СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. А Платонов "В прекрасном и яростном мире"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главный герой рассказа, кто он? Александр Васильевич Мальцев - лучший паровозный машинист в Толубеевском депо. Обратите внимание на особенности прозы Платонова, его мастерство: главный герой назван лучшим, профессионалом и показано уважительное к нему отношение других людей, автор называет его по имени и отчеству.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. А Платонов "В прекрасном и яростном мире"»

Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»

А. Платонов работал в железнодорожных  мастерских и на паровозе помощником  машиниста

А. Платонов работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста

Что же делает Мальцева лучшим машинистом? виртуозный мастер, “ вдохновенный артист» целиком и полностью поглощён любимым делом чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм

Что же делает Мальцева лучшим машинистом?

  • виртуозный мастер, “ вдохновенный артист»
  • целиком и полностью поглощён любимым делом
  • чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм

Как вы понимаете  эти слова? “ Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...” профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.

Как вы понимаете эти слова?

  • Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...”
  • профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.

“ Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним”.
  • “ Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним”.

В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие. Приведите примеры Стр. 124 Стр. 125 А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе? Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?
  • В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.
  • Приведите примеры
  • Стр. 124
  • Стр. 125
  • А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе?
  • Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?

«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”.

«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”.

Почему Мальцев никому из помощников  не стремится передать мастерство? Стр. 125 Стр. 126

Почему Мальцев никому из помощников не стремится передать мастерство?

  • Стр. 125
  • Стр. 126

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ  Букса- Реверс- а) деталь в колесе вагона б) сам вагон в) крыша вагона а) поклон б) прибор в) труба вагона  Инжектор- а) человек, проверяющий пути б) светофор в) насос  Тендер- А) запасная дверь Б) вагон для запасов воды В) паровоз

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

  • Букса-

Реверс-

  • а) деталь в колесе вагона
  • б) сам вагон
  • в) крыша вагона

а) поклон

б) прибор

в) труба вагона

Инжектор-

а) человек, проверяющий пути

б) светофор

в) насос

Тендер-

  • А) запасная дверь
  • Б) вагон для запасов воды
  • В) паровоз

Петарда- а) фуражка машиниста б) снаряд сигнальный для остановки поезда в) кобура. Бандаж- а) приспособление для колеса б) рычаг в) рельсы Наволочь- а) тучи б) мешок в) снег  Кичиться- а) радоваться б) хвастаться в) плакать

Петарда-

а) фуражка машиниста

б) снаряд сигнальный для остановки поезда

в) кобура.

Бандаж-

а) приспособление для колеса

б) рычаг

в) рельсы

  • Наволочь-

а) тучи

б) мешок

в) снег

Кичиться-

а) радоваться

б) хвастаться

в) плакать

 Кучный-    А) серый  Б) прозрачный  В) густой

Кучный-

А) серый

Б) прозрачный

В) густой

–  Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?

–  Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?

–   Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?

  Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?

«…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня  я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных , возвышенных  людей ” – гл. 4
  • «…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных , возвышенных людей ” – гл. 4

 –  А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?

–  А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?

Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча  главного героя с приближающимся атмосферным фронтом:  стр. 127 (гл. 4)

Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом: стр. 127 (гл. 4)

Мальцев “ на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному ” составу

Мальцев “ на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному ” составу

Следствие

Следствие

Каким автор изображает следователя?  (Недоверчивым, равнодушным). Почему следователь говорит о тюрьме? (Мог создать аварийную обстановку).  
  • Каким автор изображает следователя?

(Недоверчивым, равнодушным).

  • Почему следователь говорит о тюрьме?

(Мог создать аварийную обстановку).

  •  

–  Как ведёт себя Мальцев во время следствия? он почти не защищается Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “ прав, а не виноват ”.

–  Как ведёт себя Мальцев во время следствия?

  • он почти не защищается
  • Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “ прав, а не виноват ”.

 –  Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?

–  Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?

   Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?    

  Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?

 

“ Жизнь – борьба, в борьбе – счастье”  Иван Александрович  Гончаров

“ Жизнь – борьба, в борьбе – счастье”

Иван Александрович

Гончаров

Иоганн Вольфганг Гёте “ Быть человеком – значит быть борцом ” “ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой ”

Иоганн Вольфганг Гёте

Быть человеком – значит быть

борцом

Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой

Чарльз Диккенс “ Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил ”

Чарльз Диккенс

  • Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил

Максим Горький “ ... люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами ”

Максим Горький

  • “ ... люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами

  Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?   “ Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров) “ Быть человеком – значит быть борцом ” (И.-В. Гёте) “ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой ” (И.-В. Гёте) “ Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил ” (Ч.Диккенс); “ ... люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами ” (М.Горький).

Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?

  • “ Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров)
  • Быть человеком – значит быть

борцом ” (И.-В. Гёте)

  • Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой ” (И.-В. Гёте)
  • Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил ” (Ч.Диккенс);
  • “ ... люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами ” (М.Горький).

неудачный эксперимент

неудачный эксперимент

«…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».
  • «…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».

       «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?» Почему Костя не успокаивается? (Пытается помочь).

 

  • «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»
  • Почему Костя не успокаивается?

(Пытается помочь).

“ Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека . И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сдела ть”.
  • Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека . И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сдела ть”.

 Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “ безжизненную участь” ?   –  Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?  – Что помогло прозреть ослепшему герою?

Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “ безжизненную участь” ?

–  Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз? – Что помогло прозреть ослепшему герою?

рассказчик “ разрешил” своему подопечному гораздо больше “ ... я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки ”.

рассказчик “ разрешил” своему подопечному гораздо больше

  • “ ... я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки ”.

Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?  “ Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием... –  Закрой пар! – сказал мне Мальцев. Я промолчал, волнуясь всем сердцем ”.  Почему же разволновался Константин ?

Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?

  • Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
  • –  Закрой пар! – сказал мне Мальцев.
  • Я промолчал, волнуясь всем сердцем ”.
  • Почему же разволновался Константин ?

 Как представлены в рассказе 2 мира?   Прекрасный Яростный Радость Творчество Красота природы  Враждебность Стихия Неудачи Болезни Против Мальцева : гроза слепота (беспомощность) равнодушие людей

Как представлены в рассказе 2 мира?

Прекрасный

Яростный

  • Радость
  • Творчество
  • Красота природы
  • Враждебность
  • Стихия
  • Неудачи
  • Болезни

Против Мальцева :

  • гроза
  • слепота (беспомощность)
  • равнодушие людей

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на одну из тем : « Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;  «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям); « Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе ».

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем :

  • « Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;
  • «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям);
  • « Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе ».

Использованные ресурсы: fotki.yandex.ru http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=351900&repostid=0 http://fotki.yandex.ru/users/macavity-68/view/81812/   salikhov.livejournal.com http://salikhov.livejournal.com/  http://news2.ru/page627/ johngushue.typepad.com mages.yandex.ru › Гончаров  И . А . Портрет Портрет Ч. Диккенса www.biblioclub.ru biography.sgu.ru  www.proza.ru – инвалид по зрению

Использованные ресурсы:

  • fotki.yandex.ru
  • http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=351900&repostid=0
  • http://fotki.yandex.ru/users/macavity-68/view/81812/
  •   salikhov.livejournal.com
  • http://salikhov.livejournal.com/
  • http://news2.ru/page627/
  • johngushue.typepad.com
  • mages.yandex.ru › Гончаров И . А . Портрет
  • Портрет Ч. Диккенса www.biblioclub.ru
  • biography.sgu.ru
  • www.proza.ru – инвалид по зрению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

18.04.2025 05:52
Колодина Лидия Петровна @kolodina
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя