СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для классного часа : "Семейные ценности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Семейные ценности"

Цели:

1.    Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.

2.    Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

3.    Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

Ход классного часа

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

 

Слайд 1

Организационный момент. Учитель 1: – Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать. Мотивация. Учитель 2: – В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. – Ты кто? – спрашивает Муравей. – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. Учитель 1: – Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? – А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей) – Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Слайд 2

2.2. Определение темы и целей урока Учитель 2: – У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

Слайд 3

2.3. Синквейн «Семья» Учитель 2: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна перед вами на слайде.

Слайд 4

(ответы детей) Учитель 1: Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей)

Слайд 5

Кластер «Задачи семьи» Учитель 2: – Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей) Учитель 1: – Мы определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.

Слайд 6

Учитель 2: – Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях. – Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

Слайд 7

– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

Слайд 8

– Схожи обязанности членов семьи.

Слайд 9

– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

Слайд 10

– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?

Слайд 11

– Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в православии и в исламе.

Слайд 12

Работа с первоисточниками. Учитель 1: – Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице.Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.

Основные ценности семейной жизни

Православие

Ислам

любовь мужа и жены друг к другу;

 

 

ложь;

 

 

любовь родителей к детям;

 

 

измена

 

 

почитание родителей

 

 

гордость;

 

 

богатство

 

 

согласие;

 

 

забота;

 

 

уважение,

 

 

прощение;

 

 

семейные традиции

 

 

Учитель 1: Семья в православной культуре. Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви. Учитель 2: Семья в исламской религиозной культуре. Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу». Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.

Слайд 13

Учитель 1: – Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. – Как вы считаете, почему эти представления одинаковы? Вывод: Семья – это свято для всех!

Слайд 14

Проект «Моя семья» Учитель 2: – А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.

Слайд 15

Венчание (Нерсесян Лариса) Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Слайд 16

Крещение (Мартиросова Алина) Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Я тоже родилась в православной семье. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставников.

Слайд 17

5.3. Семья в исламе (Батчаева Лаура)

Слайд 18

Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности.

Слайд 19

Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.

Слайд 20

Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб ее основным обязанностям.

Слайд 21

Отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традициям муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки.

Слайд 22

Рождение ребенка в мусульманской семье – большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе как одно из главных достоинств человека.

Слайд 23

В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе разрыв с родственниками считается грехом.

Слайд 24

5.4. Свадебные обряды карачаевцев (Джамбаева Камила) Как и во всякой семье, в нашей есть свои традиции и обычаи, называемые адатами. История нашей семьи, конечно, началась со свадьбы моих родителей. Традиционно карачаевские свадьбы (мусульманские) имеют много общего со свадебными обрядами других народов, но есть и исторически сложившиеся обычаи. Я хочу рассказать об обряде некях. Это обряд, аналогичный христианскому венчанию. Обряд проводится в мечети. Мулла ставит жениха с правой стороны, а невесту с левой. Мужчины становятся за женихом, а женщины за невестой. Мулла перед лицом Аллаха трижды спрашивает жениха и невесту о согласии на брак. Они трижды дают согласие. После этого мулла читает молитву, и молодожены становятся мужем и женой. На свадьбе только во время некяха гости видят жениха и невесту вместе. После обряда родственники поздравляют молодых и везут невесту в дом жениха. Более подробно свадебные обряды карачаевцев вы увидите в видеоролике. (Видеоролик «Карачаевская свадьба») moj-tubik.ru/video/videogalereja/svadbi-na-kavkaze-video-utube-svadba-na-kavkaze.html

Слайд 25

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья» Учитель 1: – Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно рассказали о некоторых традициях, обрядах, ценностях ваших семей. Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Слайд 26

Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Слайд 27

Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Слайд 28

Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Слайд 29

Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Слайд 30

Список №5. «Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча» «На что клад, когда в семье лад»

Слайд 32

Рефлексия Учитель 2: Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос. Учитель 1: – Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна. (клип "Гимн семье") Учитель 2: – А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту. – Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.  – Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

Слайд 33

Домашнее задание Учитель 2: – Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация для классного часа : "Семейные ценности".»

Классный час

Классный час "Семейные ценности"

Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях

Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное  2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно  соединять союзами и предлогами  3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме  4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора  к теме в 1-ой строчке  5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Синквейн «Семья»

Синквейн «Семья»

Кластер «Задачи семьи» Вести общее хозяйство Воспитывать детей СЕМЬЯ Заботиться о старших Организовывать современный досуг

Кластер «Задачи семьи»

Вести общее хозяйство

Воспитывать детей

СЕМЬЯ

Заботиться о старших

Организовывать современный досуг

Семья в православии и исламе

Семья в православии и исламе

Определение семьи Семья - общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства.  Семья –группа, основанная на кровном родстве, любви и ответственности.

Определение семьи

Семья - общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства.

Семья –группа, основанная на кровном родстве, любви и ответственности.

Особенности семьи Все члены семьи любят друг друга. В семье царит дух уважения, доброты. Радость от любви и общения друг с другом.

Особенности семьи

Все члены семьи любят друг друга.

В семье царит дух уважения, доброты.

Радость от любви и общения друг с другом.

Обязанности членов семьи Мужчина, муж, отец – глава семьи, ее защитник. Заботится о своей жене и детях. Жена уважает, почитает мужа, боится оскорбить неправильным поступком, дабы не внести разъединения. Мужчина — кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым. Женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях.

Обязанности членов семьи

Мужчина, муж, отец – глава семьи, ее защитник. Заботится о своей жене и детях.

Жена уважает, почитает мужа, боится оскорбить неправильным поступком, дабы не внести разъединения.

Мужчина

кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым.

Женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях.

Семейные традиции почитание старших; забота о младших; любовь к ближнему; помощь и поддержка друг другу; приобщение к труду. «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших». Пророк Мухаммад

Семейные традиции

  • почитание старших;
  • забота о младших;
  • любовь к ближнему;
  • помощь и поддержка друг другу;
  • приобщение к труду.

«Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших».

Пророк Мухаммад

Семья является основой жизни и в православии и в исламе

Семья является основой жизни

и в православии и в исламе

Основные ценности семейной жизни Православие Любовь мужа и жены друг к другу Ложь Ислам Любовь родителей к детям Измена Почитание родителей Гордость Богатство Согласие Забота Уважение Прощение Семейные традиции

Основные ценности семейной жизни

Православие

Любовь мужа и жены

друг к другу

Ложь

Ислам

Любовь родителей к детям

Измена

Почитание родителей

Гордость

Богатство

Согласие

Забота

Уважение

Прощение

Семейные традиции

Основные ценности семейной жизни Любовь мужа и жены друг к другу Православие + Ложь Ислам Любовь родителей к детям + + Измена + Почитание родителей Гордость + Богатство + Согласие + Забота + + Уважение + Прощение + + Семейные традиции + + + +

Основные ценности семейной жизни

Любовь мужа и жены

друг к другу

Православие

+

Ложь

Ислам

Любовь родителей к детям

+

+

Измена

+

Почитание родителей

Гордость

+

Богатство

+

Согласие

+

Забота

+

+

Уважение

+

Прощение

+

+

Семейные традиции

+

+

+

+

Моя семья

Моя семья

Венчание

Венчание

Крещение

Крещение

МУСУЛЬМАНСКИЕ СЕМЬИ , как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности.

МУСУЛЬМАНСКИЕ СЕМЬИ ,

как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности.

 МУЖ – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.

МУЖ – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни.

Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.

ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЫ Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже .

ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЫ

Согласно

исламским традициям

после свадьбы женщина приходит в дом мужа.

Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже .

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традиция муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки. 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ

в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традиция муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки. 

ДЕТИ Рождение ребёнка в мусульманской семье- большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в Исламе как главное достоинство человека.

ДЕТИ

Рождение ребёнка в мусульманской семье- большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в Исламе как главное достоинство человека.

В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В Исламе разрыв связей с родственниками считается грехом.

В мусульманских семьях

принято поддерживать крепкие родственные связи. В Исламе разрыв связей с родственниками считается грехом.

Свадьба

Свадьба

Схема «Моя семья»

Схема «Моя семья»

Список №1.  Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая,  заботливая.

Список №1. 

Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая,  заботливая.

Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №2.

Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Список №3.

Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Список №4. Поддержка, вражда, уважение, взаимопомощь, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №4.

Поддержка, вражда, уважение, взаимопомощь, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5. Согласную семью и горе не берет. Семья в куче – не страшна и туча. На что клад, когда в семье лад .

Список №5.

Согласную семью и горе не берет. Семья в куче – не страшна и туча. На что клад, когда в семье лад .

Крепкая семья – сильная страна

Крепкая семья – сильная страна

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!