СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования точности, выразительности и навыков связной речи как составляющих речевой компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим условием формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста является работа над словом.Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Для совершенствования понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова проводится  работа с произведениями фольклора малых форм.

Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

1 Разбор пословицы или поговорки, который предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

2 Правильное понимание идеи произведения, значения пословицы, которые дети могут проявить при обсуждении их названий;

3 Когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Детей дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки, близкие и противоположные по смыслу.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С. Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать специфическое упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – труднопроизносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. Новую скороговорку необходимо произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читать ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).

Параллельно можно организовать работу по развитию у детей навыков речи – рассуждения и речи – описания посредством загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Следуя данной системе, загадывая детям загадки, нужно повторять их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки.

Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы, мы убедимся, что остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они могут самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.

Е.А. Флерина, А.П. Усова, Г. Клименко, Н. Орлова, Н. Гавриш отмечали, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку.

Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования точности, выразительности и навыков связной речи как составляющих речевой компетентности»

Статья

Приемы формирования точности, выразительности и навыков связной речи как составляющих речевой компетентности



Важнейшим условием формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста является работа над словом.Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Для совершенствования понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова проводится работа с произведениями фольклора малых форм.

Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

1 Разбор пословицы или поговорки, который предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

2 Правильное понимание идеи произведения, значения пословицы, которые дети могут проявить при обсуждении их названий;

3 Когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Детей дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки, близкие и противоположные по смыслу.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С. Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать специфическое упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – труднопроизносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. Новую скороговорку необходимо произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читать ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).

Параллельно можно организовать работу по развитию у детей навыков речи – рассуждения и речи – описания посредством загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Следуя данной системе, загадывая детям загадки, нужно повторять их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки.

Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы, мы убедимся, что остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они могут самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.

Е.А. Флерина, А.П. Усова, Г. Клименко, Н. Орлова, Н. Гавриш отмечали, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку.

Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Итак, использование малых жанров фольклора осуществляется совокупностью разнообразных форм, методов и приёмов с целью развития речи детей.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!