СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемственность ДОУ и МОБУ школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья нацелена на объединение основных принципов и методик подготовки будущего ученика. Научить ребенка знаниям это не самое важное на выходе из ДОУ...

Просмотр содержимого документа
«Приемственность ДОУ и МОБУ школы»

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан



 









Проект:

«Преемственность в работе

детского сада и школы»

















с. В.Киги





Содержание:

  1. Содержание проблемы и необходимость её решения. - с.3

  2. Цель, задачи. - с.4

  3. Ожидаемые результаты от внедрения. - с.4

  4. Содержание разработки - с.4

  5. Сроки реализации разработки -с.7









































Содержание проблемы и необходимость её решения.

Совсем недавно преемственность было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны – дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребёнка- дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.

Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.

В детских садах всё чаще замечается искусственная акселерация развития ребёнка, излишнее увлечение школьными технологиями, а также игнорирование или недооценка игровой деятельности в дошкольный период детства.

Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)

Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Преемственность детского сада и школы состоит в установлении связи в содержании воспитательно-образовательной работы и в методах ее реализации. Преемственность дошкольного и начального школьного образования предусматривает прием в школу детей с определенным уровнем развития, отвечающим требованиям современного обучения, а с другой стороны – школа должна опираться на уже усвоенные дошкольниками знания, умения для применения их в дальнейшем. Исходя из этого, ключевой момент в реализации преемственности дошкольного и школьного образования – уровень готовности ребенка к школе.

Основные показатели готовности к школе:

  • физическое развитие, состояние здоровья;

  • уровень познавательного развития;

  • уровень психологического развития (мышления, внимания, памяти, воображения);

  • коммуникативное развитие, то есть умение общаться как со сверстниками, так и с взрослыми;

  • уровень развития нравственно-волевой сферы.



Концептуальные подходы.

Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно- развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».

Педагоги, работающие в детских садах, уверенно ориентируются в требованиях, предъявляемых к детям при поступлении в первый класс. На основании этих критериев происходит подготовка детей старшего дошкольного возраста к систематической учебе. В свою очередь, учителя начальных классов широко используют игровые приемы с целью повышения эффективности обучения.

Подготовка ребенка-дошкольника к обучению в школе начинается не в подготовительной группе, как считают многие. Начиная с младшего дошкольного возраста, проводится систематическая работа с соблюдением преемственности дошкольного образования в разных возрастных группах. Но именно в последний год пребывания детей в детском саду процесс становится более интенсивным и целенаправленным. Программа дошкольного образования, проводимая с детьми 5 – 7 лет, обеспечивает преемственность как через проведение специальной подготовки (математика, обучение грамоте, развитие речи, ознакомление с окружающим), так и общей подготовки (психологическое развитие, формирование мелкой моторики, воспитание дисциплинированности и пр.)

Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель.

Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Задачи:

  • Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

  • Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.

  • Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС.

  • Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.

  • Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.

  • Поднять престиж школы.

Прогнозируемый результат:

  • Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно.

  • Благодаря использованию инновационных технологий, будет преодолена несоответствие в программах детского сада и школы.

  • Преемственность между детским садом и начальной школой приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.

  • Предполагаемая работа заинтересует родителей в том, чтобы отдать ребенка в школу.

Ожидаемые результаты от внедрения

Это должно обеспечить не только ответ на вопрос «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребёнка с учётом того опыта, уровня развития индивидуальных способностей, которые явились результатом дошкольного детства?»

Ресурсы: педагоги дошкольных учреждений и школы, психологи, родители, студенты пед. колледжа.

Содержание разработки

Наша работа начнется с заключения Соглашения о сотрудничестве между детским садом и школой, с опорой на современные нормативно-правовые документы в области образования.

Взаимодействие детского сада и школы

Для обеспечения преемственности детского сада и начальной школы важно организовать совместную работу учебных учреждений разной ступени, включающую три направления:

  • работа с родителями;

  • работа с детьми;

  • административно-методическая деятельность.

Методическая деятельность включает проведение практических семинаров со взаимопосещением педагогами занятий в подготовительной группах детского сада и уроков в первых классах школы, обсуждение актуальных проблем на совместных советах в целях совершенствования форм и методов развития детей.

Работа с родителями предусматривает оформление информационных стендов с тематическими материалами, проведение родительских собраний, заседаний «круглых столов» с приглашением педагогов и психологов школы, индивидуальных консультаций по помощи в подготовке ребенка к обучению.

Немаловажное значение имеет работа с детьми. Будущие первоклассники знакомятся со школой во время специально организованных экскурсий. Посещение спортивного зала, школьного музея и библиотеки, учебных кабинетов обеспечивает мотивационную готовность детей к школе. Также способствуют формированию желания идти в школу посещение детьми-выпускниками детского сада и совместные концерты, выставки поделок, рисунков.

Установление преемственности дошкольного и школьного обучения может способствовать разгрузке программы обучения в школе за счет того, что отдельные темы уже освоены детьми в дошкольном учреждении, и более осознанной подготовке воспитателями своих воспитанников к следующей жизненной ступени.

Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как«непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности:

  • Целевой

  • Содержательный

  • Технологический

  • Психологический

  • Работа с родителями

  • Управленческий и структурно-организационный

В соответствии с выделенными аспектами планируется следующая работа:

1.Целевая преемственность - согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчинённость всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребёнка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряжённых учебных планов, их согласованием по ведущим направлениям работы образовательных учреждений.

Согласованность основных направлений работы образовательных учреждений.

Основные направления программы развития детского сада

Основные направления программы развития школы

-Совершенствование системы физического развития и оздоровление;

-Воспитание личности ребёнка духовно и нравственно;

-Развитие общих интеллектуальных способностей детей;

-Работа с родителями

-Создание условий для развития каждого ребёнка, как субъекта отношений, с людьми, строем и самим собой;

-Становление ребёнка как гражданина с активной жизненной позицией;

-Охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья

Установление связи на основе образовательных программ

образовательных учреждений.

Программное обеспечение детского сада

Программное обеспечение

школы


-Система «Перспективная начальная школа»

-Система «Школа 2100»

-Система « Перспектива»

Методическая работа:

  • Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.

  • Проведение открытых уроков и занятий.

  • Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).

  • Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.

  • Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей в детском саду.

  • Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

3. Технологическая преемственность - отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальных классах.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

в дошкольном и начальном звене общего образования.

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

Основная форма обучения:

Игра, игровое занятие

Урок

Ведущая деятельность

Все виды игровой, художественно-продуктивная

Учебная, с использованием игровых приёмов

4. Психологическая преемственность - совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом.

Цели психологической преемственности и формы их достижения.

Цель

Форма достижения

психологическое просвещение

(в течение года)

С родителями будущих первоклассников педагоги и психологи проводят мини-лекции, общие родительские собрания и индивидуальное консультирование.

психологическая диагностика

(октябрь)

Проводится обследование первоклассников для определения их психологической готовности к школе; диагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей; беседы с родителями, их анкетирование;

диагностики динамики изменения развития ребёнка.(февраль, май)

Повторное обследование

5. Работа с родителями предусматривает тесное сотрудничество родителей, воспитателей, учителей. Проводятся:

  • родительские собрания с участием учителей школы;

  • консультации учителей, воспитателей, психологов;

  • экскурсии по школе для родителей совместно с детьми;

  • «День открытых дверей»

6. Управленческая и структурно-организационная преемственность.

В системе работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования был определён цикл из 5-и этапов:

Этап

Срок

Мероприятия

1

Апрель-май

  1. Заключение договора о сотрудничестве детский сад – школа;

  2. Планирование совместных мероприятий;

  3. Выход педагогов на родительские собрания в подготовительную группу.

2

Сентябрь-ноябрь

  1. День открытых дверей в школе;

  2. Праздник «Осенняя палитра» (совместно с детским садом)

3

Декабрь-февраль

  1. Веселые старты

4

Март-май

  1. Посещение занятий в детском саду;

  2. Экскурсия в музей космонавтики;

  3. Выход педагогов на родительские собрания в подготовительную группу.

5

Сентябрь-ноябрь

  1. Круглый стол – подведение итогов.

Сроки реализации разработки

Срок реализации разработки – 1 год







Источник: http://womanadvice.ru/preemstvennost-detskogo-sada-i-shkoly#ixzz3zFqCdK7L 













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!