СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины ухудшения зрения у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди причин, вызывающих ослабление и нарушение зрения у детей является "рефлекс склоненной головы," связанный чтением, письмом, рисованием, что приводит к проявлению серьезных сопутствующих заболеваний.                                                                                                        

Просмотр содержимого документа
«Причины ухудшения зрения у детей»

Причины ухудшения зрения у детей

Причины ухудшения зрения у детей

Наши глаза – удивительный дар природы, наше зрение – источник получения 90 % информации с окружающего мира. Ученые считают, что глаз теснейшим образом связан и взаимодействует со всеми органами и системами организма (У.Г. Бейтс, Е.И. Ковалевский и др.). - Световая энергия, поступающая в глаз, вызывает целую цепь химических, нервных и психических процессов, что влияет на познавательную деятельность, настроение, характер и здоровье ребенка.
  • Наши глаза – удивительный дар природы, наше зрение – источник получения 90 % информации с окружающего мира.
  • Ученые считают, что глаз теснейшим образом связан и взаимодействует со всеми органами и системами организма (У.Г. Бейтс, Е.И. Ковалевский и др.).
  • - Световая энергия, поступающая в глаз, вызывает целую цепь химических, нервных и психических процессов, что влияет на познавательную деятельность, настроение, характер и здоровье ребенка.
Большинство соматических, инфекционных, аллергических и нервно-психических заболеваний вовлекают в патологический процесс и орган зрения. Среди причин, вызывающих ослабление и нарушение зрения у детей является «рефлекс склоненной головы», связанный чтением, письмом, рисованием, что приводит к проявлению серьезных сопутствующих заболеваний. - К ослаблению зрительных функций ведет гиподинамия (малоподвижный образ жизни). Как сказал академик Северцев «Глаз – это часть мозга, вынесенная наружу», поэтому глаз теснейшим образом связан и взаимодействует со всеми органами и системами ребенка.
  • Большинство соматических, инфекционных, аллергических и нервно-психических заболеваний вовлекают в патологический процесс и орган зрения.
  • Среди причин, вызывающих ослабление и нарушение зрения у детей является «рефлекс склоненной головы», связанный чтением, письмом, рисованием, что приводит к проявлению серьезных сопутствующих заболеваний.
  • - К ослаблению зрительных функций ведет гиподинамия (малоподвижный образ жизни).
  • Как сказал академик Северцев «Глаз – это часть мозга, вынесенная наружу», поэтому глаз теснейшим образом связан и взаимодействует со всеми органами и системами ребенка.
В связи с ограничением потока зрительных импульсов, поступающих с сетчатки глаза в корковую область головного мозга, возникают перестройки функциональной деятельности нервной системы. Характер этих перестроек различен и зависит от наличия у детей разной степени сохранного зрения. В результате исследований, установлена прямая зависимость колебаний биопотенциалов коры больших полушарий мозга, от степени нарушения зрения. Разные способы восприятия действительности у детей с нарушением зрения и возникающие в связи с этим нейродинамические перестройки в коре больших полушарий мозга сказываются на ходе их психического развития.
  • В связи с ограничением потока зрительных импульсов, поступающих с сетчатки глаза в корковую область головного мозга, возникают перестройки функциональной деятельности нервной системы. Характер этих перестроек различен и зависит от наличия у детей разной степени сохранного зрения. В результате исследований, установлена прямая зависимость колебаний биопотенциалов коры больших полушарий мозга, от степени нарушения зрения.
  • Разные способы восприятия действительности у детей с нарушением зрения и возникающие в связи с этим нейродинамические перестройки в коре больших полушарий мозга сказываются на ходе их психического развития.
Нарушения зрения у детей носят системный характер. Наряду со снижением остроты центрального зрения часто страдает поле зрения, глубинное восприятие, поле взора, цветоразличение и др. Поэтому у детей со зрительными нарушениями затруднено прослеживание движущихся предметов, нарушается целостность и одновременность обозрения окружающих явлений и процессов. . У слабовидящих детей при неполноценном зрительном восприятии сохраняется ведущая роль зрения при восприятии действительности и ориентации в пространстве.
  • Нарушения зрения у детей носят системный характер. Наряду со снижением остроты центрального зрения часто страдает поле зрения, глубинное восприятие, поле взора, цветоразличение и др.
  • Поэтому у детей со зрительными нарушениями затруднено прослеживание движущихся предметов, нарушается целостность и одновременность обозрения окружающих явлений и процессов.
  • . У слабовидящих детей при неполноценном зрительном восприятии сохраняется ведущая роль зрения при восприятии действительности и ориентации в пространстве.
При нарушении зрения наблюдается неустойчивость функционирования зрения и повышенную его утомляемость, что сказывается на снижении работоспособности. Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер. При этом среди причин детской слепоты заметна тенденция возрастания частоты врожденных аномалий развития зрительного анализатора: 60,9% таких аномалий (данные М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, 1964), 75% (А.И. Каплан, 1979), 91,3% (Л.И. Кириллова, 1991), 92% (А.В. Хватова, 1992).
  • При нарушении зрения наблюдается неустойчивость функционирования зрения и повышенную его утомляемость, что сказывается на снижении работоспособности.
  • Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер.
  • При этом среди причин детской слепоты заметна тенденция возрастания частоты врожденных аномалий развития зрительного анализатора:
  • 60,9% таких аномалий (данные М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, 1964), 75% (А.И. Каплан, 1979), 91,3% (Л.И. Кириллова, 1991), 92% (А.В. Хватова, 1992).
Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Около 30% из них наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия). В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм, микрофтальм, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты).
  • Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов.
  • Около 30% из них наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия).
  • В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить:
  • нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма,
  • наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм, микрофтальм, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты).
Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др. Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д.
  • Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности.
  • На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.
  • Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам.
  • Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д.
То есть вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов.  Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.
  • То есть вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов.
  • Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет. – Москва: ВЛАДОС, 2017 г. Выготский Л.С. Слепой ребёнок // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.  Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет. – Москва: ВЛАДОС, 2017 г.
  • Выготский Л.С. Слепой ребёнок // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
  • Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!