МБОУ им.Л.Н.Толстого филиал в с.Домачи
Проект по математике «Быстрый счёт без калькулятора»
Подготовила: ученица 6 класса
Нистратова Дарья
Руководитель: учитель математики
Кузовлева М.Б
Поиск информации
Математика необходима для решения многих жизненных задач
Цель проекта :
- Найти и освоить нестандартные приёмы, позволяющие выполнить действия с числами быстро и безошибочно.
Задачи:
- Используя дополнительную литературу и Интернет- ресурсы , изучить методы и приемы быстрого счета.
- Рассмотреть несколько старинных методов, которые можно использовать и в наши дни.
- Обучить учащихся начальных классов быстрому счёту.
- Провести мастер-класс в 6-9 классах по данной теме, проанализировать и сравнить результативность счета до и после ознакомления с некоторыми приемами быстрого счёта.
Гипотеза:
Существуют ли специальные способы выполнения действий, которые позволяют свести вычисления к устным, рассчитанные на ум «обычного» человека и не требующие уникальных способностей.
Как люди научились считать?
Первобытные люди, так же как и маленькие современные дети,
не знали счёта. Их учителем была сама жизнь
Естественное развитие пальцевого счета
Для изображения чисел стали применяться рисунки, чертежи и символы
Счётные устройства
Логарифмическая линейка
Арифмометр
Абак
Первая программно-управляемая вычислительная машина Ч.Беббиджа
I ЭВМ «ЭНИАК»
Первая отечественная ЭВМ С.А. Лебедева.
Люди-счётчики из России
Игорь Алексеевич
Шелушков
Владимир Степанович
Зубрицкий
Русский крестьянский способ умножения
47*35=35+70+140+280+1120=1645
Итальянский способ умножения Аль- Хорезми («метод решётки»)
Италия
621*357= 22 169
Индийский способ умножения (метод Ферроля)
1 шаг
2х4=8, пишем 8 в разряд единиц
2 шаг
1х4+2х1=6, пишем 6 в разряд десятки
3 шаг
1х1=1, пишем 1 в разряд сотен
Индия
Японский способ умножения ( с помощью линий)
Япония
12*13=156
Умножение на пальцах
4*9=36
Умножение двузначных и трёхзначных чисел на 11
Пример 1
45*11= 4(4+5)5=495
Пример 2
234*11= 2(2+3)(3+4)4= 2574
32*11=352
Возведение в квадрат двузначных и трёхзначных чисел, оканчивающегося цифрой 5
Пример 1
45*45= 20 25
- 1 шаг 4* (4+1)=4*5=20
- 2 шаг 5*5=25
Пример 2
105*105=110 25
- 1 шаг 10*11=110
- 2 шаг 5*5=25
Умножение двузначного числа на 101 и трёхзначного на 1001
- Умножение двузначного числа на 101.
Умножение трёхзначного числа на 1001.
Пример 1
Пример 2
341*1001=341 341
34·101 = 3 434
65*101=6 565
357*1001=357 357
Умножение чисел, у которых число десятков одинаково, а сумма единиц равна 10
42 ∙ 48=2016
1 ) 4 ∙ (4+1)=20, пишем 20;
2) 2*8=16, пишем 16
Особый способ умножения многозначных чисел
999 973*999 990=999 963 000 270
999 973*999 990 =
(1 000 000- 27 )*(1 000 000- 10 )
999 973-10=999 963 или 999 990-27=999 963
27*10=270
9
9
9
9
6
3
0
0
0
2
7
0
Анкетирование учащихся
Зачем нужно современному
человеку уметь считать?
Результаты анкетирования
Обучение учащихся 1 класса японскому способу счёта
Обучение учащихся начальных классов быстрому счёту
Проведение мастер-класс для учащихся 6-9 классов
. Исследовательская работа по проведению контрольных измерений
Исследовательская работа по проведению контрольных измерений
ФИ ученика
Нистратова Д
класс
№ 1
Тушев А
6
t, мин
К-во
Кохан А
6
10
6
12
8
Поветьев А
К-во
пр
7
4
№ 2
Дорошин И
ош
11
7
t, мин
5
8
К-во пр
Котов С
4
7
10
8
10
8
10
10
Иноземцев Н
К-во ош
10
8
2
9
Ищенко Д
№ 3
10
2
8
2
9
4
5
9
8
Мотылёв Д
12
К-во прав
5
t,мин
10
8
9
Башлыкова Е
10
12
10
3
7
10
11
К-во ош
1
9
Колодяжный Е
9
2
7
9
9
8
6
-
№ 4
9
3
12
10
8
Титова А
10
12
5
7
4
4
К-во прав
t,мин
-
11
9
5
10
9
2
8
5
Средний балл(общ)
5
12
6
К-во ош
9
12
12
4
1
9
7
5
№ 5
-
Среднее время (общее)
4
2
11
3
11
10
-
4
12
9
1
11
t,мин
К-во
-
2
2
4
12
8
8
-
4
5
8
10,3
12
1
3
1
К-во
пр
11
6
6
12
4
7
3
4
1
мин
11
-
12
ош
-
12
6
9
6
6
5
-
1
3
12
-
2
12
6
11
4
2
7,8
3
6
12
8,5
-
6
12
3
5
мин
1
-
12
12
-
7
11
-
-
-
4
7
12
10,3
1
11
12
6,5
-
5
2
2
4
1
8
12
-
мин
12
3
12
-
11
-
-
2
1
12
4,5
11,1
12
4
-
мин
12
-
-
11,8≈12
3
мин
Мониторинг результатов контрольных измерений в 6-9 классах
- Диаграмма правильных ответов по выполнению контрольных срезов
Диаграмма времени по выполнению контрольных срезов
Моя гипотеза подтвердилась