Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
А. Платонов работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста
Что же делает Мальцева лучшим машинистом?
- виртуозный мастер, “ вдохновенный артист»
- целиком и полностью поглощён любимым делом
- чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм
Как вы понимаете эти слова?
- “ Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...”
- профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.
- “ Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним”.
- В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.
- Приведите примеры
- Стр. 124
- Стр. 125
- А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе?
- Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?
«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”.
Почему Мальцев никому из помощников не стремится передать мастерство?
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Реверс-
- а) деталь в колесе вагона
- б) сам вагон
- в) крыша вагона
а) поклон
б) прибор
в) труба вагона
Инжектор-
а) человек, проверяющий пути
б) светофор
в) насос
Тендер-
- А) запасная дверь
- Б) вагон для запасов воды
- В) паровоз
Петарда-
а) фуражка машиниста
б) снаряд сигнальный для остановки поезда
в) кобура.
Бандаж-
а) приспособление для колеса
б) рычаг
в) рельсы
а) тучи
б) мешок
в) снег
Кичиться-
а) радоваться
б) хвастаться
в) плакать
Кучный-
А) серый
Б) прозрачный
В) густой
– Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?
– Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?
- «…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных , возвышенных людей ” – гл. 4
– А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?
Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом: стр. 127 (гл. 4)
Мальцев “ на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному ” составу
Следствие
- Каким автор изображает следователя?
(Недоверчивым, равнодушным).
- Почему следователь говорит о тюрьме?
(Мог создать аварийную обстановку).
– Как ведёт себя Мальцев во время следствия?
- он почти не защищается
- Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “ прав, а не виноват ”.
– Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?
“ Жизнь – борьба, в борьбе – счастье”
Иван Александрович
Гончаров
Иоганн Вольфганг Гёте
“ Быть человеком – значит быть
борцом ”
“ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой ”
Чарльз Диккенс
- “ Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил ”
Максим Горький
- “ ... люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами ”
Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?
- “ Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров)
- “ Быть человеком – значит быть
борцом ” (И.-В. Гёте)
- “ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой ” (И.-В. Гёте)
- “ Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил ” (Ч.Диккенс);
- “ ... люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами ” (М.Горький).
неудачный эксперимент
- «…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».
- «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»
- Почему Костя не успокаивается?
(Пытается помочь).
- “ Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека . И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сдела ть”.
Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “ безжизненную участь” ?
– Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз? – Что помогло прозреть ослепшему герою?
рассказчик “ разрешил” своему подопечному гораздо больше
- “ ... я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки ”.
Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?
- “ Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
- – Закрой пар! – сказал мне Мальцев.
- Я промолчал, волнуясь всем сердцем ”.
- Почему же разволновался Константин ?
Как представлены в рассказе 2 мира?
Прекрасный
Яростный
- Радость
- Творчество
- Красота природы
- Враждебность
- Стихия
- Неудачи
- Болезни
Против Мальцева :
- гроза
- слепота (беспомощность)
- равнодушие людей
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем :
- « Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;
- «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям);
- « Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе ».
Использованные ресурсы:
- fotki.yandex.ru
- http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=351900&repostid=0
- http://fotki.yandex.ru/users/macavity-68/view/81812/
- salikhov.livejournal.com
- http://salikhov.livejournal.com/
- http://news2.ru/page627/
- johngushue.typepad.com
- mages.yandex.ru › Гончаров И . А . Портрет
- Портрет Ч. Диккенса www.biblioclub.ru
- biography.sgu.ru
- www.proza.ru – инвалид по зрению
Русская литература 5 класс ФГОС
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Великие русские писатели и поэты
Русская литература 8 класс ФГОС
За страницами учебника. Литература....
Русская литература 7 класс ФГОС
© 2016, Глазина Елена Александровна 8360 669
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей