Рассмотрено Согласовано Утверждено
Школьное методическое объединение Заместитель директора по УВР приказом №____ от «___»______20__г.
учителей________________________ ___________ Латышева С.Г. Директор школы
протокол №______ от «___»_______20__г. «____»_________ 20_______г. __________________ Федотова Н.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»
Рабочая программа по ___предпрофильному курсу «Речевой этикет»___________________________
____8 А,Б________ класс
Составитель программы: Жупеева Е.П.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Цель данного курса: усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи.
Задачи.
• познакомиться с историей русского речевого этикета;
• уметь употреблять этикетные формулы в различных ситуациях;
• выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
• уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
• составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;
• использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
Актуальность программы.
Современному подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми.
Общая характеристика курса.
Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). (Н.И. Формановская) К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п. применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.
Предметные результаты освоения предмета.
В процессе изучения курса учащиеся должны :
• усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
• иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;
• знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
• уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;
• владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
• иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
• уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
• уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Прогнозируемые результаты.
- Повышение мотиваций на учебную деятельность;
-расширение и углубление теоретических сведений.
Распределение часов по темам.
Название раздела | Количество часов |
Правила речевого этикета. | 1 |
Из истории русского этикета | 1 |
Ситуация знакомства. | 4 |
Умение спорить. | 3 |
Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях. | 2 |
Роль интонации в речевом общении. | 2 |
Речевой этикет – культура общения – воспитанность. | 4 |
Основное содержание курса.
1.Для чего нужны правила речевого этикета. Этикетные слова. Понятие речевой ситуации. Вежливость и этикет. .Из истории русского этикета.
2. Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Как обращаться к собеседнику. Телефонные разговоры. Письма. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе.
3.Формулы сочувствия, утешения. Отказ просьба, извинения. Поздравление, пожелание, приглашение. 5.Умение спорить. Спорим или ссоримся? Части спора. Спор со взрослыми. Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. Роль интонации в речевом общении
4. Использование речевых ситуаций в художественных произведениях.
5. Новое в русском речевом этикете. Формулы начала и конца общения. Тенденция употребления усечённых конструкций. Общение в Интернете. Сетикет.
6. Речевой этикет – культура общения – воспитанность. Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать?
Учебно- тематический план.
№ | тема | Формы работы | Виды контроля | Дата по плану | Фактически |
1. | Правила речевого этикета. Этикетные слова. | Беседа. Лингвистический анализ текста. | Сочинение “вредных” советов. | 6.09 22.11 | |
2. | Из истории русского этикета. | Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов. | Письменный аргументированный ответ на проблемный вопрос. | 6.09 22.11 | |
3. | Ситуация знакомства. Обращения. Уместность использования местоимениё ТЫ и ВЫ. | Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. Работа в группах. | Составление диалога. | 13.09 29.11 | |
4. | Беседа, телефонные разговоры, письма. | Решение проблемных ситуаций. Работа в группах. | Написание писем. | 13.09 29.11 | |
5. | Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. | Ролевая игра. | Сочинение-миниатюра по результатам наблюдений. | 20.09 6.12 | |
6. | Формулы сочувствия, утешения, отказа, просьбы и т.п. | Беседа. | Приглашение на день рождения от лица людей различного происхождения и времени или дружеские поздравления в форме акростиха. | 20.09 6.12 | |
7. | Умение спорить. | Беседа, словарная работа, решение проблемных ситуаций. | Составить текст примирения. | 27.09 13.12 | |
8. | Спор со взрослыми. | Риторическая (коммуникативная) игра. | Памятка “Как отстоять своё мнение в обсуждении со взрослыми”. | 27.09 13.12 | |
9. | Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. | Беседа, работа со словарями. Работа с фразеологизмами. | Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. | 4.10 | |
10. | Роль интонации в речевом общении. | Наблюдение над интонационными особенностями речи, анализ текста, интонационные тренинги. | Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте. | 4.10 20.12 | |
11. | Речевой этикет других народов. | Заочное путешествие. | Сформулировать практические рекомендации туристам, выезжающим в Японию и США. | 11.10, 20.12 | |
12-13. | Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях. | Анализ художественных текстов. | Самостоятельно: анализ невербальных средств общения во фрагменте художественного произведения. | 11,18.10 27.12 | |
14-15. | Новое в русском речевом этикете. | Лекция, конспектирование, работа в Интернете. | Написать заметку “Новое в русском речевом этикете” | 18, 25.10 27.12 | |
16-17. | Речевой этикет – культура общения – воспитанность. | Семинар по итогам изучения речевого этикета. | Индивидуальные сообщения, эссе. | 25,15.11 18.01,18.01 | |
Форма организации работы:
- групповая; - индивидуальная
Теоретические занятия:
- беседы; - сообщения;- исследования и решение проблем.
Практические занятия:
- анализ текстов;- заочные путешествия;- игры.
Список рекомендуемой литературы.
1. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… – М., 2005.
2. Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.
3. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М., 2003.
4. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.
5. Русский язык и культура речи: Практикум //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
6. Словарь по этике // Под ред. И.С.Кона. – М., 1981.