Кузнецова Альфия Нурисламовна, воспитатель
МКДОУ детский сад №28,г.о. Ревда.
«Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
В настоящее время в системе дошкольного образования прослеживается тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности. Форсированная подготовка к школе часто вытесняет специфические формы деятельной жизни ребенка (от игры до разных видов художественного творчества).
Учитывая это, при организации развивающей среды в подготовительной к школе группе, я ориентировалась на то, что обучающее влияние не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте таковой является игра. Именно в ней формируются психические процессы, развиваются школьно-значимые функции, рождается новый вид деятельности — учебная.
Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе мной рассматривалась в психологическом аспекте. При этом учитывалось то, что психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Я выделила следующие аспекты психологической готовности к школе - интеллектуальная и социально-личностная.
К интеллектуальной готовности относится развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка были оборудованы:
Центр науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира;
Центр математики, деятельность в котором развивает у каждого ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
Центр книги, где дети могут самостоятельно использовать полученные знания и умения.
Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) задач.
Для реализации творческих замыслов оборудованы Центры строительства и моделирования, в которых находятся различные лего - конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы;
Центр конструирования с бумагой различного вида, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой;
Центр развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги;
Центр мелкой моторики (шишки, каштаны, морские ракушки, пуговицы, камешки), различные шнуровки, мини-фланелеграфы с мелкими геометрическими и другими фигурами.
Следующей составляющей интеллектуальной готовности является развитие творческого воображения, как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В группе функционирует единый Центр искусства, в него входят: (музыкальная, театрализованная и художественно-творческая зоны).
Одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является социально-личностная готовность, к которой относится развитие коммуникативности.
Поэтому в группе создан игровой Центр, где большое внимание уделяется развитию современных сюжетно-ролевых игр, таким как: «Банк», «Корабль», «Бюро путешествий», «Журналистика» и др. В таких играх у детей формируется внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме.
Также, в группе оформлен Центр уединения, где ребенок может уединиться от остальных детей, почитать книгу или рассмотреть альбом с фотографиями;
Деятельность каждого ребенка во всех Центрах осуществляется совместно с другими детьми. Партнерские способы взаимодействия позволяют вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, свою работу по формированию развивающей среды группы я строили так, чтобы она своим содержанием могла обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и предоставляла потенциальную возможность для дальнейшего интеллектуального и социально-личностного развития каждого ребенка. Именно такая развивающая среда позволяет сформировать необходимые предпосылки для начала систематического обучения в школе, обеспечить в дальнейшем гармонию физического и психического развития личности ребенка.