбор примеров на данную орфограмму или правило, можно краткую трактовку правила.

В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Известны слова К. Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».

Неотъемлемой частью моих уроков являются индивидуальные карточки. Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой темы. Мною накоплен богатый раздаточный и дидактический материал практически по всем темам с 5 по 9 класс. Это могут быть карточки на проверку одной орфограммы, а могут включать несколько орфограмм, изученных в данной теме. Есть карточки, в которых вначале дается правило по определенной теме, а потом задание. Есть графические карточки-«подсказки» знаков препинания. Карточки- образцы различных разборов. Они помогают ребятам с кратковременной памятью справиться с заданием. Много карточек разного уровня сложности, что позволяет на отдельных этапах урока самой заняться слабыми детьми или поручить это консультантам. Такая организация работы даёт возможность дойти до каждого ученика, проверить усвоение им теоретического материала по каждой теме, освобождает слабых учеников от дискомфорта, т.к. у них исчезает чувство страха и неуверенности.

Слайд 9 «Закончи предложение»

Слайд 10 Звуковые ассоциации при изучении и повторении темы «Орфоэпия»

Это не только хорошее методическое подспорье для меня, но и возможность проверить практически на каждом уроке уровень усвоения нового материала учащимися, а также повторить ранее изученный материал, организовать работу по повторению при работе над пробелами в знаниях учеников. Получив неудовлетворительную оценку за выполнение одной карточки, ребёнок имеет возможность пересдать материал, выполнив другую, аналогичную первой. Я же первые двойки фиксирую в своей тетради, но не выставляю в журнал, поэтому ученики заинтересованы выучить материал и пересдать его, чтобы получить оценку, которая бы его устроила. Работа с разно уровневыми заданиями имеет ряд преимуществ. Дети могут работать в привычном темпе, не чувствуют ущемлённости, выполняют ровно столько, сколько способны выполнить. Более лёгкие задания способствуют повышению мотивации к учению, более трудные пробуждают ребёнка к активной мыслительной деятельности. При этом, у многих отмечается желание сделать как можно больше, чтобы оценка была выше. Подобные индивидуальные задания не только способствуют более прочному усвоению знаний, но и делают усвоение осознанным, а у слабоуспевающих учащихся формируют навыки самостоятельной работы. В 6-7 классе ученики с удовольствием выполняют задания, требующие выборочного ответа, задания на восстановление деформированного текста, решают кроссворды.

Для развития памяти провожу различные диктанты: зрительный, слуховой, по памяти. Детям нравится такая работа.

Готовясь к каждому уроку, продумываю способы повторного объяснения нового материала для слабых учеников, подбираю материал для изучения темы с сильными. Моя постоянная задача – помочь слабым усвоить ведущие идеи темы и выработать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, читать дополнительную и специальную литературу, работать со словарями. (Но не всегда мои стремления совпадают с возможностями и желаниями некоторых учащихся, пересиливает лень, нежелание учиться).

Слайд 11

Так, например, для повторения и закрепления частей речи ребятам можно предложить провести частеречный анализ текста стихотворения А. Фета.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-Посчитайте, сколько существительных, прилагательных?

(23 существительных и 7 прилагательных)

- Слов какой части речи нет в этом стихотворении? (Текст без глаголов)

- Посмотрите, как можно описать природу!

На протяжении многих лет в своей работе я практикую ведение справочных тетрадей с конспектами правил, представленных в виде схем, таблиц, алгоритмов. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний. Заводят эти тетради ученики в пятом классе и ведут до окончания школы. Это прекрасное подспорье для учеников, т.к. учебники в конце года сдаются, а ученикам часто необходимо повторить тот или иной ранее изученный материал при изучении нового. Например, когда в седьмом классе изучается правописание Н-НН в суффиксах причастий и наречий, учащиеся должны повторить правописание Н-НН в прилагательных, а это материал 6-го класса. Они открывают свои справочники и находят то, что им необходимо вспомнить, чтобы лучше усвоить новую тему. Часто предлагаю ученикам самим придумать краткую запись правила или составить алгоритм применения правила. После проведения контрольных работ при выполнении работы над ошибками эта тетрадь также является помощником ученикам. Я уже не говорю о том, что эти тетради помогают при подготовке к экзаменам.

Слайд 12

Роль учителя на уроке – это роль хорошего дирижёра, взмахни он неправильно палочкой, и оркестр не сможет исполнить музыкальное произведение. Так и учитель. Если он не продумал свой урок до мельчайших подробностей, если не знает, как на протяжении урока поддержать интерес школьников, то, скорее всего, урок пройдёт впустую. На своих уроках я стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы виды работ постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой, получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На уроках сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу. Самоконтроль и самоанализ способствуют продуктивному усвоению правописанию трудных слов. Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений, основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Знания, полученные учеником в готовом виде, усваиваются частично и ненадолго. И только то, что дети добыли сами под чутким руководством учителя, остаётся надолго.

Есть такая притча: «Священника спросили: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги!». Но идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - ответил священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Так вот и высокая миссия учителя русского языка вполне сравнима с миссией этого священника. Из года в год, из урока в урок повторять и учить детей, не теряя надежды и терпения.

Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.

Слайд 13









Приложение 1

Десять правил работы со «Слабоуспевающими»

 

1.   Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.  Не торопите ученика. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Научитесь ждать.

3.   Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

 

4.  Предлагайте ученикам однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).


5.  Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Здесь идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.  Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8.  Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.  Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым. Пусть учеба продолжается.

Слайд 14







Приложение 2

Памятка "Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего"

Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься:"

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого обучающегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи обучающегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед обучающимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Обучающийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения обучающегося.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!