Российская Академия наук
Издательский комплекс «Наука»
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность дошкольного и начального общего образования как управленческая и методическая проблема
(на примере систем «Предшкола нового поколения и «Перспективная начальная школа»)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер
Издательство «Академкнига/Учебник»
Федеральные нормативно-правовые документы
1. ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Приказы Минобрнауки:
- от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- от 6.10.09 № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с измен. и дополнениями)
- от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (с 1 сентября 2016 г.)
Издательство «Академкнига/Учебник»
ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 10)
ФГОС ДО обеспечивает:
- единство образовательного пространства РФ (за счет обязательной части ООП)
- преемственность ООП дошкольного и начального общего образования
- вариативность содержания ООП (за счет вариативной части)
- качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП
Издательство «Академкнига/Учебник»
Сущность преемственности
Преемственность - это связь между различными этапами или уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность в общем смысле означает
обеспечение направленности воспитания и
обучения на решение задач не только
данного, но и ближайшего периода жизни
ребёнка.
Преемственность ДО и НОО
подразумевает под собой обеспечение
плавного перехода от одного уровня
образования к другому.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Линии преемственности ДО И НОО
Основными линиями преемственности являются:
- цели и задачи дошкольного и начального общего образования
- содержание образования
- формы и методы воспитания, обучения и развития детей
- планируемые результаты и инструменты их выявления
- условия реализации ООП дошкольного и начального общего образования
В целом – речь идет о преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность основных образовательных программ ДО и НОО
Требованиями ФГОС является направленность ООП:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья
детей.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность требований к условиям реализации ООП ДО и НОО
ФГОС ДО
ФГОС НОО
3 группы требований:
3 группы требований:
- К структуре программы
- К условиям ее реализации
- К результатам освоения
- К структуре программы
- К условиям ее реализации
- К результатам освоения
программы
программы
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность планируемых результатов освоения ООП ДО и НОО
ДО
НОО
Целевые ориентиры
Планируемые результаты
не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий).
- личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)
- метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
- предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Издательство «Академкнига/Учебник»
Портрет выпускника ДОО
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
Портрет выпускника начальной школы
любознательный, активный
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни
эмоционально отзывчивый
любознательный, активно познающий мир
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
уважающий и принимающий ценности семьи и общества
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
любящий свой народ, свой край и свою Родину
овладевший необходимыми умениями и навыками
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
метапредметные результаты
предметные результаты
Планируемые результаты
Согласно ФГТ портрет выпускника ДОУ выглядит следующим образом. (перечислить) НО, возникает вопрос: является ли умение работать по образцу и инструкции теми предпосылками УУД, которые помогут воспитаннику в начальной школе овладеть основами уменя учиться? Скорее всего, нет. Поэтому …
Преемственность содержания дошкольного и начального общего образования
Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, имеют прямую проекцию на содержание ООП НОО (включая учебный план, план внеурочной деятельности, программы формирования УУД и дух-нрав. развития, экологического воспитания, коррекционной работы ).
Издательство «Академкнига/Учебник»
Познавательное развитие ДО реализуется в учебном плане и плане внеурочной деятельности НОО
Издательство «Академкнига/Учебник»
Познавательное развитие ДО реализуется в учебном плане и плане внеурочной деятельности НОО
Издательство «Академкнига/Учебник»
Речевое развитие связано с предметной областью «Филология»
Издательство «Академкнига/Учебник»
Русский язык
Литературное чтение
Издательство «Академкнига/Учебник»
Соц.-комм. развитие связано со всеми предметами учебного плана и «внеурочкой», а также с программами воспитательной направленности ООП
Издательство «Академкнига/Учебник»
Худ.-эстетическое и речевое развитие связано с предметными областями «Филология», «Искусство» и «Технология»
Издательство «Академкнига/Учебник»
Учебники, тетради для внеурочной деятельности «Перспективной начальной школы»
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность форм и методов образования, воспитания и развития
Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.
Специфика дошкольного возраста и возраста младшего школьника диктует необходимость применения форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.
Поэтому ПНШ предлагает создание учебно-игровой среды
Издательство «Академкнига/Учебник»
Образовательная технология «Перспективной начальной школы» предусматривает:
- индивидуальную, парную и групповую деятельность
- проектную деятельность и решение практических задач
- проблемное обучение
- диалоговое общение
- игровую деятельность
- реализацию индивидуальных учебных планов
Технология связана со способами воспитания и развития, используемыми в дошкольном образовании
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность форм и методов образования, воспитания и развития
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность игры и учения в «Перспективной начальной школе»
- С первых дней нахождения в школе ребенок включается в игру (не обычную, а дидактическую, обучающую), которая тесно переплетается с учением.
Ребенок на уроках учится и играет, например:
- на математике является консультантом Миши;
- на уроках русского языка становится «освободителем звуков»;
- на окружающем мире помогает соседу по парте (играет роль учителя).
- на технологии делает подарок для дошкольников (выступает помощником воспитателя детского сада) ...
Издательство «Академкнига/Учебник»
В соответствии с ФГОС НОО, в «Перспективной начальной школе» предлагается особая группа требований к ребенку:
- не сделай, а помоги
- не выполни, а освободи
- не читай, а прочитайте по ролям, по цепочке
- не ответь на вопрос, а дополни ответ Миши, а если не можешь дополнить, обратись за помощью
- Социальная игра – обязательное условие гарантированного результата обучения ребенка в начальной школе. В этом просматривается преемственность с дошкольным образованием.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность результатов: от целевых ориентиров к предметным результатам и УУД
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО, а также с предметными результатами
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД
Целевые ориентиры ДО:
Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
Способен к фантазии, воображению и творчеству
Любознателен, проявляет интерес к причинно- следственным связям
Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности
Личностные универсальные учебные действия
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД
Целевые ориентиры ДО:
Склонен наблюдать, экспериментировать
Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире
Знаком с книжной культурой и детской литературой
Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
Имеет предпосылки грамотности
Познавательные универсальные учебные действия
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД
Целевые ориентиры ДО:
Способен к воплощению различных замыслов
Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Контролирует свои движения и управляет ими
Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело
Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены
Регулятивные универсальные учебные действия
Издательство «Академкнига/Учебник»
Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД
Целевые ориентиры ДО:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания
Коммуникативные универсальные учебные действия
Издательство «Академкнига/Учебник»
Сайты издательства «Академкнига/Учебник»
akademkniga.ru
Издательство «Академкнига/Учебник»
Сайт издательства с электронными образовательными ресурсами: shop-akbooks.ru
Издательство «Академкнига/Учебник»
Издательство «Академкнига/Учебник»
117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17б
Тел.: (499) 968-92-29 akademkniga.ru
Факс: (499) 234-63-58 shop-akbooks.ru
Спасибо за внимание!