Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан
Проект:
«Преемственность в работе
детского сада и школы»
с. В.Киги
Содержание:
Содержание проблемы и необходимость её решения. - с.3
Цель, задачи. - с.4
Ожидаемые результаты от внедрения. - с.4
Содержание разработки - с.4
Сроки реализации разработки -с.7
Содержание проблемы и необходимость её решения.
Совсем недавно преемственность было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны – дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребёнка- дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.
Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.
Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.
В детских садах всё чаще замечается искусственная акселерация развития ребёнка, излишнее увлечение школьными технологиями, а также игнорирование или недооценка игровой деятельности в дошкольный период детства.
Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)
Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Преемственность детского сада и школы состоит в установлении связи в содержании воспитательно-образовательной работы и в методах ее реализации. Преемственность дошкольного и начального школьного образования предусматривает прием в школу детей с определенным уровнем развития, отвечающим требованиям современного обучения, а с другой стороны – школа должна опираться на уже усвоенные дошкольниками знания, умения для применения их в дальнейшем. Исходя из этого, ключевой момент в реализации преемственности дошкольного и школьного образования – уровень готовности ребенка к школе.
Основные показатели готовности к школе:
физическое развитие, состояние здоровья;
уровень познавательного развития;
уровень психологического развития (мышления, внимания, памяти, воображения);
коммуникативное развитие, то есть умение общаться как со сверстниками, так и с взрослыми;
уровень развития нравственно-волевой сферы.
Концептуальные подходы.
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно- развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».
Педагоги, работающие в детских садах, уверенно ориентируются в требованиях, предъявляемых к детям при поступлении в первый класс. На основании этих критериев происходит подготовка детей старшего дошкольного возраста к систематической учебе. В свою очередь, учителя начальных классов широко используют игровые приемы с целью повышения эффективности обучения.
Подготовка ребенка-дошкольника к обучению в школе начинается не в подготовительной группе, как считают многие. Начиная с младшего дошкольного возраста, проводится систематическая работа с соблюдением преемственности дошкольного образования в разных возрастных группах. Но именно в последний год пребывания детей в детском саду процесс становится более интенсивным и целенаправленным. Программа дошкольного образования, проводимая с детьми 5 – 7 лет, обеспечивает преемственность как через проведение специальной подготовки (математика, обучение грамоте, развитие речи, ознакомление с окружающим), так и общей подготовки (психологическое развитие, формирование мелкой моторики, воспитание дисциплинированности и пр.)
Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель.
Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Задачи:
Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС.
Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.
Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.
Поднять престиж школы.
Прогнозируемый результат:
Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно.
Благодаря использованию инновационных технологий, будет преодолена несоответствие в программах детского сада и школы.
Преемственность между детским садом и начальной школой приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.
Предполагаемая работа заинтересует родителей в том, чтобы отдать ребенка в школу.
Ожидаемые результаты от внедрения
Это должно обеспечить не только ответ на вопрос «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребёнка с учётом того опыта, уровня развития индивидуальных способностей, которые явились результатом дошкольного детства?»
Ресурсы: педагоги дошкольных учреждений и школы, психологи, родители, студенты пед. колледжа.
Содержание разработки
Наша работа начнется с заключения Соглашения о сотрудничестве между детским садом и школой, с опорой на современные нормативно-правовые документы в области образования.
Взаимодействие детского сада и школы
Для обеспечения преемственности детского сада и начальной школы важно организовать совместную работу учебных учреждений разной ступени, включающую три направления:
Методическая деятельность включает проведение практических семинаров со взаимопосещением педагогами занятий в подготовительной группах детского сада и уроков в первых классах школы, обсуждение актуальных проблем на совместных советах в целях совершенствования форм и методов развития детей.
Работа с родителями предусматривает оформление информационных стендов с тематическими материалами, проведение родительских собраний, заседаний «круглых столов» с приглашением педагогов и психологов школы, индивидуальных консультаций по помощи в подготовке ребенка к обучению.
Немаловажное значение имеет работа с детьми. Будущие первоклассники знакомятся со школой во время специально организованных экскурсий. Посещение спортивного зала, школьного музея и библиотеки, учебных кабинетов обеспечивает мотивационную готовность детей к школе. Также способствуют формированию желания идти в школу посещение детьми-выпускниками детского сада и совместные концерты, выставки поделок, рисунков.
Установление преемственности дошкольного и школьного обучения может способствовать разгрузке программы обучения в школе за счет того, что отдельные темы уже освоены детьми в дошкольном учреждении, и более осознанной подготовке воспитателями своих воспитанников к следующей жизненной ступени.
Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как«непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности:
В соответствии с выделенными аспектами планируется следующая работа:
1.Целевая преемственность - согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчинённость всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребёнка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряжённых учебных планов, их согласованием по ведущим направлениям работы образовательных учреждений.
Согласованность основных направлений работы образовательных учреждений.
Основные направления программы развития детского сада | Основные направления программы развития школы |
-Совершенствование системы физического развития и оздоровление; -Воспитание личности ребёнка духовно и нравственно; -Развитие общих интеллектуальных способностей детей; -Работа с родителями | -Создание условий для развития каждого ребёнка, как субъекта отношений, с людьми, строем и самим собой; -Становление ребёнка как гражданина с активной жизненной позицией; -Охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья |
Установление связи на основе образовательных программ
образовательных учреждений.
Программное обеспечение детского сада | Программное обеспечение школы |
| -Система «Перспективная начальная школа» -Система «Школа 2100» -Система « Перспектива» |
Методическая работа:
Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
Проведение открытых уроков и занятий.
Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей в детском саду.
Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
3. Технологическая преемственность - отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальных классах.
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
в дошкольном и начальном звене общего образования.
Дошкольное образование | Начальная ступень школьного образования |
Основная форма обучения: |
Игра, игровое занятие | Урок |
Ведущая деятельность |
Все виды игровой, художественно-продуктивная | Учебная, с использованием игровых приёмов |
4. Психологическая преемственность - совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом.
Цели психологической преемственности и формы их достижения.
Цель | Форма достижения |
психологическое просвещение (в течение года) | С родителями будущих первоклассников педагоги и психологи проводят мини-лекции, общие родительские собрания и индивидуальное консультирование. |
психологическая диагностика (октябрь) | Проводится обследование первоклассников для определения их психологической готовности к школе; диагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей; беседы с родителями, их анкетирование; |
диагностики динамики изменения развития ребёнка.(февраль, май) | Повторное обследование |
5. Работа с родителями предусматривает тесное сотрудничество родителей, воспитателей, учителей. Проводятся:
родительские собрания с участием учителей школы;
консультации учителей, воспитателей, психологов;
экскурсии по школе для родителей совместно с детьми;
«День открытых дверей»
6. Управленческая и структурно-организационная преемственность.
В системе работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования был определён цикл из 5-и этапов:
Этап | Срок | Мероприятия |
1 | Апрель-май | Заключение договора о сотрудничестве детский сад – школа; Планирование совместных мероприятий; Выход педагогов на родительские собрания в подготовительную группу. |
2 | Сентябрь-ноябрь | День открытых дверей в школе; Праздник «Осенняя палитра» (совместно с детским садом) |
3 | Декабрь-февраль | Веселые старты |
4 | Март-май | Посещение занятий в детском саду; Экскурсия в музей космонавтики; Выход педагогов на родительские собрания в подготовительную группу. |
5 | Сентябрь-ноябрь | Круглый стол – подведение итогов. |
Сроки реализации разработки
Срок реализации разработки – 1 год
Источник: http://womanadvice.ru/preemstvennost-detskogo-sada-i-shkoly#ixzz3zFqCdK7L