СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом на уроке русского языка с инофонами

Категория: Русский язык
Тема: РЕЧЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многоязычный класс- благодатная почва для того, чтобы стимулировать интерес уч-ся к природе языка, прививать навыки лингвистического мышления. Соприкосновение детей, говорящих на разных языках, создает предпосылки для развития языкового чутья.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом на уроке русского языка с инофонами»

Уроки русского языка в разноязычном коллективе

В условиях разноязычного коллектива современный учитель стоит перед необходимостью совмещать в учебном процессе методики русского языка как неродного и русского языка как родного. Основные отличия в принципе подачи языкового материала для русских и инофонов заключаются в следующем: у русскоязычных детей формирование грамотности происходит с опорой на сложившуюся речевую компетенцию и обобщение моделей; освоение системы языка идет путем разложения целостно воспринимаемых единиц языка. В преподавании используется принцип от общего к частному, речевая компетенция формируется за счет освоения различных функциональных разновидностей языка и разных жанров речи. Первоочередная цель обучения иноязычных детей — формирование их речевой компетенции на основе углубленного изучения / освоения грамматических моделей русского языка;речевой материал осваивается как целостный, а не как расчлененный. Изучение теории ограничивается понятиями «части слова» , а не «морфема», части речи, члены предложения. Основной принцип обучения- от частного к общему.

На уроках русского языка эффективна работа с текстом, насыщенным необходимым грамматическим материалом в соответствии с целями и задачами конкретного урока. Текст- это и средство, и единица обучения. Это позволяет решить на уроке комплекс задач, отрабатывать орфографические, пунктуационные, грамматические модели; вести лексическую и словообразовательную работу; анализировать структуру и содержание текста, а затем воспроизводить некоторые его фрагменты. Выполняя все виды заданий, уч-ся многократно обращаются к тексту, запоминая использованные в нем лексические и грамматические средства. Содержание текстов должно соответствовать принципам::

1)осуществления межпредметных и межкультурных связей;

2)отражение лингво-и этнокультурной специфики изучаемого языка; 3)повторяемости языковых факторов;

Работа с текстом имеет несколько этапов :

  1. фонетическая разминка;

  2. предтекстовая лексическая и лексико-грамматическая работа ;

  3. чтение текста;

  4. отработка грамматических моделей;

  5. работа с диалогом (коммуникативная ситуация).

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. 3-5 минут в начале урока ученики работают, например, над фонетическим диктантом, или фрагментом стихотворения, или афоризмом, скороговоркой. В разминку целесообразно включать анализ слова по звуковому составу.

ПРЕДТЕКСТОВАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. На этом этапе используем задания пассивного и активного характера («Приведите толкование слова», «Объясните значение слова», «Составьте словосочетание со словом...», «Опираясь на словосочетание, объяниет значение слова...», «От какого слова образовано слово..»). Большую роль играют задания на составление как можно большего количества словосочетаний с изучаемым словом, т. к. при этом осваиваются лексика, синтаксические связи, познается природа образности.

ОТРАБОТКА ГРАММАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ. Основной прием — создание ситуации повтора языкового факта. Для этого используем задания : «Перескажите, сократив прочитанное;

повторите, добавив свои факты;

придумайте свой пример, аналогичный предыдущему;

прочитайте с иной интонацией».

Неоднократное обращение к тому же тексту с вариантами заданий позволяет отработать орфограммы,запомнить целые семантические блоки. Можно предложить задание сразу двум-трем ученикам одновременно, продемонстрировав процесс выполнения (например, на доске) , но в разное время.

Многоязычный класс- благодатная почва для того, чтобы стимулировать интерес уч-ся к природе языка, прививать навыки лингвистического мышления. Соприкосновение детей, говорящих на разных языках, создает предпосылки для развития языкового чутья.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!