Просмотр содержимого документа
«Актуализация творческой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Желаемое и возможное.»
Актуализация творческой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Желаемое и возможное.
Учитель музыки и пения КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Анпилогова Н.В .
Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности .
Деятельность материальные или духовные ценности Творческая деятельность оригинальные, уникальные продукты деятельности
Химеричность творчества : -постановка создания продукта деятельности по образцу; -свойства личности – производная генетической информации; -особенности детей с ограниченными возможностями.
Особенности детей с нарушением интеллекта:
- проявление стереотипности мышления;
- слабость регулирующей роли мышления;
- неспособность пользоваться усвоенными знаниями, действиями в новых условиях;
- порой отсутствие обдуманности собственных действий;
- неспособность предвидеть результат своих действий.
Предназначение творческого самовыражения – терапевтическое и реабилитационное.
Марк Евгеньевич Бурно –
врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования.
Здоровьесберегающий потенциал творчества:
- помогает снимать стресс;
- содействует погашению негативных эмоций;
- способствует коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации;
- располагает к реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями;
- помогает выразить языком образов то, что словами выразить трудно.
В аспекте развития способностей к творческой деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья положен смысл:
помочь особенному ребёнку противостоять своему негативному поведению, выразить свои эмоции, переживания в творческой деятельности, которая позволит впоследствии почувствовать себя значимым, интересным для других людей.
Личностные черты, необходимые для творческой деятельности (по В.Н.Дружинину):
- независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформизм;
- открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
- смешанные черты мужественности (смелость, решительность) и женственности (ранимость, впечатлительность) в поведении;
- развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях.
Параметры креативности (Дж.Гилфорд):
- оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическая гибкость — способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
- образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
- семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Общий интеллект не включается в структуру креативности.
Универсальные творческие способности (В. Кудрявцев, В. Синельников):
- Реализм воображения.
- Умение видеть целое раньше частей.
- Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений.
- Экспериментирование.
Условия максимального проявления творческих способностей :
- активизация, развитие эмоциональной сферы;
- активизация, развитие волевой сферы;
- активизация, развитие интеллектуальной сферы;
- активизация, развитие сферы воображения;
- активизация, развитие сферы интуиции;
- активизация, развитие сферы мышления.
Предпосылки для развития творческих способностей у учащихся с ОВЗ:
- стремление больше узнать об окружающем мире;
- исключение страха неудачи через позитивное принятие процесса и результата деятельности, а также креативное видение;
- изучение и активизация интересов;
- включение в эксперимент через использование нетрадиционных технологий, элементов неожиданности, непривычных условий;
- обязательное переживание победы, успеха;
- знакомство с творческими работами детей-сверстников, с богатством идей;
- стимулирование возникновения идей при помощи общения с произведениями искусства.
Идеи
Креативные Эксцентричные
(шизофренические)
Псевдокреативные Квазикреативные
«Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей.»
- швейцарский психолог и философ Жан Пиаже.