СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается что подразумевается под преемственностью дошкольных и школьных учрежденй. Актуальность данного направления работы логопедов, модель, цель и задачи.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы.»













Проект


Тема: Преемственность в коррекционной работе

логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы.






























2013г.


Преемственность в работе дошкольной и школьной

логопедических служб.

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

достигнутую ребенком»
Л.С.Выготский


В связи с изменениями социальной ситуации, запросов современного общества, здоровья детей и подростков были разработаны и вступили в силу образовательные стандарты второго поколения. Качественно новый подход к процессу и результатам обучения уже смогли опробовать на себе как дошкольное, так и школьное звено. Выдвинута идея и сформирована концепция непрерывного образовательного процесса. Заговорили о необходимости обеспечения и реализации преемственности в работе всех уровней образовательных учреждений.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

Что же такое взаимосвязь?
          • Взаимосвязью является – тесное сотрудничество образовательных учреждений в своей работе. Постоянное взаимодействие в разных видах деятельности, которое необходимо для достижения положительного результата.

В настоящий момент вопрос преемственности обсуждается и на государственном уровне.

 В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» что было сделано:

-выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;

-определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;

-обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

-даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

А.В.Батаршев выделяет три компонента и закладывает их в основу процесса преемственности ступеней образования: стимулирующе-мотивационный (личностный аспект ребенка), содержательный и процессуально-деятельностный(методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса).

Еще раз отметим, что содержательный компонент осуществляется утвержденными программными материалами. Таковых материалов пока не существует. С этой стороны мы с Вами не можем подойти объективно.

Основная идея преемственности базируется на личностном аспекте и теории деятельности. Общую схему которой сформулировали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин. "В ее основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка'' (В.В.Давыдов).

Модель преемственности:

  1. Стимулирующе-мотивационный (личностный аспект ребёнка)

  2. Процессуально-деятельностный аспект: Методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса.

  3. Содержательный компонент (программные материалы).

В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб?

  • Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.

  • Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

  • В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.

  • В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

Цель данной системы преемственностиреализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Непрерывное образование от 3 до 10 лет. Подготовка к интегрированному обучению детей с нарушениями речи.

(Л.Н. Ефименкова; Г.Г. Мисаренко; А.В. Ястребова; Л.Ф. Спирова; Т.П. Бессонова)

Определение общих целей непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяет решение следующих приоритетных задач:
          • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
          • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;
          • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
          • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
          • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Актуальность проблемы заключается в том, что и в теории, и практике в недостаточной мере прослежены основания двусторонней преемственности детского сада и школы. В частности, важно получить ответ не только на вопрос: «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребенка с учетом того опыта, уровня развития и индивидуальных особенностей, которые явились результатом дошкольного детства?»
          Таким образом, выявлены противоречия между:
          – объективной необходимостью реализации двусторонней преемственности в системе «Детский сад-школа» и недостаточной теоретической разработанностью оснований такой преемственности;
          – необходимостью оптимизировать деятельность педагогического коллектива по реализации преемственности и неразработанностью соответствующей программы управления. Преемственность коррекционного обучения – это не просто обмен информацией, это система, включающая в себя структурные компоненты, соответствующие основным компонентам процесса обучения.


Реализация преемственности между звеньями должна обеспечивать создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:

  1. самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа;

  2. индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

  3. развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед;

  4. гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку;

  5. открытость человека изменяющемуся миру;

  6. сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. Это возможность отследить катамнез своих воспитанников, динамику их коррекции и развития.

В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Объём диагностической работы в начале сентября, который логопед школы должен охватить, бывает трудно оценить. Наполняемость школ различна. И если в одной школе набирают 3-4 первых класса, то в других их количество может составлять 10-12. При этом нужно отследить и письменные работы учащихся остальных классов начальной школы. В тоже время для постановки правильного диагноза и разработки адекватной программы для каждой подгруппы требуется значительного количество времени. Следует отметить, что у логопедов школ нет разработанных и утверждённых коррекционных программ. Мы можем пользоваться только методическими рекомендациями и уже на их основе составлять программу на каждую подгруппу. И это приходится делать практически каждый год.

Трудности осуществления преемственности:

К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:

1.     Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;

2.     Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре   и  содержании  логопедической   работы   в ДОУ,  и, напротив,      учителя-логопеды   ДОУ   мало   знакомы   с образовательными  программами    школы, организацией    и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно   оценить  работу,   проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.

3.     Нет    отработанной   системы  взаимодействия   дошкольных   и школьных  логопедов,  традиций  преемственности, которые прививались  бы,  в  том  числе  и  в рамках работы  МО учителей-логопедов.

4.     Нет  взаимодействия   МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в направлении преемственности.

План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа

  1. Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.

  2. Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).

  3. Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.

  4. Проведение родительского собрания для будущих первоклассников

  5. Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников

  6. Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.

  7. Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).

  8. Посещение уроков в школе логопедами

  9. Проведение совещания-“круглого стола” на базе школы.


Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

-ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

-ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

-посещении занятий в ДОУ логопедами школы;

-участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);

-составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);

-передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);

-ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;

-посещении занятий в школе логопедами ДОУ

-участии в работе совещания-“круглого стола” на базе школы.

Что дает такое взаимодействие?

  1. Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.

  2. Целостное видение проблем будущего ученика.

  3. Экономию времени в диагностировании ребенка.

  4. Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.

  5. Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.

  6. Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

  • более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

  • успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;

  • стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

  • коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;

  • отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;

  • возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;

  • прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.

Предложения для учителей-логопедов:

  • Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.

  • Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.

  • Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.

  • Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.

Общие предложения:

  • По возможности, создать и апробировать единые коррекционные программы речевого развития детей.

  • Разработать нормативно-правовую базу для обеспечения данной модели преемственности.


«Всеобщий закон — закон законов — это закон

преемственности, ибо что такое, в конечном счете,

настоящее, как не росток прошлого?»

Уолт Уитмен






















Приложение 1

Ф.И. ребёнка ___________________________ Дата рождения _______________________

МБДОУ № _______ тип_______________________________________________________

Срок обучения на логопедическом пункте_______________________________________

Диагноз при поступлении _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Состояние речевых и двигательных функций

на момент выпуска



Сформировано

Не сформировано

Недостаточно

сформировано

Звукопроизношение






Фонематические процессы




Грамматический строй речи




Лексический строй речи





Слоговая структура





Связная речь




Общее звучание речи




Общая и мелкая моторика




Неречевые психические функции





В ходе логопедического обследования был намечен индивидуальный маршрут логопедической работы по следующим направлениям:

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Заключение:_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Рекомендации:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Примечания:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Учитель-логопед _______________ / ___________/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!