Просмотр содержимого документа
«Презентация "Аликвотные дроби""»
Аликвотные дроби.
«Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику!»
Цицерон
Учащаяся 5 «А» класса
Сабитова Аделия,
МАОУ «СОШ с.Куамак»
Руководитель:
Туля Татьяна Михайловна
учитель математики
первой квалификационной категории
Цель работы: проследить историю развития понятия аликвотной дроби, показать необходимость и важность использования аликвотных дробей при решении практических задач.
Задачи:
- 1.Собрать материала по теме реферата и его систематизировать;
- 2.Изучить применение обобщенного материала;
- 3.Подготовить буклет с подборкой старинных задач
Объект исследования: аликвотные дроби.
Предмет исследования: Представление дроби в виде суммы или разности аликвотных дробей.
Методы исследования: систематизация и обработка данных; работа над авторской задачей.
- Гипотеза: Аликвотные дроби могут быть полезны и в наше время.
В ходе работы над рефератом нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: с новыми терминами и понятиями, пришлось поломать голову, решая задачки, и разбирая решение, предложенное древними учеными. Так же при наборе текста мы впервые столкнулась с необходимостью напечатать дроби и дробные выражения.
Наша работа состоит из трех глав. Нами были изучены и обработаны материалы 7 источников, среди которых учебная, научная и энциклопедическая литература, Интернет-сайт. Также было оформлено приложение, в котором содержится подборка задач из древних источников, некоторые занимательные задачи с аликвотными дробями, а также подготовлена презентация, сделанная в редакторе Power Point, и брошюра со старинными задачами.
Египетская дробь — в математике сумма нескольких попарно различных дробей вида (так называемых аликвотных дробей ). Другими словами, каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой натуральное число.
Пример: 1/2+1/3+1/16
Возникали дроби и в (на):
Древнем Египте.
Древнем Вавилоне.
Древнем Риме.
Древней Греции.
Руси.
Древнем Китае.
Других государствах древности и средних веков.
Решение задач из учебника Представить число 1 в виде сумм различных аликвотных дробей А) трех слагаемых 1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6 Б) четырех слагаемых 1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6=1/2+1/3+(1/7+1/42)= 1/2+1/3+1/7+1/42 B) пяти слагаемых 1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6=1/2+1/3+(1/7+1/42)=1/2+1/3+1/7+1/42=1/2+(1/4+ +1/12) +1/7+1/42=1/2+1/4+1/12 +1/7+1/42
Авторская задача.
Чтобы узнать в каком году в Казани проводилась Универсиада нужно сумму аликвотных дробей
1/(1*2)+1/(2*3)+1/(3*4)+…+1/(2013*2014) умножить на год проведения зимних олимпийских игр в городе Сочи.
Решение :
1/(1*2)+1/(2*3)+1/(3*4)+…+1/(2013*2014)=2013/2014
2013/2014 * 2014 = 2013
Ответ : Универсиада в Казани проводилась в 2013 году .
Старо индийская задача (XI в.).
Есть кадамба цветок,
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи
И тех пчел на кутай посади.
Только две не нашли
Себе места нигде,
Все летали то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждались.
Назови теперь мне,
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Решение:
А — количество всех пчелок 1/5A + 1/3A + (1/3A — 1/5A)*3 + +2 = A 3/15A + 5/15A + 6/15A + 2 = A 14/15A + 2 =A 1/15A = 2 следовательно А=30
Я сделала вывод, что история обыкновенных дробей - это извилистая дорога со многими препятствиями и трудностями. При работе над рефератом я узнала много нового и интересного.
Спасибо за внимание!