СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность игровых технологий, применяемых в работе с дошкольниками и первоклассниками в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру - это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность игровых технологий, применяемых в работе с дошкольниками и первоклассниками в условиях ФГОС»


Преемственность игровых технологий,

применяемых в работе с дошкольниками и первоклассниками

в условиях ФГОС


«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»

В.А. Сухомлинский


Психологический настрой. «Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я узнаю,

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская народная мудрость


Притча « Все в твоих руках»

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу». Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках».

В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.

Так вот сегодня я попытаюсь презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «учитель игр».

Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Коменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

В своей педагогической деятельности я ставлю перед собой такие вопросы:

Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?

Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?

Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов являются игровые технологии.

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения».

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Очень важно каждому педагогу продумывать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям:

  • быть интересной;

  • доступной;

  • увлекательной;

  • включать детей в разные виды деятельности.

Следовательно, дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.

Анализ моей педагогической работы позволяет сделать вывод о том, что при чётком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм обучения, результаты поставленных целей достаточно высокие.

Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала.

Например, для лучшего усвоения новых букв я предлагаю ученикам такие варианты игровых заданий:

  1. Построй букву из палочек.

  2. Переделай (сконструируй) из одной буквы другую. (из «Г» в «П»).

  3. Фокусы с буквами.

  4. Конструирование букв из мелкой цепочки.

  5. Игровое конструирование предметов из букв.

Например, домик – это буква П с буквой Л – крышей – наверху.

Опыт работы с дошкольниками и первоклассниками говорит о том, что такие игры с буквами способствуют быстрейшему обучению чтению и письму, значительно облегчают работу обучающего.

Игровым материалом для занятий в детском саду и школе могут являться загадки, скороговорки, ребусы, веселые стихи. Они несут в себе не только эмоциональный заряд, а забавляя учат, развивают речь, совершенствуют фонематический слух.

● Игра «Кто внимательный».

Запомните слова, в которых есть звук О.

● Игра «Подскажи словечко».

● Стихи – «путаницы».

На уроках и занятиях по математике дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме.

При знакомстве с цифрой помогают веселые стихи, нахождение ассоциаций с предметами. Например, на что похожа цифра О? (бублик, баранка, раскрытый рот и т. д.).

При формировании представления о признаках сходства и различия между предметами по определенному свойству используется игра «Волшебный мешочек».

Проблемы, характерные для той или иной игры, побуждают дошкольников, а затем и первоклассников усваивать необходимые знания.

В школе первоклассники, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Однако не следует забывать, что и они тоже должны носить игровой характер. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны.

Хочу предложить некоторые из них.

  1. Двигательно-речевые.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движении, как бы инсценируя их.

2. Оздоровительно-гигиенические.

  • «Веселая переменка».

  • «Зоркие глазки"

  • «Письмо носом»

3. Ритмические.

Они выполняются под веселую музыку детских песен с четким исполнением элементов движения.

4. Физкультурно-спортивные.

5. «Мозговая гимнастика».

Это упражнения, выполнение которых улучшают мозговую деятельность и служат для профилактики нарушений зрения. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

● «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга,

обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки»

по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

● «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность

восприятия, речь): «наденьте шапку», т. е. мягко заверните уши от

верхней точки до мочки 3 раза.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но «этюды для души».

«Сотвори солнце в себе».

Одну минуту посвящаем добрым словам. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу. Я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека.

Главное же состоит в том, чтобы мы, взрослые, не забывали, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет, и его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить детям такую жизнь нам помогает игра.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!