Конспект
занятия по развитию речи
«Придумывание Зимней сказки»
детей 6 года жизни
ГБДОУ «Детский сад №24»
Группа №6
Воспитатель:
Полуляшная Е. А.
Программное содержание
- Учить детей, пользуясь картами Проппа, при составлении и рассказывании сказок, самостоятельно излагать сказку.
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, развивать речевое творчество; развивать звуковую и интонационную культуру речи.
- Воспитывать внимание и выдержку, память, развивать воображение и фантазию.
Предварительная работа
Речевая: чтение сказок.
Продуктивная: карты Проппа на каждого ребёнка, изготовление атрибутов для театрализации сказок ( элементы костюмов, ширмы ).
Ожидаемые результаты: дети придумывают и рассказывают сказку, используя простые и сложные предложения, опираясь на карты Проппа; проявляют творчество, активность, интерес.
Действующие лица
Отец
Мать
Девочка
Братец
Гуси-лебеди
Баба-Яга
Печка
Яблоня
Речка
Мышка
Ёжик
Ведущий
Оборудование:
- ширмы:
- дом Бабы-Яги;
- дом девочки;
- яблони;
- печки.
Костюмы:
-отца;
-матери;
-девочки;
-братца;
-речки;
-гусей-лебедей.
Маски-шапочки:
-мышки;
-ёжика;
-Бабы-Яги.
Атрибуты:
-спицы с вязанием;
-яблочко;
-колокольчик.
Демонстрационный материал:
-карты Проппа ( 2 комплекта).
Раздаточный материал:
-карты Проппа ( на каждого ребёнка ).
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает детям о том, что можно попробовать быть сегодня сказочниками. Кто такой сказочник? Для придумывания сказки нужен план сказки и план составим с помощью карт Проппа. Рассмотрим карты:
1. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве».
Это 1 карта. А для того чтобы придумать героя поиграем в игру:
Д\И «Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Снегурочку назвали Снегурочкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
2. В сказках всегда есть какой-либо запрет. Это 2 карта (нельзя выходить, нельзя говорить, нельзя ослушаться: «не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»). “Нельзя…..” придумывают дети.
3. Герои в сказках нарушают этот запрет. Это3 карта.
4. На помощь героям приходит друг-помощник (серый волк, кот в сапогах). Это 4 карта.
4. Д\И «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
Это 4 карта
Д/и «Кто на свете всех добрее (умнее)?» - выявление добрых и умных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни.
или волшебная вещь
5. «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка). Это 5 карта.
6. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони?
Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи. Это 6 карта.
7.Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
8. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Воспитатель вместе с детьми показывают сказку «Гуси-лебеди» , используя карты Проппа.
Придумывание детьми «Зимней сказки», опираясь на карты Проппа и рассказывание её.