СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметные учебные задания по биологии для каждого уровня цели-результата в соответствие с таксономией Б. Блума

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с переходом школы на новый ФГОС, изменились требования и подходы к постановке цели урока, цели проверки результата или цели контрольного задания. Каждая цель должна быть направлена на формирование определенного учебного действия (цель-результат). Учебные задания также должны соответствовать цели-результату и определенному уровню ( знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) В составлении подобных заданий  я использовала таксономию глаголов Б.Блума и таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

Просмотр содержимого документа
«Предметные учебные задания по биологии для каждого уровня цели-результата в соответствие с таксономией Б. Блума»

Предметные учебные задания по биологии для каждого уровня цели-результата в соответствие с таксономией Б. Блума

Тема: «Покрытосеменные растения». Класс 6

Уровень цели-результата обучения

(по таксономии Б.Блума)

Цель- результат

(конкретное предметное учебное действие)

Учебное задание

Ответ /

Модельный вариант ответа

Критерии оценивания

Знание

Характеризовать систематические признаки цветкового растения

Назовите признаки растений класса Двудольные

Признаками двудольных являются: 2 семядоли в зародыше смени, стержневая корневая система, сетчатое, перистое или пальчатое жилкование листьев, двойной околоцветник, цикличное расположение проводящих пучков

Называет признаки – «+»

Не называет или называет не все признаки – «-»

Понимание

Выделять признаки класса и семейства

Из предложнного текста выберите характеристики класса и характеристики семейства, распредели эти признаки в 2 колонки

Признаки класса

Признаки семейства




Текст: Петуния гибридная - многолетнее травянистое растение с прямостоячими или стелющимися стеблями, стержневой корневой системой

Листья простые сидячие, очередные, с сетчатым жилкованием

Цветок актиноморфный, с двойным околоцветником, состоящим из чашечки и венчика. Чашечка пятираздельная из пяти чашелистиков, Венчик спайнолепестный, воронкообразный, из пяти лепестков, звездчатой или правильной формы. Трубка длинная или короткая, узкая или широкая, сидит свободно на чашечке. Тычинок четыре-пять, которые до половины срослись с трубкой.

Плод петунии — двустворчатая коробочка, растрескивающаяся при созревании семян. Семена петунии очень мелкие с двумя семядолями в зародыше

Признаки класса

Признаки семейства

1.Стержневая корневая система, 2.Листья простые с сетчатым жилкованием, 3.Цветок актиноморфный, с двойным околоцветником

4.Семена с двумя семядолями в зародыше


1.Чашечка пятираздельная из пяти чашелистиков, 2.Венчик спайнолепестный, воронкообразный, из пяти лепестков, звездчатой или правильной формы. Трубка длинная или короткая, узкая или широкая, сидит свободно на чашечке. 3.Тычинок четыре-пять, которые до половины срослись с трубкой.

4.Плод петунии — двустворчатая коробочка



Верно указывает все признаки класса и все признаки семейства-(3 балла)

Указывает 5-7 признаков из 8-(2 балла)

Указывает менее 34х признаков (1б)

Указывает менее 4х признаков (0баллов)

Применение

Составлять систематическую характеристику растения

Составь систематическую характеристику растения, начиная с наименьшего таксона


Вид Ромашка лекарственная

Род Ромашка

Семейство Сложноцвтные

Класс Двудольные

Отдел Покрытосеменные

Царство Растения

Систематическая характеристика составлена верно -3 балла

Систматическая характеристика содержит 1 ошибку – 2 балла

Систематическая характеристика содержит 2 ошибки – 1 балл

Систематическая характеристика содержит более 2х ошибок – 0 баллов

Анализ

Сравнивать натуральны объекты по систематическим признакам

Определите к одному или к разным семействам относятся эти растения. Опредлите названия семейств Ответ аргументируйте



Растения относятся к оному семейству Пасленовые, так как обладают сходным строением цветка (5 сросшихся в трубку лепестков, 5 сросшихся тычинок, 1 пестик), такое строение цветка характерно для растений семейства Пасленовые

Ответ полный содержит все критериальные элементы – 3 балла

Ответ полный с 1, 2 не грубыми ошибками – 2 балла

Ответ не полный или допущена 1 фактическая ошибка - 1 балл

Ответ не верный или содержит 2 и более фактические ошибки – 0 баллов

Синтез

Определять систематическую принадлежность растения

Рассмотри растения, определи к какому классу они относятся, на основании морфологических признаков сформулируй правило определения принадлежности растений к классу отдела покрытосеменных.

1 2


Это растения - исключения. Под цифрой1-Вороний глаз, имеет сетчатое жилкование листьев, но относится к классу однодольных, под цифрой 2- Подорожник, имеет дуговое жилкование листьев, но относится к классу двудольных. Правило: Для определения принадлежности растения к классу двудольные или однодольные, одного признака (как жилкование листьев) недостаточно, необходимо учитывать все морфологические признаки

Определена принадлежность к классам и верно сформулировано правило – 3 балла

Определена принадлежность к классам, но правило сформулировано не верно -2 балла

Верно определен класс только одного растения правило сформулировано с ошибками – 1 балл

Не определены классы, не сформулировано правило – 0 баллов

Оценка

Аргументировать влияние бобовых растений на урожай сельскохозяйственных культур

Миша и Петя поспорили. Петя сказал, что они с родителями каждый год сеют в междурядьях посаженного картофеля горох и это улучшает урожай картофеля. Миша отвечал, что эффективнее сеять с картофелем люпин, это и красиво и урожай не хуже. Оцените высказывания мальчиков Определите кто из них прав, ответ аргументируйте.

1.Оба мальчика правы.

2. Горох и Люпин относятся к семейству Бобовых. Совместная посадка бобовых культур с картофелем практикуется для того, чтобы горох обогащал почву азотом, который и увеличивает урожайность картофеля. 3.Азот усваивается клубеньковыми бактериями, которые поселяются на корнях бобовых растений.

Верно названы все элементы ответа – 3 балла

Верно названы 2 элемента из трех и ответ не содержит фактических ошибок – 2 балла

Назван только 1 элемент и ответ не содержит фактических ошибок - 1 балл

Назван 1 элемент или ответ содержит грубые биологические ошибки – 0 баллов



Тема: «Строение клеток живых организмов». Класс 10

Задание уровня «Знание»

Вставьте в текст пропущенные слова:

Хлоропласты – это пластиды, содержащие1……,2……. и обуславливающие накопление углеводов и запасание энергии в виде АТФ в процессе 3……Хлоропласт окружен двумя мембранами. Внутренняя мембрана имеет выросты внутрь хлоропласта в виде уплощенных трубочек, которые образуют мембранную систему хлоропласта. Вся мембранная система состоит из множества плоских заполненных жидкостью мешков – 4…….. они уложены в стопы – граны. Граны соединены одиночными слоями – ламеллами.  , Мембрана тилакоида содержит электронно-транспортную цепь, в нее встроен фермент АТФ-синтетаза, участвующий в синтезе 5……. Фотосинтетические мембраны окружены 6…………… – основным веществом хлоропласта, которое содержит ферменты темновой фазы фотосинтеза. В этой части хлоропласта находятся рибосомы, собственная кольцевая7…….., а также запасные питательные вещества: зерна крахмала, капельки жира.

1.Решение:

  1. Хлорофилл, 2.каротиноиды, 3 фотосинтез,4 тилакоиды

5. АТФ, 6. Строма,7 ДНК

Комментарий. Задание 1 уровня, так как проверяет способность преобразовать предметную ситуацию в соответствии с заданными критериями. Ситуация –биологический текст. Критерии - пропущенные слова



Задание уровня «Понимание»

Рассмотри фотографии. Найди сходства и отличия объектов1 и 2

  1. 2





Решение:

Сходства в том, что это органоиды клеток, оба присутствуют в растительных клетках, двумембранные, имеют собственную ДНК, способны делиться, синтезируют АТФ в процессе метаболизма

Отличия в том, что 1- митохондрия входит в состав клеток растений, животных, грибов. 2- хлоропласт, встречается только в растительных клетках. Внутренняя мембрана хлоропласта образует тилакоиды-граны, а внутренняя мембрана митохондрии образует кристы. Различны функции, хлоропласт- фотосинтез, митохондрия – окисление органических веществ с образованием энергии АТФ.

Комментарий. Задание соответствует 2 уровню, поскольку, его выполнение требует выделения в предметной ситуации скрытых существенных отношений, построение умственной модели, отражающей существенное отношение. Предметная ситуация - знание строения и функций хлоропластов и митохондрий. Скрытые существенные отношения - сходства и отличия хлоропластов. Умственная модель – сравнительная характеристика объектов

Задание уровня «Применение»

Прочтите текст.

В конце 60-х гг. XIX в. на основе изучения лишайников .была высказана Симбиотическая гипотеза происхождения клеток эукариот отечественным учёным-ботаником Андреем Сергеевичем Фаминцыным (1835-1918)

В дальнейшем, в 1905-1909 гг., биолог Константин Сергеевич Мережковский (1855-1921) предложил термин «симбиоз» и выдвинул концепцию о симбиотическом происхождении носителей пигментов в растительных клетках. Эта идея была развита в 1921-1924 гг. в симбиотическую концепцию происхождения клеток растений и животных ботаником Борисом Михайловичем Козо-Полянским (1890-1957).

Симбиотическая, или эндосимбиотическая, гипотеза исходит из того, что эукариоты представляют собой результат симбиоза между различными прокариотами. Согласно этой гипотезе считается, что появление митохондрий и хлоропластов произошло путем захвата клетками гетеротрофами мелких бактерий. Захваченные мелкие клетки прокариот были способны поглощать кислород. Это свойство было выгодным фактом для клетки-хозяина, поглотившей такую бактерию, так как давало 34 молекулы АТФ на одну молекулу глюкозы (против только двух молекул АТФ при брожении). Поглотителем могла быть и фототрофная клетка прокариот, питающаяся органическими веществами, у которой в процессе реакций обмена веществ мог образовываться молекулярный кислород, ядовитый для неё, но потребляемый клеткой-симбионтом для своего дыхания. Из этих сохранившихся бактерий-симбионтов в ходе дальнейшей эволюции и могли произойти митохондрии. Одновременно с этими процессами или несколько позднее таким же путём мог произойти и эндоцитозный захват автотрофных прокариот, напри­мер сине-зелёных водорослей (цианобактерий), обладающих полным набо­ром пигментов фотосинтеза. Из этих симбионтов развились хлоропласты. Допускается также, что некоторые сложные по строению клетки, например простейших, произошли в результате симбиотических связей не только с про­кариотами, но и с другими эукариотами.

Задание. Приведите аргументы «за» и «против» этой гипотезы

Решение:

Аргументы «за» Строение хлоропластов и их жизнедеятельность позволяют судить о их сходстве с прокариотами, а значит и возможном происхождении от них

Хлоропласты и прокариоты

Бактерии

Внутренняя мембрана образует складки

Мезосомы

На складках внутренней мембраны располагаются ферменты, необходимые для синтеза органических соединений и АТФ

На складках мезосомах располагаются ферменты, необходимые для синтеза органических соединений и АТФ

Наличие рибосом

Наличие рибосом

Наличие кольцевой ДНК

Наличие кольцевой ДНК

Способны к делению

Способны к делению

Маленькие размеры

Маленькие размеры



Аргументы «против» Почему прокариоты, не переварили захваченные клетки.

Почему не все прокариоты вступили в симбиоз, а так и остались прокариотами.

Доказательства этой гипотезы косвенные (симбиоз водорослей и инфузорий)

Комментарий. Задание соответствует 3 уровню, так как требует преобразования предметной ситуации с учетом контекста, применения знаний в новых условиях, синтеза способа решения. Для его решения необходимо уметь извлекать информацию из текста, соотносить признаки биологических объектов, устанавливать причинно - следственные связи и приводить аргументы.




Разно уровневые задания в контексте задачи

Тема: Опорно-двигательная система. Первая помощь при повреждении скелета. Класс 8

Формулировка контекстной задачи: На летних каникулах ребята 8 класса пошли в поход. Во время перехода через мелкую каменистую речку Сережа оступился и сильно повредил ногу. Открытой раны не было, но в области голени нога сильно опухла, появился синяк. Наступать на ногу мальчик не мог. Ребята начали думать, как помочь однокласснику. Наташа посоветовала приложить к ноге тряпку, смоченную холодной водой. Ира сказала: «Надо срочно доставить Сережу в больницу». Лучший друг Сергея Егор предложил, как следует дернуть ногу и все пройдет.



Уровень цели-результата обучения

(по таксономии Б.Блума)

Цель- результат

(конкретное предметное учебное действие)

Учебное задание

Ответ /

Модельный вариант ответа

Критерии оценивания

Знание

Определять вид трамы по признакам

Назовите вид травмы,

описываемый в тексте

Закрытый перелом

Вид травмы назван верно (+)

Не верно (-)

Понимание

Описывать последствия, вытекающие из данных

Дайте физиологическое обоснование

совету Наташи

Холод,1. снимает болезненные ощущения, так как происходит возбуждение холодовых рецепторов кожи и 2.препятствует образованию синяка, так как под действием холода происходит сужение сосудов кожи и мышц

1.Ответ содержит все ключевые позиции и не имеет биологических ошибок -3балла

2. Ответ содержит 1 и 2 обоснование, но не имеет одного объяснения и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

3. Ответ содержит только 1 обоснование и 1 объяснение- 1 балл.

4. Ответ не верный-0баллов


Применение

Применять теоретические знания в практической ситуации

Продемонстрируйте на тренажере порядок действий при оказании первой помощи в данной ситуации

1.Осмотреть пострадавшего и оценить его состояние;

2.Подобрать подходящие предметы для иммобилизации конечности (для этого можно использовать специальные шины, прямые палки, доски, пластиковые твердые предметы с ровной поверхностью;

3.Не исправляя положение конечности, прикладываются шины и прибинтовываются к ноге или руке таким образом, чтобы они были плотно зафиксированы;

4. Приложить лед к месту травмы

4.Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.


Демонстрирует правильную последовательность действий 3 балла

Демонстрирует не верную последовательность действий 0 баллов.

Анализ

Сравнивать объекты по известным признакам

Сравни рентген снимки, определи на каком из них травма Сережи, аргументируй свой выбор

1

2


1.На 1 снимке перелом костей предплечья, на втором снимке перелом костей голени.

2.Предплечье это отдел верхней конечности, голень это отдел нижней конечности

3Перелом голени это травма Сережи

Ответ содержит 3 элемент и не имеет биологических ошибок - 3 балла

Ответ содержит 2 элемента из трех или 3 элемента, но присутствуют не грубые биологические ошибки- 2 балла

Ответ содержит один элемент или 2 элемента , но присутствуют не грубые биологические ошибки- 1 балл

Ответ не верный – 0 баллов



Синтез

Составлять правила

Составь для туристов памятку безопасности при переходе каменистых рек.



1.Передвижение необходимо осуществлять строго по пути, указанному гидом-инструктором;

2.Не совершайте самодеятельных переправ. Это может оказаться намного сложнее, чем вам показалось изначально, и привести к несчастному случаю.

3. При прохождении маршрута обращайте внимание, куда вы наступаете, камни и покрывающие их лишайники могут быть скользкими, необходима максимальная осторожность

4. Небольшие реки переходятся вброд – строго в месте, указанном гидом-инструктором, или по ходу тропы. Для безопасности пешего брода необходимо пользоваться треккинговыми палками. При этом, если река мелкая, рекомендуется переходить ее, не снимая трекинговых ботинок (если они непромокаемые).

5. На маршруте туристы должны быть дисциплинированы, выполнять указания и команды руководителя, доброжелательно относиться друг к другу, на сложных участках оказывать помощь, не преодолевать их без разведки, не пренебрегать страховкой и самостраховкой, не проявлять лихачества и не паниковать в сложных, экстремальных условиях.


В ответе содержатся правила, объясняющие меры предосторожности против переломов конечностей (3 балла)

Правила сформулированы неверно или в не полном объеме (2 балла)

Правила не раскрывают меры предосторожности против переломов конечностей или не соответствуют заданной теме

Оценка

Выявлять истину и ошибки в действиях

Дайте оценку действиям ребят по оказанию первой помощи пострадавшему


Правы Ира и Наташа, они предприняли верные действия, но не все необходимые.

Не прав Егор

Главное правило, которого должен придерживаться человек, оказывающим помощь пострадавшим — это не делать никаких попыток восстановить физиологическое положение костей или тела человека.

В ответе верно выявлены правильные и не правильные действия, даны аргументы -3 балла

верно выявлены правильные и не правильные действия, но нет аргументов или даны не верные аргументы -2 балла

В ответе указаны только ошибочные или только правильные действия с аргументами.- 1 балл.

Действия не выявлены или выявлены не верно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!