СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития критического мышления на разных этапах урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, как и прежде, актуальны слова В. Сухомлинского: «Будьте сами искателями, исследователями. Не будет огонька в вас – вам никогда не зажечь его в других». Таким образом, чтобы развивать креативность у детей, мы сами должны быть творческими, использовать технологию развития критического мышления, методы, приемы, задания, способствующие развитию креативного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития критического мышления на разных этапах урока биологии»

Приемы развития критического мышления на разных этапах урока биологии

На сегодняшний день современному обществу от образования требуется не знающий человек, а личность, креативно мыслящая, способная ориентироваться в современном мире, т. е. обладающая функциональной грамотностью. Современный человек должен уметь эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Под критическим мышлением в России исследователи М. В. Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др. понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя. О ценности осмысленного обучения писал еще Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология».

ФГОС основного общего и среднего общего образования нацеливает нас на формирование у обучающихся критического мышления, навыков оценки общественных явлений и процессов, формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение. Критическое мышление - сложный процесс творческого переосмысления понятий и информации.

Джой Гилфорд под понятием «креативность» объединил такие качества личности, которые обеспечивают человеку возможность создавать новое, оригинальное, творческое. Творчество - это деятельность, а креативность это - способность к этой деятельности. Таким образом, креативность - выработка, оценка, совершенствование идей, направленных на получение нового результата (краткий психологический словарь «Феникс» 1998г.).

Поэтому, на мой взгляд, фразу «Креативное мышление – это интеллект в действии», можно считать еще одним определением понятия «креативное мышление»; она обобщенно выражает и главную функцию, и значение креативного мышления.

Сегодня, как и прежде, актуальны слова В. Сухомлинского: «Будьте сами искателями, исследователями. Не будет огонька в вас – вам никогда не зажечь его в других». Таким образом, чтобы развивать креативность у детей, мы сами должны быть творческими, использовать технологию развития критического мышления, методы, приемы, задания, способствующие развитию креативного мышления.

Тема

и этапы урока

Приемы развития критического мышления

1

Тема урока

 «Общая характеристика птиц».

2

Цель

 Познакомить учащихся:

с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полётом; с общими признаками класса Птицы.

3

Этап «Вызов»

 Диагностика знаний. Прием «Метод эмпатии» (групповая работа): «Представьте себе, что вы птица. Опишите себя, свои особенности, свои ощущения».

Примерный ответ:

«Меня зовут ласточка. Я имею обтекаемую форму тела; тело мое состоит из головы, шеи и туловища; оно покрыто перьями. Передние конечности превращены в крылья, благодаря этому я способна к виртуозному полету, ведь я могу в полете ловить мошек, которыми питаюсь. Я умею вить гнезда и откладываю в них яйца, из которых вылупляются мои птенцы».

Групповая мозговая атака; коллективная актуализация имеющихся знаний: осуществляется обмен мыслями в группах; все группы по очереди отрабатывают каждый кластер; делают записи на доске.

4

Этап «Реализация»

 Обсуждение маркировки текстов. 

Промежуточная диагностика знаний.

Дискуссия:

«Какая взаимосвязь существует между общими признаками представителей класса Птицы и, возникшими в ходе эволюции, приспособлениями к наземно-воздушной среде обитания».

5

Этап «Рефлексия»

 Работа с кластерами.

Подведение итогов урока:

составление сенквейна:


Птица

теплокровные, пернатые

летают, плавают, бегают

животные восхищают удивительным разнообразием

класс Птицы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!