СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирующего оценивания на уроке литературы по сказу Н.С.Лескова "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок по сказу Н.С.Лескова "Левша" на Гугл- презентации с использованием приемов формирующего оценивания

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирующего оценивания на уроке литературы по сказу Н.С.Лескова "Левша"»

  Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Взаимоотношения таланта и власти Проблемное изучение сказа Художественные детали произведения и анализ ключевых эпизодов

Взаимоотношения таланта и власти

Проблемное изучение сказа

Художественные детали произведения и анализ ключевых эпизодов

С оставить план сказа Домашнее задание

С оставить план сказа

Домашнее задание

 Домашнее задание  Речь сказителя Значение слов Выводы:

Домашнее задание

Речь сказителя

Значение слов

Выводы:

  Характеристика тульских мужиков   Составьте кластер о тульских мужиках Преданность царю, Родине талант и умелость Вера в Бога, смирение  Тульские мужики скромность, милосердие Рассудительность гордость, достоинство

Характеристика тульских мужиков

Составьте кластер о тульских мужиках

Преданность царю, Родине

талант и умелость

Вера в Бога, смирение

Тульские мужики

скромность, милосердие

Рассудительность

гордость, достоинство

 Характеристика Левши Из эпизодов рассказа определить характер Левши. Определить ценности и идеалы Левши, привести примеры из текста. Заполнить таблицу. Сделать вывод о характере Левши Портрет Левши Характер Левши Один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны. 1.трудолюбивый, упорный, усердный Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится Идеалы Левши Выводы:В некрасивой внешности высокая чистая душа, талант, скромность, трудолюбие, истинный патриотизм 2.талантливый, умелый любит Родину любит родных верен православной вере 3.скромный 4. с чувством собственного достоинства 5 .

Характеристика Левши

Из эпизодов рассказа определить характер Левши. Определить ценности и идеалы Левши, привести примеры из текста. Заполнить таблицу. Сделать вывод о характере Левши

Портрет Левши

Характер Левши

Один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны.

1.трудолюбивый, упорный, усердный

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится

Идеалы Левши

Выводы:В некрасивой внешности высокая чистая душа, талант, скромность, трудолюбие, истинный патриотизм

2.талантливый, умелый

  • любит Родину
  • любит родных
  • верен православной вере

3.скромный

4. с чувством собственного достоинства

5 .

  Проблемный вопрос Высказывания властителей Сведения о талантливых людях России “ Из крестьянства умных нет” (Петр1) И.И.Ползунов - крепостной крестьянин, один из создателей теплового двигателя “ Наши мужики как малые дети, их надобно держать в строгости (Екатерина Великая) Черепановы - крепостные крестьяне, построили первый в России паровоз и железную дорогу “ Мужика надо сечь, сечь, сечь” (Николай 1 Д.И.Виноградов - крепостной крестьянин, создатель русского фарфора

Проблемный вопрос

Высказывания властителей

Сведения о талантливых людях России

“ Из крестьянства умных нет” (Петр1)

И.И.Ползунов - крепостной крестьянин, один из создателей теплового двигателя

“ Наши мужики как малые дети, их надобно держать в строгости (Екатерина Великая)

Черепановы - крепостные крестьяне, построили первый в России паровоз и железную дорогу

“ Мужика надо сечь, сечь, сечь” (Николай 1

Д.И.Виноградов - крепостной крестьянин, создатель русского фарфора

Н.С. Лесков изображает взаимоотношения “маленького человека” с государством и ее представителями Кого в литературе называют “маленькими людьми? Вспомните и назовите из прочитанных произведений “маленьких людей”

Н.С. Лесков изображает взаимоотношения “маленького человека” с государством и ее представителями

Кого в литературе называют “маленькими людьми? Вспомните и назовите из прочитанных произведений “маленьких людей”

Какая из пословиц подходит к сегодняшней теме урока? На бедного везде каплет Упорство и труд все перетрут Кто не работает, тот не ест Хоть шуба овечкина, так душа человечкина В чем смысл данной пословицы?

Какая из пословиц подходит к сегодняшней теме урока?

На бедного везде каплет

Упорство и труд все перетрут

Кто не работает, тот не ест

Хоть шуба овечкина, так душа человечкина

В чем смысл данной пословицы?

Словарная работа Сказ, неологизмы Лескова, произвол, абсурд, абсурдный, патриот Абсурд - нелепость, бессмыслица Произвол- своеволие, самовластие

Словарная работа

Сказ, неологизмы Лескова, произвол, абсурд, абсурдный, патриот

Абсурд - нелепость, бессмыслица

Произвол- своеволие, самовластие

  Представители власти о своем народе Кто противопоставлен в рассказе тульским мастерам и Левше? Назовите их. Коротко запишите их высказывания или запишите свои выводы Как называется в литературе принцип такого построения? Не верит в свой народ, не знает его, далек от него, завидует всему иностранному, считает, что там все лучше В своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил Уверен, что простой человек обязан выполнять любую прихоть власти. Груб с народом, не верит им, проявляет неуважение к простым людям

Представители власти о своем народе

Кто противопоставлен в рассказе тульским мастерам и Левше? Назовите их.

Коротко запишите их высказывания или запишите свои выводы

Как называется в литературе принцип такого построения?

Не верит в свой народ, не знает его, далек от него, завидует всему иностранному, считает, что там все лучше

В своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил

Уверен, что простой человек обязан выполнять любую прихоть власти. Груб с народом, не верит им, проявляет неуважение к простым людям

  Представители власти о своем народе Кто противопоставлен в рассказе тульским мастерам и Левше?Назовите их. Коротко запишите их высказывания или запишите свои выводы Как называется в литературе принцип такого построения?

Представители власти о своем народе

Кто противопоставлен в рассказе тульским мастерам и Левше?Назовите их.

Коротко запишите их высказывания или запишите свои выводы

Как называется в литературе принцип такого построения?

 Представители власти о своем народе Кто противопоставлен в рассказе тульским мастерам и Левше?Назовите их. Коротко запишите их высказывания или запишите свои выводы Как называется в литературе принцип такого построения?

Представители власти о своем народе

Кто противопоставлен в рассказе тульским мастерам и Левше?Назовите их.

Коротко запишите их высказывания или запишите свои выводы

Как называется в литературе принцип такого построения?

Согласны ли вы с мнением, которое высказывали некоторые критики: “Платов сам из народа и поэтому он поддерживал Левшу? Чтобы ответить на этот вопрос, составим такую таблицу. Найдите из текста примеры поведения Платова за границей и у себя на родине Платов за границей о русском народе Платов у себя на родине, отношение к народу у нас дома свое не хуже есть, своих людей не выдам,мои донцы-молодцы без всего этого воевали и 12 языков прогнали, оконфузил англичан с пистолей и с сахаром не могут наши мастера сего превзойти, ничего не сделали, всю вещь испортили.Я вам голову сниму Ну, так врете же вы, подлецы Но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте.

Согласны ли вы с мнением, которое высказывали некоторые критики: “Платов сам из народа и поэтому он поддерживал Левшу?

Чтобы ответить на этот вопрос, составим такую таблицу. Найдите из текста примеры поведения Платова за границей и у себя на родине

Платов за границей о русском народе

Платов у себя на родине, отношение к народу

у нас дома свое не хуже есть, своих людей не выдам,мои донцы-молодцы без всего этого воевали и 12 языков прогнали, оконфузил англичан с пистолей и с сахаром

не могут наши мастера сего превзойти, ничего не сделали, всю вещь испортили.Я вам голову сниму

Ну, так врете же вы, подлецы

Но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте.

Ученик - Зачем Платов взял с собой Левшу? - Как он с ним обращается? (Сиди, говорит – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь)

Ученик

- Зачем Платов взял с собой Левшу?

- Как он с ним обращается?

(Сиди, говорит – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь)

Ученик - Почему Платов не позволил мастеру взять документ? (не считает за человека, гражданина) - Что предвидит товарищ Левши? Как же вы его от нас без тугамента увозите? Ему нельзя будет назад следовать

Ученик

- Почему Платов не позволил мастеру взять документ? (не считает за человека, гражданина)

- Что предвидит товарищ Левши?

Как же вы его от нас без тугамента увозите? Ему нельзя будет назад следовать

Ученик А Платов им вместо ответа показал кулак- такой страшный, багровый и весь изрубленный и говорит : Вот вам тугамент - Как вы назовете действия Платова?

Ученик

А Платов им вместо ответа показал кулак- такой страшный, багровый и весь изрубленный и говорит : Вот вам тугамент

- Как вы назовете действия Платова?

- Но Платов всегда так болел за русских мастеровых за границей? И вот перед ним представители из народа. Где же его любовь?

- Но Платов всегда так болел за русских мастеровых за границей?

И вот перед ним представители из народа. Где же его любовь?

Индивидуальная работа Ученик - Разберем эпизод на приеме у царя - Как вы можете объяснить, что один и тот же персонаж называет Левшу «собачьим отродьем», «дураком» и вдруг «братец»?

Индивидуальная работа Ученик

- Разберем эпизод на приеме у царя

- Как вы можете объяснить, что один и тот же персонаж называет Левшу «собачьим отродьем», «дураком» и вдруг «братец»?

Ученик

1.Прочитай следующие отрывки и постарайся определить, какое художественно- выразительное средство применил к Платову Н.С. Лесков?

2 Какой образ создается в твоем представлении?

Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожний складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всём доме англичанам никому спать нельзя было.

Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.

А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнёт, и ещё злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся.

А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный,

Вывод:

Ученик Каким изображает Лесков Платова? Какие ассоциации вызывает данный герой? Построй ряд ассоциаций

Ученик

Каким изображает Лесков Платова? Какие ассоциации вызывает данный герой? Построй ряд ассоциаций

Ученик Какое художественное средство использует автор при описании Левши? Вместо волосы - волосья Вместо пальто - озямчик Вместо старый - старенький Вместо крючки - крючочки Сделай вывод:

Ученик

Какое художественное средство использует автор при описании Левши?

Вместо волосы - волосья

Вместо пальто - озямчик

Вместо старый - старенький

Вместо крючки - крючочки

Сделай вывод:

Сопоставительный анализ эпизодов. Отъезд Левши в Англию Отъезд Левши в Англию Проводы из Англии в Россию Кафтан с придворного певчего,дабы похоже было,будто на нем какой-нибудь жалованный чин есть Дали чай с водкою, завязали ремнем, чтобы кишки не тряслись Напитали, деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы, а для морской прохлады дали байковое пальто с ветряной нахлобучкой на голову Очень тепло одели и отвезли Левшу в лучшем виде, как настоящего барина

Сопоставительный анализ эпизодов. Отъезд Левши в Англию

Отъезд Левши в Англию

Проводы из Англии в Россию

Кафтан с придворного певчего,дабы похоже было,будто на нем какой-нибудь жалованный чин есть

Дали чай с водкою, завязали ремнем, чтобы кишки не тряслись

Напитали, деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы, а для морской прохлады дали байковое пальто с ветряной нахлобучкой на голову

Очень тепло одели и отвезли Левшу в лучшем виде, как настоящего барина

Рассуждение Ученик Почему Лесков стремится показать, что в Англии для мастеровых созданы идеальные условия? Неужели в реальности так идеальны там взаимоотношения между властителями и простым народом?

Рассуждение Ученик

Почему Лесков стремится показать, что в Англии для мастеровых созданы идеальные условия? Неужели в реальности так идеальны там взаимоотношения между властителями и простым народом?

 Смерть Левши Харлампьев Саша -О чем думает Левша в последние мгновения жизни? - Как ведут себя представители власти?

Смерть Левши

Харлампьев Саша

-О чем думает Левша в последние мгновения жизни?

- Как ведут себя представители власти?

 Власть Сделайте выводы о власти, опираясь на рассказ Н.С.Лескова “Левша” Составьте ряд слов- существительных, характеризующих власть жестокость своеволие грубость лесть произвол неуважение недоверие лжепатриотизм

Власть

Сделайте выводы о власти, опираясь на рассказ Н.С.Лескова “Левша”

Составьте ряд слов- существительных, характеризующих власть

жестокость

своеволие

грубость

лесть

произвол

неуважение

недоверие

лжепатриотизм

  Народ Сделайте выводы о народе , опираясь на рассказ Н.С.Лескова “Левша” Составьте ряд слов- существительных, характеризующих народ талант доброта любовь к отчизне трудолюбие смекалка гордость вера милосердие

Народ

Сделайте выводы о народе , опираясь на рассказ Н.С.Лескова “Левша”

Составьте ряд слов- существительных, характеризующих народ

талант

доброта

любовь к отчизне

трудолюбие

смекалка

гордость

вера

милосердие

Выводы по сказу “Левша” Левша становится никому не нужным, переживания о судьбе родины никому не нужны.  «Всяк о себе разумеет» Вся жизнь Левши абсурдна, несчастна, нелепа, бесцельна. Чудесный мастер совершил невозможное: подковал блоху, которую нельзя рассмотреть без мелкоскопа, блоха ни для чего не нужна, как мастер он безвестен Такая нескладная судьба гениального мастера оказывается очень символичной для России И неспроста рассказчик внезапно связывает повествование о левше с Крымской войной, когда Россия из-за безразличия верховной власти к судьбе простых солдат и Отчизны при численном превосходстве и бесподобном героизме русских солдат проиграла войну. Идея Лескова о бессмысленности жизни в России, где проживают две неравные группы. Одна живет за счет другого во всех благах и увеселениях, любят родину на словах, а народ- игрушка в руках власти, и Левшу раскололи как какую- нибудь игрушку « затылок о парат раскололся» , использовали и бросили за ненадобностью Но Лесков верит в народ, в его силу, талант

Выводы по сказу “Левша”

Левша становится никому не нужным, переживания о судьбе родины никому не нужны.

«Всяк о себе разумеет» Вся жизнь Левши абсурдна, несчастна, нелепа, бесцельна. Чудесный мастер совершил невозможное: подковал блоху, которую нельзя рассмотреть без мелкоскопа, блоха ни для чего не нужна, как мастер он безвестен

Такая нескладная судьба гениального мастера оказывается очень символичной для России

И неспроста рассказчик внезапно связывает повествование о левше с Крымской войной, когда Россия из-за безразличия верховной власти к судьбе простых солдат и Отчизны при численном превосходстве и бесподобном героизме русских солдат проиграла войну.

Идея Лескова о бессмысленности жизни в России, где проживают две неравные группы. Одна живет за счет другого во всех благах и увеселениях, любят родину на словах, а народ- игрушка в руках власти, и Левшу раскололи как какую- нибудь игрушку « затылок о парат раскололся» , использовали и бросили за ненадобностью

Но Лесков верит в народ, в его силу, талант

Минутное эссе -  Что вы испытали, какое чувство возникло, когда закрыли последнюю строчку рассказа?

Минутное эссе

- Что вы испытали, какое чувство возникло, когда закрыли последнюю строчку рассказа?

Сегодня на уроке я Имя учащегося Отвечал(а) отлично Читал (а) полно хорошо, выразительно Работал(а) активно кратко плохо Оцениваю работу отлично надо постараться мог(могла лучше) не получилось ответить неактивно много ошибок хорошо не отвечал(а) удовлетворительно плохо

Сегодня на уроке я

Имя учащегося

Отвечал(а)

отлично

Читал (а)

полно

хорошо, выразительно

Работал(а)

активно

кратко

плохо

Оцениваю работу

отлично

надо постараться

мог(могла лучше)

не получилось ответить

неактивно

много ошибок

хорошо

не отвечал(а)

удовлетворительно

плохо

Анализ эпизода Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил,— никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от её брюшного завода и вдруг рассердился и начал ругаться словами на казацкий манер. Кричал: — Что вы, подлецы, ничего не сделали, да ещё, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму!

Анализ эпизода

Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил,— никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от её брюшного завода и вдруг рассердился и начал ругаться словами на казацкий манер.

Кричал:

— Что вы, подлецы, ничего не сделали, да ещё, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму!

Анализ эпизода  Платов крикнул: — Ну, так врёте же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости. И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги. — Сиди,— говорит,— здесь до самого Петербурга вроде пубеля,— ты мне за всех ответишь. А вы, — говорит свистовым,— теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был. Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!»

Анализ эпизода

Платов крикнул:

— Ну, так врёте же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости.

И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.

— Сиди,— говорит,— здесь до самого Петербурга вроде пубеля,— ты мне за всех ответишь. А вы, — говорит свистовым,— теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был.

Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!»

Анализ эпизода Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный — ничего не забывал. Платов знал, что он непременно его о блохе спросит. И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил: вошёл во дворец со шкатулочкою да потихонечку её в зале за печкой и поставил. Спрятавши шкатулку, Платов предстал к государю в кабинет и начал поскорее докладывать, какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры. Думал он так: чтобы этим государя занять, и тогда, если государь сам вспомнит и заговорит про блоху, надо подать и ответствовать, а если не заговорит, то промолчать; шкатулку кабинетному камердинеру велеть спрятать, а тульского левшу в крепостной казамат без сроку посадить, чтобы посидел там до времени, если понадобится.

Анализ эпизода

Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный — ничего не забывал. Платов знал, что он непременно его о блохе спросит. И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил: вошёл во дворец со шкатулочкою да потихонечку её в зале за печкой и поставил. Спрятавши шкатулку, Платов предстал к государю в кабинет и начал поскорее докладывать, какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры. Думал он так: чтобы этим государя занять, и тогда, если государь сам вспомнит и заговорит про блоху, надо подать и ответствовать, а если не заговорит, то промолчать; шкатулку кабинетному камердинеру велеть спрятать, а тульского левшу в крепостной казамат без сроку посадить, чтобы посидел там до времени, если понадобится.

Анализ эпизода  П омилуй, скажи,— говорит государь,— это уже очень сильно мелко! — А что же делать,— отвечает левша,— если только так нашу работу и заметить можно: тогда всё и удивление окажется. Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал: — Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Анализ эпизода

П омилуй, скажи,— говорит государь,— это уже очень сильно мелко!

— А что же делать,— отвечает левша,— если только так нашу работу и заметить можно: тогда всё и удивление окажется.

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Анализ эпизода А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть. Как его таким манером обформировали, напоили на дорогу чаем с платовскою кисляркою, затянули ременным поясом как можно туже, чтобы кишки не тряслись, и повезли в Лондон. Отсюда с левшой и пошли заграничные виды.

Анализ эпизода

А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть.

Как его таким манером обформировали, напоили на дорогу чаем с платовскою кисляркою, затянули ременным поясом как можно туже, чтобы кишки не тряслись, и повезли в Лондон. Отсюда с левшой и пошли заграничные виды.

Анализ эпизода  Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчёт силы есть, а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и её подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует. Левша согласился. — Об этом,— говорит,— спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.

Анализ эпизода

Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчёт силы есть, а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и её подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует.

Левша согласился.

— Об этом,— говорит,— спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.

Анализ эпизода А англичане сказывают ему: — Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет. Но на это левша не согласился. — У меня, — говорит,— дома родители есть. Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял. — Мы, — говорит,— к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании. — Вы, — говорят,— обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим. — Этого, — ответил левша,— никогда быть не может. — Почему так? — Потому, — отвечает,— что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы. — Вы, — говорят англичане,— нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим. — Евангелие, — отвечает левша,— действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.

Анализ эпизода

А англичане сказывают ему:

Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.

Но на это левша не согласился.

У меня, — говорит,— дома родители есть.

Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.

Мы, — говорит,— к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании.

Вы, — говорят,— обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.

Этого, — ответил левша,— никогда быть не может.

Почему так?

Потому, — отвечает,— что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

Вы, — говорят англичане,— нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.

Евангелие, — отвечает левша,— действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.

Анализ эпизода

Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. Лекарь велел его при себе в тёплую ванну всадить, а аптекарь сейчас же скатал гуттаперчевую пилюлю и сам в рот ему всунул, а потом оба вместе взялись и положили на перину и сверху шубой покрыли и оставили потеть, а чтобы ему никто не мешал, по всему посольству приказ дан, чтобы никто чихать не смел. Дождались лекарь с аптекарем, пока полшкипер заснул, и тогда другую гуттаперчевую пилюлю ему приготовили, возле его изголовья на столик положили и ушли.

А левшу свалили в квартале на пол и спрашивают:

Кто такой и откудова, и есть ли паспорт или какой другой тугамент?

А он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова не отвечает, а только стонет.

Тогда его сейчас обыскали, пёстрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить.

Повёл городовой левшу на санки сажать, да долго ни одного встречника поймать не мог, потому извозчики от полицейских бегают. А левша всё это время на холодном парате лежал; потом поймал городовой извозчика, только без тёплой лисы, потому что они лису в санях в таком разе под себя прячут, чтобы у полицейских скорей ноги стыли. Везли левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать, всё роняют, а поднимать станут — ухи рвут, чтобы в память пришёл. Привезли в одну больницу — не принимают без тугамента, привезли в другую — и там не принимают, и так в третью, и в четвёртую — до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!