стр 1
«Преодоление неуспешности как один из факторов повышения качества знаний».
«Любому профессиональному педагогу понятно,
что выставление неудовлетворительной
оценки должно сопровождаться целой
системой мер по ее дальнейшему предотвращению».
В.М. Лизинский.
Круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Поэтому педагогами ищутся пути решения проблемы пробелов в знаниях, а как следствие неуспеваемости.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Предупреждения неуспеваемости. Как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всей группой. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
-
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
-
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
-
Индивидуальный подход к учащемуся.
-
Специальная система домашних заданий.
-
Усиление работы с родителями.
-
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности
ученика за учение.
2. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
|
Акценты в обучении
|
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
|
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.
|
При изложении нового материала
|
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
|
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
|
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
|
При организации самостоятельной работы вне класса
|
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
|
3. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
4. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
|
Виды помощи в учении
|
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
|
-
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
-
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
-
Предложение учащимся примерного плана ответа.
-
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
-
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
|
При изложении нового материала
|
-
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
-
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
-
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
-
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
|
При организации самостоятельной работы
|
-
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
-
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
-
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
-
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
-
Напоминание приема и способа выполнения задания.
-
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
|
В ходе самостоятельной работы на уроке
|
-
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
-
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
-
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
-
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
-
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
|
5. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, а поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.
Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся:
1.Родительское собрание: подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.
2.Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.
3.Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения детей у учителей-предметников
4.Информационно-просветительская и развивающая работа:
- проблемные тематические выступления ;
- психолого-педагогический всеобуч родителей;
- разработка памяток по предупреждению неуспеваемости.
5. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя .
6.Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.
7.Приглашение родителей на уроки с целью: определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
8.Заседания Совета профилактики
Неуспевающие, которые « хотят, но не могут».
Направления работы
|
по отношению к ученику, учителю
|
по отношению к родителям
|
взаимодействие с администрацией школы
|
-
индивидуальные задания.
-
дополнительные задания.
-
дифференцированный подход (беседа по отдельным темам, опрос после урока, дифференцированное домашнее задание)
-
работа классного руководителя с учителями-предметниками в содружестве
-
работа с репетитором (как рекомендация).
|
-
информирование родителей.
-
беседа с родителями о проблемах ребёнка.
-
контроль со стороны родителей, оказание помощи в изучении материала.
-
работа с репетитором (как рекомендация).
|
-
работа с психологом школы.
|
Неуспевающие, которые « могут, но не хотят».
Направления работы
|
по отношению к ученику, учителю
|
по отношению к родителям
|
взаимодействие с администрацией школы
|
Заинтересованность со стороны учителей:
-
мотивация на уроке;
-
дифференцированный подход ( карточки, особые задания);
-
индивидуальные беседы и консультации
-
поощрения за любую работу, за успех;
На уроке таких учащихся чаще опрашивать.
|
-
своевременное информирование родителей.
-
приглашение родителей на ликвидацию задолженностей их детьми.
-
систематический контроль родителями учебной деятельности детей.
|
-
проведение совещаний при зам.директора по УВР вместе классным руководителем, с учащимся и родителями.
-
индивидуальные беседы.
|
Неуспевающие – «прогульщики».
Направления работы
|
по отношению к ученику, учителю
|
по отношению к родителям
|
взаимодействие с администрацией школы
|
-
вызов ученика с родителями к классному руководителю и учителям- предметникам;
-
вызов на совет профилактики при заместителе директора по ПВ, малый педсовет, городской совет профилактики
-
индивидуальная беседа с учеником с записью в дневник (желательно в день прогула).
|
-
классному рукводителю: чёткое отслеживание причины отсутствия (классный руководитель + учитель-предметник), информирование родителей о грядущей ответственности (также классного руководителя и учителей-предметников) после 3 прогулов.
родителям: еженедельный контроль (суббота).
|
-
проведение советов профилактики с контролем за выполнением решениям.
-
проведение совещаний при зам.директора по ПВ ( по докладным) вместе классным руководителем, с учащимся и родителями.регистрация отсутствующих учащихся из «групп риска»;
-
информирование зам. директора по ПВ о пропусках б/у (докладные).
|
Неуспевающие учащиеся по состоянию здоровья.
Направления работы
|
по отношению к ученику, учителю
|
по отношению к родителям
|
взаимодействие с администрацией школы
|
Учителю:
-
продумывать объём индивидуальных домашних заданий;
-
индивидуальная работа по ликвидации пробелов знаний в выделенное время.
Классному руководителю:
-
оповещение о состоянии здоровья предметников.
|
-
своевременное оповещение родителей об ухудшении здоровья ребёнка, и наоборот;
-
ознакомление родителей с норамами оценок;
-
родители должны проводить профилактику заболевания;
-
консультации для родителей по предметам, чтобы родители могли доступно объяснить;
-
посещение уроков родителями с той же целью;
-
отслеживание родителями проведение дополнительных занятий, и подтверждают их проведение (для администрации школы).
|
-
взаимодействие с психологом, врачом и медсестрой школы.
|
Слабоуспевающие учащиеся (отметка «3» пишем, «2» в уме»).
Направления работы
|
по отношению к ученику, учителю
|
по отношению к родителям
|
взаимодействие с администрацией школы
|
-
индивидуальные задания.
-
дополнительные задания.
-
дифференцированный подход (беседа по отдельным темам, опрос после урока, дифференцированное домашнее задание)
-
работа классного руководителя с учителями-предметниками в содружестве.
|
-
встречи с психологами. (разговоры о том, как исправлять недостатки в поведении, в отношении к учебному труду; как развивать логическое мышление, как развивать усидчивость, непроизвольное внимание и произвольное и.т.п.).
-
доверительные и серьёзные беседы с родителями о видах контроля за работой учащегося, об организации режима дня, о воспитании культуры поведения, о хорошей работе с учителями-предметниками.
-
проводить дни-встречи с учителями, на которых дети и учителя докладывали бы об успехах в учебных делах (пусть маленьких).
|
-
проведение совещаний при зам.директора по УВР вместе классным руководителем, с учащимся и родителями.
-
индивидуальные беседы.
|
Одной из составляющих системы работы со слабоуспевающими является валеологизация урока. Здоровье детей часто становится проблемой в овладении знаниями, и, наоборот, если не учитывать физические возможности и перегружать детей можно загубить главное – здоровье. На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения, доверия к вам, нет и любви к предмету.
Необходимо помнить:
Знания формируются:
80% - начальная и основная школа;
10% - 10-11 классы;
5% - вуз;
Остальное – практика в самостоятельной жизни
Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы и каждый учится на свое будущее благополучие.
Рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми.
-
He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
-
Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.
-
Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе.
-
Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним.
-
Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно.
-
Оценивай действия, а не личность.
-
Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности.
-
Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех.
-
Формируйте положительную мотивацию к учению.
-
Используйте опоры, схемы, памятки.
-
Учитывайте состояние здоровья детей.
Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.
Помните: максимум поощрения, минимум наказания!
Выступление на семинаре. 31.10.2017 МАОУ ООШ №15 Хаустова Е.С.
|