Преемственность игровых технологий,
применяемых в работе с дошкольниками и первоклассниками
в условиях ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»
В.А. Сухомлинский
Психологический настрой. «Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я узнаю,
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость
Притча « Все в твоих руках»
Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.
«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу». Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках».
В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.
Так вот сегодня я попытаюсь презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «учитель игр».
Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Коменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
В своей педагогической деятельности я ставлю перед собой такие вопросы:
Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов являются игровые технологии.
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения».
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Очень важно каждому педагогу продумывать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям:
Следовательно, дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Анализ моей педагогической работы позволяет сделать вывод о том, что при чётком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм обучения, результаты поставленных целей достаточно высокие.
Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала.
Например, для лучшего усвоения новых букв я предлагаю ученикам такие варианты игровых заданий:
Построй букву из палочек.
Переделай (сконструируй) из одной буквы другую. (из «Г» в «П»).
Фокусы с буквами.
Конструирование букв из мелкой цепочки.
Игровое конструирование предметов из букв.
Например, домик – это буква П с буквой Л – крышей – наверху.
Опыт работы с дошкольниками и первоклассниками говорит о том, что такие игры с буквами способствуют быстрейшему обучению чтению и письму, значительно облегчают работу обучающего.
Игровым материалом для занятий в детском саду и школе могут являться загадки, скороговорки, ребусы, веселые стихи. Они несут в себе не только эмоциональный заряд, а забавляя учат, развивают речь, совершенствуют фонематический слух.
● Игра «Кто внимательный».
Запомните слова, в которых есть звук О.
● Игра «Подскажи словечко».
● Стихи – «путаницы».
На уроках и занятиях по математике дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме.
При знакомстве с цифрой помогают веселые стихи, нахождение ассоциаций с предметами. Например, на что похожа цифра О? (бублик, баранка, раскрытый рот и т. д.).
При формировании представления о признаках сходства и различия между предметами по определенному свойству используется игра «Волшебный мешочек».
Проблемы, характерные для той или иной игры, побуждают дошкольников, а затем и первоклассников усваивать необходимые знания.
В школе первоклассники, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Однако не следует забывать, что и они тоже должны носить игровой характер. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны.
Хочу предложить некоторые из них.
Двигательно-речевые.
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движении, как бы инсценируя их.
2. Оздоровительно-гигиенические.
«Веселая переменка».
«Зоркие глазки"
«Письмо носом»
3. Ритмические.
Они выполняются под веселую музыку детских песен с четким исполнением элементов движения.
4. Физкультурно-спортивные.
5. «Мозговая гимнастика».
Это упражнения, выполнение которых улучшают мозговую деятельность и служат для профилактики нарушений зрения. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
● «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга,
обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки»
по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
● «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность
восприятия, речь): «наденьте шапку», т. е. мягко заверните уши от
верхней точки до мочки 3 раза.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но «этюды для души».
«Сотвори солнце в себе».
Одну минуту посвящаем добрым словам. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу. Я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека.
Главное же состоит в том, чтобы мы, взрослые, не забывали, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет, и его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить детям такую жизнь нам помогает игра.