СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление проблем в организации коллективного учебного диалога в учебно-воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как преодолеть проблемы в организации коллективного учебного диалога на уроке? Обучать умению работать в группах, систематически совершенствуя этот вид работы.Соблюдать правила объединения детей в группы. Работать в парах сменного состава.Использовать продуктивные приемы деятельности учителя при объяснении нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление проблем в организации коллективного учебного диалога в учебно-воспитательном процессе»

Обучение умению работать в группах.

I класс.

  • Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);

  • Работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий;

  • Обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение.

II класс

  • Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам;

  • Работа в парах: планирование совместных действий, само и взаимооценка;

  • Работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);

  • Обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование);

III класс

  • Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы;

  • Работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка;

  • Самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;

  • Обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа);

IV класс

  • Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);

  • Ведение групповой, общеклассной дискуссии;

  • Устный монолог – рассуждение, монолог – доказательство; письменный монолог.



Основные правила объединения детей в группы



    1. Соединять детей в группы необходимо не только с учетом их личных склонностей. Самому слабому ученику нужен не только «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

    2. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

    3. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт).

    4. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.

    5. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справиться.

    6. Часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должный получить опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения).



Алгоритм движения при выполнении заданий в группе



  1. Повторение задания, которое будет выполняться для более осознанного его понимания.

  2. Анализ условия (разграничение границ заданий для нахождения способа решения поставленной задачи).

  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения партнеров, выявление разницы).

  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

  5. Совместное принятие решения.

  6. Анализ решения задания, его оформление.

  7. Проговаривание в группе выступления спикера.

  8. Представление решения спикером.



Работа пар сменного состава



  1. Введение;

  2. Работа с текстами учебника;

  3. Работа с карточками;

  4. Взаимные диктанты;

  5. Подготовка к полному контролю (прием Шаталова-Границкой);

  6. Работа по вопросникам;

  7. Упражнения;

  8. Решение задач и примеров.



Приемы деятельности учителя при объяснении нового материала



Непродуктивные приемы:

  • Сообщается только тема урока, цель и задача не ставятся;

  • Выдача готовой инструкции;

  • Полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех;

  • В конце выводы не делаются или делаются после звонка;

  • Повторение сказанного одними и теми же словами;

  • Непрерывный монолог;

  • Ответы на вопросы нечеткие, вопросы остаются без ответа;

  • Однообразие способов представления информации;

  • Неиспользование аудио-визуальных средств;

  • Чрезмерная детализация информации.


Продуктивные приемы:

  • Четко ставится цель и задача;

  • Обсуждение плана деятельности;

  • Подробный анализ результатов работы;

  • Обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного;

  • Использование материалов из других областей знаний, проведение аналогий;

  • Материал не повторяет учебник;

  • Свободное владение преподавателя материалом;

  • Ответы на вопросы учащихся;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Информация представляется на языке слов, формул, образов, алгоритмов;

  • Разнообразие средств наглядности;

  • Свертывание, уплотнение информации.

Правила работы в группе
  • Умей слушать и слышать;

  • Доказывай свое мнение спокойно;

  • Работай в группе дружно, знай одна голова хорошо, а две лучше.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!