СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о преподавании информатики в новых условиях ФГОС, о предметных, метапредметных и личностных результатах

Просмотр содержимого документа
«Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС»

Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС


Содержательное ядро предметной области «Информатика»: формирования основ научного мировоззрения; развитие алгоритмического и системного мышления учащихся; программные решения для обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников; объектно-ориентированное программирование; информационные системы; государственные услуги в электронном виде.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося посредством деятельности.

Информатика в нашей школе изучается уже с младших классов. Учителя начальных классов не работают с детьми непосредственно на компьютерах, но многие дети посещают на внеурочной деятельности кружок «Занимательная информатика», где мы работаем на ПК. В 5-6 же классах упор делается на формирование фундаментальных понятий Информатики.

Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;

  • развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Так, например, на уроке информатики в 7 классе по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel» выделены следующие планируемые результаты, УУД:

предметные:

  • понимание и использование информационных понятий и языка;

  • владение навыками исследовательской деятельности, навыками работы с компьютером;

  • понимание электронных таблиц как важнейших средств автоматизации обработки данных и эффективных средств моделирования различных вариантов и ситуаций.

метапредметные:

  • сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным критериям;

  • умение вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • умение отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • осуществлять совместную деятельность, направленную на сотрудничество;

  • объективное оценивание своей деятельности на уроке.

личностные:

  • овладеть умением хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

  • умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Принципиально урок информатики по ФГОС не отличается. Обязательным элементом урока является этап рефлексии, который предполагает подведение итогов урока и выявление уровня освоения материала.

Многие темы по ФГОС «сдвинуты», так в 6 классе изучается тема «Графики и диаграммы. Построение графиков и диаграмм», которая ранее изучалась в 7 классе. Поэтому уже в 6 классе мы не только знакомимся с понятием графика и диаграммы, но и строим уже простые диаграммы и графики.

К учебнику прилагается еще и тетрадь. Очень много заданий содержится не только в тетради, но и практические работы в учебнике насыщены заданиями. Очень сложно справляться с таким объемом заданий. Даже проверить все задания порой просто нереально. Поэтому выполняя задания в тетрадях, мы пропускаем порой однотипные, либо это остается на совести детей – выполнят они дома или нет. Но как вы все понимаете, если задание дается «по желанию», то оно, как правило, не выполняется. Это касается в основном 5 класса.

В 6 классе мы не взяли рабочую тетрадь к учебнику, а ведем свою, в которой записываем основные определения и понятия, выполняем практические задания. Причем тетрадь я всегда всем классам рекомендую продолжать вести с 5 класса. Так как фундаментальные понятия формируются уже в начале изучения информатики, и мы с этими понятиями сталкиваемся постоянно во всех классах.

Еще одна проблема, вне зависимости от того по ФГОС идет класс или не по ФГОС, заключается в том, что дети да и родители считают, что если ребенок умеет «нажимать клавиши» и так хорошо разбирается в компьютере, то он знает информатику. Для многих информатика – это умение работать на компьютере: выходить в интернет, играть, печатать. Это далеко не так. Все подобные «знатоки» «садятся в лужу» и не могут выполнить заданий предусмотренных программой. Они начинают самостоятельно выполнять, не слушая объяснений, не прочитав предварительно параграф, а потом начинают отвлекать добросовестных одноклассников, выслушавших внимательно объяснения учителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!