СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы уровневой дифференциации на уроках английского языка в условиях личностно-ориентированного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как работать со всеми и с каждым в отдельности

Просмотр содержимого документа
«Приемы уровневой дифференциации на уроках английского языка в условиях личностно-ориентированного подхода»

Тема выступления: Приемы уровневой дифференциации на уроках английского языка в условиях личностно-ориентированного подхода

Форма выступления: мастер-класс

Цель: наглядно показать слушателям актуальность применения технологии уровневой дифференциации на уроках английского языка.

Задачи: 1. Показать слушателям связь технологии уровневой дифференциации с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

2. Обучить слушателей приемам уровневой дифференциации на уроках английского языка.

Оборудование: компьютерная презентация, тексты.

Этапы работы:

1.Презентация педагогического опыта работы.

2. Выполнение разноуровневых упражнений с учителями.

3.Подведение итогов совместной деятельности.

Форма: работа в группах

Участники: учителя английского языка образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района


Ход мастер - класса.


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления – «Приемы уровневой дифференциации на уроках английского языка в условиях личностно-ориентированного подхода».

В настоящее время в российском образовании происходят значительные изменения. Предлагается иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет.

В результате мониторинга системы образования, который выявил, что к концу обучения в школе умения пользоваться компьютером и другими техническими средствами сформированы лишь у 11,5% учащихся, а умения по проектированию - у 22,3%, почти у 40% из них не развито абстрактное мышление, более 30 % учеников испытывают утомление во время учебного процесса, а почти половина – недосыпает в период учебы, стала очевидной необходимость создания новых стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предполагают переход от простой репродукции знаний к их продуктивному использованию, ориентация на среднего ученика должна уступить место дифференцированным и индивидуальным программам обучения. Концепция стандартов второго поколения базируется на принципах учета возрастных возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход.

Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения — давняя традиция. Но как по-новому зазвучала она в свете новых стандартов! Педагогам хорошо знакома проблема различной образовательной подготовки учащихся, несмотря на то, что дети обучаются по одним и тем же программам. Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей. Этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6 -7 классах ряд учеников, практически, выпадает из процесса обучения. Присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нём.

Причин этому несколько: это и различные способности детей к изучению иностранного языка, и психолого-педагогические проблемы развития детей, и пропущенные уроки, и невнимательность, и отсутствие мотивации к учению. Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации. Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя. Увеличение тренировочных упражнений на уроке не решает проблему обучения «слабых». Если учитель ориентируется на уроке на «слабых» и «средних» учеников, то сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Таким образом, традиционные формы работы не дают должных результатов. Чтобы обеспечить усвоение материала всеми учениками, предупредить неуспеваемость и добиться результативности, сохранив при этом здоровье ребёнка необходимо применять на уроках современные образовательные технологии. Наиболее приемлемой является технология уровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.

По уровню обученности создаются группы трёх уровней:

«А» - базовый ;

«В» - продуктивный;

«С» - творческий.

Перед каждой группой были поставлены задачи: 1 гр. (уровень «А») Ликвидация пробелов в знаниях и умениях, развитие навыков и умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных обстоятельствах, воспроизводить изученный материал, доведение учащихся до обязательного уровня усвоения и способов деятельности.

2 гр. (уровень «В») Создание условий для ликвидации пробелов, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня;

3гр. (уровень «С») Расширение и углубление знаний, формирование умений использования знаний в нетрадиционной ситуации; развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно- популярной литературой.

Для группы каждого уровня составляются соответствующие задания. Задания базового уровня включают систему опор (алгоритм выполнения заданий и ключ), задания повышенного уровня предлагают лишь частичный алгоритм выполнения, ключ отсутствует, задания уровня «С» ориентированы на полную самостоятельность при выполнении.

Предлагаю разобрать разноуровневые задания для 7 класса по теме «Тренировка употребления грамматического явления Passive Voice в речи».


«А» .


Present Simple Passive

Am (I) / is (he, she, it) / are (you, we, they) + V3 / Ved

Usually, often, always, every

Past Simple Passive

Was (ед.число) / were (мн.число) + V3 / Ved

Yesterday, ago, last

Future Simple Passive

Will + be + V3 / Ved

Tomorrow, next, in


Choose the right variant.

  1. A decision (not to make) until the next meeting.

  1. isn’t made b) wasn’t made c) won’t be made

  1. Two men tried to sell a painting that (to steal) last week.

  1. is stolen b) was stolen c) will be stolen

  1. Teachers always (to ask) many questions by their students.

  1. Are asked b) were asked c) will be asked

Compare your answers with the keys.

  1. C 2. B 3. A

How did you come to these answers?

Итак, для «слабых» учеников сначала предлагается таблица образования пассивного залога в различных временах в качестве алгоритма выполнения данного задания и готовые ответы на обороте. Но во избежание простого списывания учитель требует объяснить, как ученик пришел к такому ответу.

«В».


Present Simple Passive

Am (I) / is (he, she, it) / are (you, we, they) + V3 / Ved

Usually, often, always, every

Past Simple Passive

Was (ед.число) / were (мн.число) + V3 / Ved

Yesterday, ago, last

Future Simple Passive

Will + be + V3 / Ved

Tomorrow, next, in


Open the brackets using Passive Voice.

  1. A decision (not to make) until the next meeting.

  2. Two men tried to sell a painting that (to steal) last week.

  3. Teachers always (to ask) many questions by their students.

Write the following sentences in the Passive Voice.

  1. They built the bridge in 1926.

  2. England doesn’t grow pineapples.

  3. An old man won the lottery.

Для тренировки употребления Passive Voice этому уровню учащихся также предлагается подсказка в виде таблицы, но им самим, воспользовавшись этой таблицей, нужно вывести правильный ответ.

«С».

Последней группе учащихся предлагаются аналогичные задания, но без каких-либо вспомогательных опор. Учитывая быструю скорость выполнения упражнений, им предлагается дополнительные упражнения повышенного уровня.

Open the brackets using Passive Voice.

  1. A decision (not to make) until the next meeting.

  2. Two men tried to sell a painting that (to steal) last week.

  3. Teachers always (to ask) many questions by their students.

Write the following sentences in the Passive Voice.

  1. They built the bridge in 1926.

  2. England doesn’t grow pineapples.

  3. An old man won the lottery.

Find the mistake in each sentence and correct it.

  1. Is the best cameras made in Japan?

  2. This play wasn’t been written by Shakespeare.

  3. English is spoked all over the world.

  4. A lot of cricket clubs founded in England in the 18th century.

Промежуточный контроль целесообразно также готовить на основе принципа уровневой дифференциации, однако итоговая контрольная работа предлагается единой для всех с целью осознания уровня своих личных достижений на фоне единой шкалы измерения.

На примере темы «Времена года» в 3 классе («Английский язык с удовольствием» М.З. Биболетовой) давайте разберем разноуровневые задания к самостоятельной работе. В отличие от среднего и старшего звена в начальной школе уровневая дифференциация осуществляется более деликатно, уровни «А», «В», «С» вслух не озвучиваются. Задания раздаются как обычные разновариантные карточки.


«А».

Match the riddles with their answers.

  1. Мишка вылез из берлоги, December

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

— В гости к нам пришёл …

  1. “Году конец и начало зиме!” March

— Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в …

  1. По счёту первым он идёт, September

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано — …

  1. Последний зимний месяц жаль, July

Короткий самый он — …

  1. Дует тёплый южный ветер, January

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

  1. Зеленеет даль полей, November

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

  1. Вслед за августом приходит, May

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

  1. Поле чёрно-белым стало: February

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

  1. Жаркий, знойный, June

Душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи,

За месяц это?

  1. Королева наша, Осень, August

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

  1. Листья клена пожелтели October

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за мeсяц, подскажи?

  1. Тёплый, длинный-длинный день. April

В полдень — крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц,

Подскажи-ка?

«В».

Guess the riddles about the months of the year.

Учащимся предлагаются те же загадки, но в отличие от базового уровня ответы нужно самостоятельно прописать на английском языке.

«С».

Guess the riddles about the months of the year.

  1. It is time to go to school for children.

  2. People celebrate (празднуют) the New Year.

  3. It’s the second summer month.

  4. This month comes after (после) March.

  5. In this month students have their autumn holidays.

  6. It’s the first winter month.

  7. We celebrate the International Women’s Day.

  8. It’s the shortest month of the year.

  9. It’s the third spring month.

  10. In this month people of the Republic of Tatarstan celebrate their national holiday Sabantui.

  11. It’s the eighth month of the year.

  12. This month is the middle (середина) of autumn.

Как видно из задания «сильным» ученикам тоже предложено отгадывать загадки, но только в усложненном виде. Данное задание проверяет не только уровень сформированности орфографических навыков по теме, но и лексико-грамматических навыков чтения.



Существует несколько приемов уровневой дифференциации. Одним из таких приемов является дифференциация речевых упражнений по обучению аудированию.

Давайте рассмотрим этот прием на примере текста из учебника «Английский язык с удовольствием» М.З. Биболетовой для 8 класса (стр.66 упр.16). Авторы учебника предлагают иную работу над этим текстом песни для аудирования, но с целью осуществления личностно-ориентированного подхода в учебном процессе я разработала разноуровневые задания к упражнению.

Now we are going to listen to a piece of song. But we have different levels of this task. If you think it will be too difficult, you should take the envelope with letter A. If you are not quite sure of your skills take B. If your English is well, take C. Make your choice, please.

Дети имеют возможность сами решить, задания какого уровня они будут выполнять. Задания, данные до прослушивания, организуют мыслительную деятельность, внимание и запоминание. И теперь разные группы учащихся знакомятся со своими заданиями.

Read your task attentively and understand it. Our group A should put the lines in the right order.

  1. So don’t become some background noise

A backdrop for the girls and boys

Who just don’t know or just don’t care

And just complain when you’re not there

You had your time, you had the power

You’ve yet to have your finest hour

Radio.

  1. Let’s hope you never leave your old friend

Like all good things on you we depend

So stick around cos we might miss you

When we grew tired of all this visual

You had your time – you had the power

You’ve yet to have your finest hour

Radio – Radio.

  1. I’d sit alone and watch your light

My only friend through teenage nights

And everything I had to know

I heard it on my radio

Radio.

  1. Refrain

All we hear is Radio ga-ga

Radio goo-goo

Radio ga-ga

All we hear is Radio ga-ga

Radio blah-blah

Radio, what’s new?

Radio, someone still loves you.

  1. You gave them all those all time stars

Through wars of worlds – invaded by Mars

You made them laugh – you made them cry

You made us feel like we could fly.

  1. We watch the shows – we watch the stars

On videos for hours and hours

We hardly need to use our ears

How music changes through the years.

Group B should fill in the gaps with the words from the song.



  1. I’d sit alone and watch your lights

My only friend through ________ nights

And _______ I had to know

I heard it on my radio.

  1. You ______ them all those all time stars

Through wars of worlds – invaded by Mars

You _______ them laugh – you made them cry

You made us _______ like we could fly.

  1. So don’t become some background ________

A backdrop for the girls and boys

Who just don’t ______ or just don’t care

And just complain when you’re not there

You had your _______, you had the _______

You’ve yet to have your finest hour

Radio.

  1. Refrain

All we _________ is Radio ga-ga

Radio goo-goo

Radio ga-ga

All we hear is Radio ga-ga

Radio blah-blah

Radio, what’s ______?

Radio, someone still loves you.

  1. We ______ the shows – we watch the stars

On videos for _________ and hours

We hardly need to _______ our ears

How music changes through the years.

  1. Let’s hope you ________ leave your old friend

Like all good things on you we _________

So stick around cos we might _______ you

When we grew tired of all this visual

You had your ______ – you had the _________

You’ve yet to have your finest hour

Radio – Radio.

Group C should complete the text with the word combinations from the song.


  1. I’d sit alone and watch your lights

_________ through teenage nights

And everything I had to know

_____________________.

  1. You gave them all those all time stars

Through wars of worlds – invaded by Mars

You made them laugh – you made them cry

You made us feel like ____________.

  1. So don’t become some background noise

A backdrop for _______________

Who just don’t know or just don’t care

___________ when you’re not there

You had your time, you had the power

You’ve yet to have the finest hour.

Radio.

  1. Refrain

All we hear is Radio ga-ga

Radio goo-goo

Radio ga-ga

All we hear is Radio ga-ga

Radio blah-blah

Radio, what’s new?

Radio, __________________.

  1. We watch the shows – __________

On videos for hours and hours

We hardly need to use our ears

___________ through the years.

  1. Let’s hope you never ____________

Like all good things on you we depend

___________ cos we might miss you

When we grew tired of all this visual

You had the time – you had the power

You’ve yet to have your finest hour

Radio – Radio.


You have 2 minutes to read the text of the song before listening. Are you ready to listen to the song? (первое прослушивание)

Now you have 1 minute to fill in the gaps and then we’ll listen to the song once more for checking your answers. (второе прослушивание)

Let’s check your answers.

Mind the tune! Sing the song all together!

Последнее задание является ярким примером создания ситуации успеха на уроке для учащихся всех уровней, а успех помогает преодолеть ощутимые, но посильные трудности для ребенка.

Следующий приемдифференциация речевых упражнений при обучении монологической речи.

Уровневую дифференциацию можно осуществить в скрытой форме, т.е. не предлагать учащимся разноуровневые задания на выбор. На примере упражнения из того же учебника «Английский язык с удовольствием» М.З. Биболетовой для 5-6 класса (стр.11 упр.16) я продемонстрирую Вам прием «снежный ком», суть которого сводится к тому, что каждый следующий ученик должен повторить сказанную реплику предыдущих ораторов. Несмотря на одинаковое для всех задание, уровневая дифференциация имеет место на уроке, т.к. заведомо зная уровень обученности учащихся, право первой реплики я предоставляю «слабым» ученикам, в то время как «сильные» учащиеся будут иметь возможность рассказывать уже связное монологическое высказывание в рамках заданной ситуации. Методика выполнения разноуровневых заданий сохраняется, т.е. ученики имеют перед собой четкий алгоритм выполнения задания в виде опорных рисунков и выражений в упражнении: «слабым» ученикам было разрешено делать пометки при работе с лексикой к упражнению.

Итак, задание упражнения заключается в умении рассказать о том, как Слава провел свой первый день в школе. После определенной вопросно-ответной работы и обсуждения мы примерно имеем следующий результат.

P1: Slava got up early.

P2: Slava got up early because he was going to school.

P3: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth.

P4: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform.

P5: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous.

P6: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous. He took flowers and went to school.

P7: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous. He took flowers and went to school. He gave flowers to the teacher.

P8: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous. He took flowers and went to school. He gave flowers to the teacher. On this day he had few lessons.

P9: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous. He took flowers and went to school. He gave flowers to the teacher. On this day he had few lessons. In the evening he had dinner with his family.

P10: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous. He took flowers and went to school. He gave flowers to the teacher. On this day he had few lessons. In the evening he had dinner with his family. He was happy to discuss his first day at school with them.

P11: Slava got up early because he was going to school. He washed and cleaned his teeth. He put on his new school uniform. He didn’t have breakfast because he was nervous. He took flowers and went to school. He gave flowers to the teacher. On this day he had few lessons. In the evening he had dinner with his family. He was happy to discuss his first day at school with them. He didn’t get a lot of homework but he was very tired.

Следующий прием, с которым предлагаю познакомиться – дифференциация обучения написанию письма личного характера.

Вот примерные разноуровневые задания к этому виду деятельности.

«А» - Put the parts of the letter in the right order.

«В» - Complete the letter with etiquette phrases but choose only informal style.

«С» - Answer the letter.

В заключение хочу сказать, что уровневая дифференциация в современной педагогике пока еще не получила однозначной оценки. Но вместе с тем, учителя-практики отмечают следующие положительные аспекты:

  • Исключается нецелесообразная для общества уравниловка детей

  • У детей повышается уровень Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, реализуется их желание быстрее и глубже продвигаться в образовании, а слабые получают возможность испытывать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности

  • Повышается уровень мотивации к учению






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!