СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая терапия, арттерапия,  музыкотеапия, библиотерапия,  рисуночная терапия (изотерапия).  

Просмотр содержимого документа
«Приемы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях.»

Приемы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях.


Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Характерная особенность игры – ее двуплановость:

1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением конкретных, часто нестандартных задач;

2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения, при коррекции успеваемости детей с трудностями в обучении, для интеллектуального и эмоционального развития детей со сниженными умственными способностями и др.

Принципы осуществления игротерапии: создание атмосферы принятия ребенка (равноправные дружеские отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть; ребенок – хозяин положения, он определяет сюжет, тему занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения); недирективность в управлении коррекционным процессом, отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс, минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру; установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка.

Этапы игровой психотерапии по Захарову А.И. включают:

1. Объединение детей в группу – начинается совместной и интерес-

ной для них деятельностью в виде экскурсий, предметных игр, рассказах об увлечениях.

2. Рассказы – сочиняются и по очереди рассказываются в группе.

3. Игра – проводится на тему, предлагаемую детьми и психологом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих. По мере движения группы вперед содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры своей целью имеют устранение аффективных препятствий межличностным отношениям, а обучающие – достижение более адекватных способов адаптации и социализации детей.

4. Обсуждение.

Игротерапия может быть директивной (направленной) и не директивной. В направленной игротерапии взрослый – центральное лицо в игре – берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

В ненаправленной игротерапии взрослый не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу принятия, тепла и безопасности.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповая игротерапия предпочтительнее, так как у ребенка существует социальная потребность в общении. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить самооценку, развить потенциальные возможности. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость попробовать то, что ему хочется.

Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек. Деятельность психолога направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы.


Арттерапия – терапия искусством, термин принадлежит Адриану Хиллу (США, 1938) – основной целью имеет гармонизацию развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Цели арттерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негаивным чувствам (например, работа над рисунками дает возможность разрядить напряжение).

2. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

4. Наладить отношения между психологом и ребенком.

5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,

картинками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм,

концентрируется внимание на ощущениях и чувствах.

6. Развить художественные способности и повысить самооценку, поскольку побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В арттерапии выделяется несколько направлений: музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия и др.


Музыкотерапия – в качестве средства коррекции используется музыка. Данный метод используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Активная музыкотерапия представляет коррекционно-направленную активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса или выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с кор-рекционной целью. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 минут. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение – спокойное, отличающееся расслабляющим действием. Оно формирует определенную атмосферу для всего занятия, вводит в занятие. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций из собственной жизни ребенка. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, возникших у участников. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд оптимизма и бодрости.

В процессе групповой психокоррекции активность участников можно стимулировать с помощью различных дополнительных заданий. Например, участнику предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; или из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет и т.п.


Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное воздействие при библиотерапии может быть неспецифическим, то есть характеризоваться универсальностью воздействия на всю личность. В результате у ребенка формируются чувство уверенности в себе, общая психическая активность. Ребенка может успокаивать специально подобранная художественная литература – чтение таких произведений приводит в состояние покоя, умиротворения. Чтение хорошей книги дает необходимое дополнительное удовольствие, что очень важно для людей с проблемами, поскольку, переживая трудности, человек чувствует себя отделенным от мира своей проблемой и ограничен в получении удовольствия из этого мира.

Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации. Кроме того, большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Читая книги, ребенок отождествляет переживания героев со своими собственными, может понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны.

Литература дает возможность, которую не может дать ни один психолог – основательно, не торопясь узнать, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.

Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности, ребенок получает знания об иных возможных формах поведения и способах переживания. Кроме того, чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.

Проведение библиотерапии выглядит следующим образом: психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для ребенка, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями, и литературы, стимулирующей осознание характера затруднений и причин трудностей.

Перед чтением ребенок получает инструкцию: что из списка требует особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике.

После прочтения книги проводится беседа:

– Что особенно интересно было узнать?

– Какую пользу он из этого извлек?

– Что вызвало сомнение, опасение?

– Что осталось неясным?

– Как он относится к отдельным персонажам?


Рисуночная терапия (изотерапия) – психокоррекционное воздействие посредством изобразительной деятельности. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, при коррекции эмоционального неблагополучия, страхов, тревожности. Проективный рисунок позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!