Проект
Тема: Преемственность в коррекционной работе
логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы.
2013г.
Преемственность в работе дошкольной и школьной
логопедических служб.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
достигнутую ребенком»
Л.С.Выготский
В связи с изменениями социальной ситуации, запросов современного общества, здоровья детей и подростков были разработаны и вступили в силу образовательные стандарты второго поколения. Качественно новый подход к процессу и результатам обучения уже смогли опробовать на себе как дошкольное, так и школьное звено. Выдвинута идея и сформирована концепция непрерывного образовательного процесса. Заговорили о необходимости обеспечения и реализации преемственности в работе всех уровней образовательных учреждений.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.
Что же такое взаимосвязь?
• Взаимосвязью является – тесное сотрудничество образовательных учреждений в своей работе. Постоянное взаимодействие в разных видах деятельности, которое необходимо для достижения положительного результата.
В настоящий момент вопрос преемственности обсуждается и на государственном уровне.
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» что было сделано:
-выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
-определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
-обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
-даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.
А.В.Батаршев выделяет три компонента и закладывает их в основу процесса преемственности ступеней образования: стимулирующе-мотивационный (личностный аспект ребенка), содержательный и процессуально-деятельностный(методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса).
Еще раз отметим, что содержательный компонент осуществляется утвержденными программными материалами. Таковых материалов пока не существует. С этой стороны мы с Вами не можем подойти объективно.
Основная идея преемственности базируется на личностном аспекте и теории деятельности. Общую схему которой сформулировали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин. "В ее основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка'' (В.В.Давыдов).
Модель преемственности:
Стимулирующе-мотивационный (личностный аспект ребёнка)
Процессуально-деятельностный аспект: Методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса.
Содержательный компонент (программные материалы).
В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб?
Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.
Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.
В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Цель данной системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Непрерывное образование от 3 до 10 лет. Подготовка к интегрированному обучению детей с нарушениями речи.
(Л.Н. Ефименкова; Г.Г. Мисаренко; А.В. Ястребова; Л.Ф. Спирова; Т.П. Бессонова)
Определение общих целей непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяет решение следующих приоритетных задач:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Актуальность проблемы заключается в том, что и в теории, и практике в недостаточной мере прослежены основания двусторонней преемственности детского сада и школы. В частности, важно получить ответ не только на вопрос: «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребенка с учетом того опыта, уровня развития и индивидуальных особенностей, которые явились результатом дошкольного детства?»
Таким образом, выявлены противоречия между:
– объективной необходимостью реализации двусторонней преемственности в системе «Детский сад-школа» и недостаточной теоретической разработанностью оснований такой преемственности;
– необходимостью оптимизировать деятельность педагогического коллектива по реализации преемственности и неразработанностью соответствующей программы управления. Преемственность коррекционного обучения – это не просто обмен информацией, это система, включающая в себя структурные компоненты, соответствующие основным компонентам процесса обучения.
Реализация преемственности между звеньями должна обеспечивать создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:
самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа;
индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед;
гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку;
открытость человека изменяющемуся миру;
сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. Это возможность отследить катамнез своих воспитанников, динамику их коррекции и развития.
В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Объём диагностической работы в начале сентября, который логопед школы должен охватить, бывает трудно оценить. Наполняемость школ различна. И если в одной школе набирают 3-4 первых класса, то в других их количество может составлять 10-12. При этом нужно отследить и письменные работы учащихся остальных классов начальной школы. В тоже время для постановки правильного диагноза и разработки адекватной программы для каждой подгруппы требуется значительного количество времени. Следует отметить, что у логопедов школ нет разработанных и утверждённых коррекционных программ. Мы можем пользоваться только методическими рекомендациями и уже на их основе составлять программу на каждую подгруппу. И это приходится делать практически каждый год.
Трудности осуществления преемственности:
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
3. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
4. Нет взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в направлении преемственности.
План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа
Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.
Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).
Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.
Проведение родительского собрания для будущих первоклассников
Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников
Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.
Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).
Посещение уроков в школе логопедами
Проведение совещания-“круглого стола” на базе школы.
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:
-ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
-ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
-посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
-участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);
-составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);
-передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);
-ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
-посещении занятий в школе логопедами ДОУ
-участии в работе совещания-“круглого стола” на базе школы.
Что дает такое взаимодействие?
Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
Целостное видение проблем будущего ученика.
Экономию времени в диагностировании ребенка.
Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.
Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.
Предложения для учителей-логопедов:
Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.
Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.
Общие предложения:
По возможности, создать и апробировать единые коррекционные программы речевого развития детей.
Разработать нормативно-правовую базу для обеспечения данной модели преемственности.
«Всеобщий закон — закон законов — это закон
преемственности, ибо что такое, в конечном счете,
настоящее, как не росток прошлого?»
Уолт Уитмен
Приложение 1
Ф.И. ребёнка ___________________________ Дата рождения _______________________
МБДОУ № _______ тип_______________________________________________________
Срок обучения на логопедическом пункте_______________________________________
Диагноз при поступлении _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Состояние речевых и двигательных функций
на момент выпуска
| Сформировано | Не сформировано | Недостаточно сформировано |
Звукопроизношение | | | |
Фонематические процессы | | | |
Грамматический строй речи | | | |
Лексический строй речи | | | |
Слоговая структура | | | |
Связная речь | | | |
Общее звучание речи | | | |
Общая и мелкая моторика | | | |
Неречевые психические функции | | | |
В ходе логопедического обследования был намечен индивидуальный маршрут логопедической работы по следующим направлениям:
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Примечания:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учитель-логопед _______________ / ___________/