СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот". 9-й класс

Цели: Создать условия для получения и применения знаний в ходе исследования

Задачи:1. Образовательная: Актуализировать знания учащихся о строении и функциях клеток. 2. Развивающая: Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал. 3. Воспитательная: Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Оборудование: демонстрационные таблицы с изображениями клеток, бактерий, цианей, грибов, растений и животных; микроскопы; предметные и покровные стекла, пипетки, салфетки, культура бактерий; листы с заданиями, сравнительные таблицы (для каждого) информационные листы или литературные источники с закладками.

План урока.

I. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.

II. Проблемно-поисковый этап:

  • Определение темы и цели исследования.
  • Выдвижение рабочей гипотезы.
  • Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению практической работы “Изучение строения прокариот”.

III. Доклад полученных результатов. Устный монологический рассказ представителей каждой группы – отчет о выполнении заданий с использование построенных моделей клеток, материалов практической работы, демонстрационных таблиц.

  • Выполнение тестовых заданий, самоконтроль.
  • Подведение итогов урока учителем.
  • Домашнее задание.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Фронтальная беседа учителя с учащимися по вопросам с параллельным заполнением схемы на доске (учителем) и в тетрадях (учащимися). При наличии необходимого оборудования можно использовать мультимедиа.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?

Учащиеся: 4 царства: Дробянки (Бактерии) , Грибы, Растения, Животные. Учитель: Что значит изучать объект живой природы? Учащиеся: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов. Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы? Учащиеся: Ботаника, микология, зоология, микробиология. Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано? Кто создал клеточную теорию? Учащиеся: Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток.  Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?

Учащиеся: Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека.

Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.

Учитель на доске и учащиеся в тетрадях достраивают схему, иллюстрирующую ход беседы:

 

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие  живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток.

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Задачи: 1. Выявить характерные признаки прокариот. 2.Сравнить клетки прокариот и эукариот.

Учитель организует работу  учащихся. Группы (Каждый индивидуально) получают задания и необходимое оборудование, информацию для поиска ответов на вопросы. При подготовке к уроку целесообразно распределить учащихся на экспертов: ботаников, зоологов, микологов и микробиологов, и организовать их работу с дополнительной литературой и другими источниками информации. На уроке учащиеся перераспределяются так, чтобы в каждой группе был ботаник, зоолог, миколог и микробиолог.

Задание для 1-й группы.

1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

а) Найдите в тексте учебника 6 кл рисунок  - клетку бактерии в) рассмотрите рисунок, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро? г) оформите работу в тетрадях, указав:

  • название работы;
  • рисунок с поясняющими надписями.

2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

3.Даны органоиды растительной клетки. Соберите их. Из каких органоидов состоит растительная клетка?  Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки. Опишите внешние особенности, структуру и процессы жизнедеятельности растительной клетки.

4. Рядом с моделью растительной клетки соберите (постройте) клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.

Задание для 2-й группы.

1. Найдите в учебнике 6 кл строение бактериальной клетки, зарисуйте её.

2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой.

3. Из имеющихся деталей ( раздаточный материал) соберите модель животной клетки. На основе строения клетки предположите, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для животной клетки. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).

4. Рядом с моделью животной клетки  соберите (постройте) прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.

Задание  для совместной рпботы

1. На отдельном листе бумаги закончите и “озвучьте” схему:

Роль бактерий в природе

 

Для ответа можно использовать информацию из учебника биологии для 6 кл. – § 6, с. 31 – 34 (В.В. Пасечник).

III.  Рефлексивно - оценочный этап

Ответы первой, второй и третьей групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.

Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).

Клетки

Признаки

Сходство

 

Различия

1ученик   ЭУКАРИОТ

(Растений)

ПРОКАРИОТ

 

2 ученик

ЭУКАРИОТ  (Животных)

ПРОКАРИОТ

1. Наличие ядра

2.Генетический материал (ДНК)

3.Жгутики 4.Клеточные стенки.

5.Фотосинтез.

6.Органоиды (много или  мало).

7.Цитоплазма (есть , нет)

8. Форма клеток ( однокл., многокл., )

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

           

 

После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:

Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:

  1. Не имеют оформленного ядра.
  2. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
  3. Нет мембранных органоидов.
  4. Имеют небольшие размеры и разнообразную форму.
  5. Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.

Выводы записываются на доске и в тетрадях.

Затем учащиеся выполняют тестовые задания:

Выберите правильный ответ:

1) К эукариотам не относятся:

  1. Шампиньон обыкновенный.
  2. Пастушья сумка.
  3. Холерный вибрион.
  4. Амеба – протей.

2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

  1. Покрыты защитной оболочкой.
  2. Служат для расселения.
  3. Служат для размножения.
  4. Способны переждать неблагоприятные условия.

3) В клетках бактерий ДНК:

  1. Линейная.
  2. Кольцевая.
  3. Находится в ядре.
  4. Отсутствует.

4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

  1. Митохондрии.
  2. Комплекс Гольджи.
  3. Рибосомы.
  4. ЭПС.                После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль. Правильные ответы заранее записаны на доске:    1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.

Домашнее задание:  Изучить § 2. 7    Ответить на вопросы на с. 60.

Подготовить реферат (по желанию): Творческое задание  1. Значение бактерий в природе.

2. Использование бактерий в практической деятельности человека.

 

 

 

Выполните  тестовые задания:

Выберите правильный ответ:

1) К эукариотам не относятся:     1. Шампиньон обыкновенный. 2.Пастушья сумка. 3.Холерный вибрион. 4.Амеба – протей.

2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что: 1. Покрыты защитной оболочкой.  2. Служат для расселения.  3.Служат для размножения.  4. Способны переждать неблагоприятные условия.

3) В клетках бактерий ДНК:  1.Линейная. 2. Кольцевая.  3. Находится в ядре.

 4. Отсутствует.

4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:  1.Митохондрии.  2.Комплекс Гольджи. 3.Рибосомы.  4.ЭПС.

Просмотр содержимого документа
«преподавание биологии»

Заполните таблицу, опираясь на материал учебника стр. …., текст источника информации.

Значение лишайников в природе, жизни человека, в жизни животных.

В природе

Жизни человека

Жизни животных



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!