Урок биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот". 9-й класс
Цели: Создать условия для получения и применения знаний в ходе исследования
Задачи:1. Образовательная: Актуализировать знания учащихся о строении и функциях клеток. 2. Развивающая: Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал. 3. Воспитательная: Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Оборудование: демонстрационные таблицы с изображениями клеток, бактерий, цианей, грибов, растений и животных; микроскопы; предметные и покровные стекла, пипетки, салфетки, культура бактерий; листы с заданиями, сравнительные таблицы (для каждого) информационные листы или литературные источники с закладками.
План урока.
I. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.
II. Проблемно-поисковый этап:
- Определение темы и цели исследования.
- Выдвижение рабочей гипотезы.
- Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению практической работы “Изучение строения прокариот”.
III. Доклад полученных результатов. Устный монологический рассказ представителей каждой группы – отчет о выполнении заданий с использование построенных моделей клеток, материалов практической работы, демонстрационных таблиц.
- Выполнение тестовых заданий, самоконтроль.
- Подведение итогов урока учителем.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Фронтальная беседа учителя с учащимися по вопросам с параллельным заполнением схемы на доске (учителем) и в тетрадях (учащимися). При наличии необходимого оборудования можно использовать мультимедиа.
Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?
Учащиеся: 4 царства: Дробянки (Бактерии) , Грибы, Растения, Животные.
Учитель: Что значит изучать объект живой природы?
Учащиеся: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов.
Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?
Учащиеся: Ботаника, микология, зоология, микробиология.
Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано? Кто создал клеточную теорию?
Учащиеся: Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток.
Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?
Учащиеся: Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека.
Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.
Учитель на доске и учащиеся в тетрадях достраивают схему, иллюстрирующую ход беседы:
II. Проблемно – поисковый этап.
Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток.
Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:
Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).
Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?
В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях.
Задачи: 1. Выявить характерные признаки прокариот. 2.Сравнить клетки прокариот и эукариот.
Учитель организует работу учащихся. Группы (Каждый индивидуально) получают задания и необходимое оборудование, информацию для поиска ответов на вопросы. При подготовке к уроку целесообразно распределить учащихся на экспертов: ботаников, зоологов, микологов и микробиологов, и организовать их работу с дополнительной литературой и другими источниками информации. На уроке учащиеся перераспределяются так, чтобы в каждой группе был ботаник, зоолог, миколог и микробиолог.
Задание для 1-й группы.
1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:
а) Найдите в тексте учебника 6 кл рисунок - клетку бактерии
в) рассмотрите рисунок, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
г) оформите работу в тетрадях, указав:
- название работы;
- рисунок с поясняющими надписями.
2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?
3.Даны органоиды растительной клетки. Соберите их. Из каких органоидов состоит растительная клетка? Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки. Опишите внешние особенности, структуру и процессы жизнедеятельности растительной клетки.
4. Рядом с моделью растительной клетки соберите (постройте) клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.
Задание для 2-й группы.
1. Найдите в учебнике 6 кл строение бактериальной клетки, зарисуйте её.
2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой.
3. Из имеющихся деталей ( раздаточный материал) соберите модель животной клетки. На основе строения клетки предположите, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для животной клетки. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).
4. Рядом с моделью животной клетки соберите (постройте) прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.
Задание для совместной рпботы
1. На отдельном листе бумаги закончите и “озвучьте” схему:
Роль бактерий в природе
Для ответа можно использовать информацию из учебника биологии для 6 кл. – § 6, с. 31 – 34 (В.В. Пасечник).
III. Рефлексивно - оценочный этап
Ответы первой, второй и третьей групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.
Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).
Клетки
|
Признаки
|
Сходство
|
Различия
|
1ученик ЭУКАРИОТ
(Растений)
ПРОКАРИОТ
2 ученик
ЭУКАРИОТ (Животных)
ПРОКАРИОТ
|
1. Наличие ядра
2.Генетический материал (ДНК)
3.Жгутики 4.Клеточные стенки.
5.Фотосинтез.
6.Органоиды (много или мало).
7.Цитоплазма (есть , нет)
8. Форма клеток ( однокл., многокл., )
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:
Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
- Не имеют оформленного ядра.
- Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
- Нет мембранных органоидов.
- Имеют небольшие размеры и разнообразную форму.
- Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.
Выводы записываются на доске и в тетрадях.
Затем учащиеся выполняют тестовые задания:
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся:
- Шампиньон обыкновенный.
- Пастушья сумка.
- Холерный вибрион.
- Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
- Покрыты защитной оболочкой.
- Служат для расселения.
- Служат для размножения.
- Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК:
- Линейная.
- Кольцевая.
- Находится в ядре.
- Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
- Митохондрии.
- Комплекс Гольджи.
- Рибосомы.
- ЭПС. После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль. Правильные ответы заранее записаны на доске: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.
Домашнее задание: Изучить § 2. 7 Ответить на вопросы на с. 60.
Подготовить реферат (по желанию): Творческое задание 1. Значение бактерий в природе.
2. Использование бактерий в практической деятельности человека.
Выполните тестовые задания:
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся: 1. Шампиньон обыкновенный. 2.Пастушья сумка. 3.Холерный вибрион. 4.Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что: 1. Покрыты защитной оболочкой. 2. Служат для расселения. 3.Служат для размножения. 4. Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК: 1.Линейная. 2. Кольцевая. 3. Находится в ядре.
4. Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации: 1.Митохондрии. 2.Комплекс Гольджи. 3.Рибосомы. 4.ЭПС.