СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность дошкольного и начального общего образования как управленческая и методическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер

Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного и начального общего образования как управленческая и методическая проблема»

Российская Академия наук Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Преемственность дошкольного и начального общего образования как управленческая и методическая проблема  (на примере систем «Предшкола нового поколения и «Перспективная начальная школа»)

Российская Академия наук

Издательский комплекс «Наука»

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность дошкольного и начального общего образования как управленческая и методическая проблема

(на примере систем «Предшкола нового поколения и «Перспективная начальная школа»)

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук  Леонид Абрамович Венгер  Издательство «Академкнига/Учебник»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер

Издательство «Академкнига/Учебник»

Федеральные нормативно-правовые документы 1. ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2. Приказы Минобрнауки: от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» от 6.10.09 № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с измен. и дополнениями) от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (с 1 сентября 2016 г.)  Издательство «Академкнига/Учебник»

Федеральные нормативно-правовые документы

1. ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Приказы Минобрнауки:

  • от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • от 6.10.09 № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с измен. и дополнениями)
  • от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (с 1 сентября 2016 г.)

Издательство «Академкнига/Учебник»

ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 10) ФГОС ДО обеспечивает: единство образовательного пространства РФ (за счет обязательной части ООП) преемственность ООП дошкольного и начального общего образования вариативность содержания ООП (за счет вариативной части) качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП Издательство «Академкнига/Учебник»

ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 10)

ФГОС ДО обеспечивает:

  • единство образовательного пространства РФ (за счет обязательной части ООП)
  • преемственность ООП дошкольного и начального общего образования
  • вариативность содержания ООП (за счет вариативной части)
  • качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП

Издательство «Академкнига/Учебник»

Сущность преемственности Преемственность - это связь между различными этапами или уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. Преемственность ДО и НОО подразумевает под собой обеспечение  плавного перехода от одного уровня образования к другому. Издательство «Академкнига/Учебник»

Сущность преемственности

Преемственность - это связь между различными этапами или уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность в общем смысле означает

обеспечение направленности воспитания и

обучения на решение задач не только

данного, но и ближайшего периода жизни

ребёнка.

Преемственность ДО и НОО

подразумевает под собой обеспечение

плавного перехода от одного уровня

образования к другому.

Издательство «Академкнига/Учебник»

Линии преемственности ДО И НОО  Основными линиями преемственности являются:  - цели и задачи дошкольного и начального общего образования - содержание образования - формы и методы воспитания, обучения и развития детей - планируемые результаты и инструменты их выявления - условия реализации ООП дошкольного и начального общего образования  В целом – речь идет о преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования  Издательство «Академкнига/Учебник»

Линии преемственности ДО И НОО

Основными линиями преемственности являются:

- цели и задачи дошкольного и начального общего образования

- содержание образования

- формы и методы воспитания, обучения и развития детей

- планируемые результаты и инструменты их выявления

- условия реализации ООП дошкольного и начального общего образования

В целом – речь идет о преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность основных образовательных программ ДО и НОО  Требованиями ФГОС является направленность ООП: – на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; – процесс успешной социализации ребенка; – развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; – сохранение и укрепление здоровья  детей.  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность основных образовательных программ ДО и НОО

Требованиями ФГОС является направленность ООП:

– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

– процесс успешной социализации ребенка;

– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

– сохранение и укрепление здоровья

детей.

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность требований к условиям реализации ООП ДО и НОО  ФГОС ДО  ФГОС НОО 3 группы требований: 3 группы требований: К структуре программы К условиям ее реализации К результатам освоения К структуре программы К условиям ее реализации К результатам освоения программы программы  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность требований к условиям реализации ООП ДО и НОО

ФГОС ДО

ФГОС НОО

3 группы требований:

3 группы требований:

  • К структуре программы
  • К условиям ее реализации
  • К результатам освоения
  • К структуре программы
  • К условиям ее реализации
  • К результатам освоения

программы

программы

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность планируемых результатов освоения ООП ДО и НОО  ДО НОО  Целевые ориентиры  Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий).  личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке) метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке) предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность планируемых результатов освоения ООП ДО и НОО

ДО

НОО

Целевые ориентиры

Планируемые результаты

не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий).

  • личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)
  • метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
  • предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Издательство «Академкнига/Учебник»

Портрет выпускника ДОО

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Портрет выпускника начальной школы

любознательный, активный

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

эмоционально отзывчивый

любознательный, активно познающий мир

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –  умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

уважающий и принимающий ценности семьи и общества

способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту

любящий свой народ, свой край и свою Родину

овладевший необходимыми умениями и навыками

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

метапредметные результаты

предметные результаты

Планируемые результаты

Согласно ФГТ портрет выпускника ДОУ выглядит следующим образом. (перечислить) НО, возникает вопрос: является ли умение работать по образцу и инструкции теми предпосылками УУД, которые помогут воспитаннику в начальной школе овладеть основами уменя учиться? Скорее всего, нет. Поэтому …

Преемственность содержания дошкольного и начального общего образования  Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, имеют прямую проекцию на содержание ООП НОО (включая учебный план, план внеурочной деятельности, программы формирования УУД и дух-нрав. развития, экологического воспитания, коррекционной работы ).  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность содержания дошкольного и начального общего образования

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, имеют прямую проекцию на содержание ООП НОО (включая учебный план, план внеурочной деятельности, программы формирования УУД и дух-нрав. развития, экологического воспитания, коррекционной работы ).

Издательство «Академкнига/Учебник»

Познавательное развитие ДО реализуется в учебном плане и плане внеурочной деятельности НОО        Издательство «Академкнига/Учебник»

Познавательное развитие ДО реализуется в учебном плане и плане внеурочной деятельности НОО

Издательство «Академкнига/Учебник»

 Познавательное развитие ДО реализуется в учебном плане и плане внеурочной деятельности НОО       Издательство «Академкнига/Учебник»

Познавательное развитие ДО реализуется в учебном плане и плане внеурочной деятельности НОО

Издательство «Академкнига/Учебник»

Речевое развитие связано с предметной областью «Филология»        Издательство «Академкнига/Учебник»

Речевое развитие связано с предметной областью «Филология»

Издательство «Академкнига/Учебник»

Русский язык Литературное чтение        Издательство «Академкнига/Учебник»

Русский язык

Литературное чтение

Издательство «Академкнига/Учебник»

Соц.-комм. развитие связано со всеми предметами учебного плана и «внеурочкой», а также с программами воспитательной направленности ООП        Издательство «Академкнига/Учебник»

Соц.-комм. развитие связано со всеми предметами учебного плана и «внеурочкой», а также с программами воспитательной направленности ООП

Издательство «Академкнига/Учебник»

Худ.-эстетическое и речевое развитие связано с предметными областями «Филология», «Искусство» и «Технология»        Издательство «Академкнига/Учебник»

Худ.-эстетическое и речевое развитие связано с предметными областями «Филология», «Искусство» и «Технология»

Издательство «Академкнига/Учебник»

Учебники, тетради для внеурочной деятельности «Перспективной начальной школы»        Издательство «Академкнига/Учебник»

Учебники, тетради для внеурочной деятельности «Перспективной начальной школы»

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность форм и методов образования, воспитания и развития   Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе. Специфика дошкольного возраста и возраста младшего школьника диктует необходимость применения форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей. Поэтому ПНШ предлагает создание учебно-игровой среды    Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность форм и методов образования, воспитания и развития

Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.

Специфика дошкольного возраста и возраста младшего школьника диктует необходимость применения форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.

Поэтому ПНШ предлагает создание учебно-игровой среды

Издательство «Академкнига/Учебник»

 Образовательная технология «Перспективной начальной школы» предусматривает: - индивидуальную, парную и групповую деятельность - проектную деятельность и решение практических задач - проблемное обучение - диалоговое общение - игровую деятельность - реализацию индивидуальных учебных планов Технология связана со способами воспитания и развития, используемыми в дошкольном образовании    Издательство «Академкнига/Учебник»

Образовательная технология «Перспективной начальной школы» предусматривает:

- индивидуальную, парную и групповую деятельность

- проектную деятельность и решение практических задач

- проблемное обучение

- диалоговое общение

- игровую деятельность

- реализацию индивидуальных учебных планов

Технология связана со способами воспитания и развития, используемыми в дошкольном образовании

Издательство «Академкнига/Учебник»

  Преемственность форм и методов образования, воспитания и развития   Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.    Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность форм и методов образования, воспитания и развития

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность игры и учения в «Перспективной начальной школе» С первых дней нахождения в школе ребенок включается в игру (не обычную, а дидактическую, обучающую), которая тесно переплетается с учением. Ребенок на уроках учится и играет, например: на математике является консультантом Миши; на уроках русского языка становится «освободителем звуков»; на окружающем мире помогает соседу по парте (играет роль учителя). на технологии делает подарок для дошкольников (выступает помощником воспитателя детского сада) ... Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность игры и учения в «Перспективной начальной школе»

  • С первых дней нахождения в школе ребенок включается в игру (не обычную, а дидактическую, обучающую), которая тесно переплетается с учением.

Ребенок на уроках учится и играет, например:

  • на математике является консультантом Миши;
  • на уроках русского языка становится «освободителем звуков»;
  • на окружающем мире помогает соседу по парте (играет роль учителя).
  • на технологии делает подарок для дошкольников (выступает помощником воспитателя детского сада) ...

Издательство «Академкнига/Учебник»

В соответствии с ФГОС НОО, в «Перспективной начальной школе» предлагается особая группа требований к ребенку: не сделай, а помоги не выполни, а освободи не читай, а прочитайте по ролям, по цепочке не ответь на вопрос, а дополни ответ Миши, а если не можешь дополнить, обратись за помощью Социальная игра – обязательное условие гарантированного результата обучения ребенка в начальной школе. В этом просматривается преемственность с дошкольным образованием. Издательство «Академкнига/Учебник»

В соответствии с ФГОС НОО, в «Перспективной начальной школе» предлагается особая группа требований к ребенку:

  • не сделай, а помоги
  • не выполни, а освободи
  • не читай, а прочитайте по ролям, по цепочке
  • не ответь на вопрос, а дополни ответ Миши, а если не можешь дополнить, обратись за помощью
  • Социальная игра – обязательное условие гарантированного результата обучения ребенка в начальной школе. В этом просматривается преемственность с дошкольным образованием.

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов: от целевых ориентиров к предметным результатам и УУД  Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО, а также с предметными результатами  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов: от целевых ориентиров к предметным результатам и УУД

Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО, а также с предметными результатами

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД   Целевые ориентиры ДО: Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства Способен к фантазии, воображению и творчеству Любознателен, проявляет интерес к причинно- следственным связям Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности  Личностные универсальные учебные действия Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД

Целевые ориентиры ДО:

Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры

Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства

Способен к фантазии, воображению и творчеству

Любознателен, проявляет интерес к причинно- следственным связям

Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Личностные универсальные учебные действия

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД   Целевые ориентиры ДО: Склонен наблюдать, экспериментировать Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире Знаком с книжной культурой и детской литературой Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории Имеет предпосылки грамотности  Познавательные универсальные учебные действия  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД

Целевые ориентиры ДО:

Склонен наблюдать, экспериментировать

Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире

Знаком с книжной культурой и детской литературой

Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

Имеет предпосылки грамотности

Познавательные универсальные учебные действия

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД   Целевые ориентиры ДО: Способен к воплощению различных замыслов Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Контролирует свои движения и управляет ими Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены  Регулятивные универсальные учебные действия  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД

Целевые ориентиры ДО:

Способен к воплощению различных замыслов

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Контролирует свои движения и управляет ими

Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело

Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Регулятивные универсальные учебные действия

Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД   Целевые ориентиры ДО: Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания  Коммуникативные универсальные учебные действия  Издательство «Академкнига/Учебник»

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров - к УУД

Целевые ориентиры ДО:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов

Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания

Коммуникативные универсальные учебные действия

Издательство «Академкнига/Учебник»

Сайты издательства «Академкнига/Учебник» akademkniga.ru     Издательство «Академкнига/Учебник»

Сайты издательства «Академкнига/Учебник»

akademkniga.ru

Издательство «Академкнига/Учебник»

Сайт издательства с электронными образовательными ресурсами: shop-akbooks.ru  Издательство «Академкнига/Учебник»

Сайт издательства с электронными образовательными ресурсами: shop-akbooks.ru

Издательство «Академкнига/Учебник»

Издательство «Академкнига/Учебник» 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17б Тел.: (499) 968-92-29      akademkniga.ru Факс: (499) 234-63-58     shop-akbooks.ru Спасибо за внимание!

Издательство «Академкнига/Учебник»

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17б

Тел.: (499) 968-92-29 akademkniga.ru

Факс: (499) 234-63-58 shop-akbooks.ru

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!