СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для педагогического совета "Профилактика суицида среди несовершеннолетних"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации содержатся статистические данные детского и подросткового суицида по Брянской области, описываются особенности подросткового суицида, рассказывается об уровнях профилактики суицида в учреждениях образования. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогического совета "Профилактика суицида среди несовершеннолетних"»

ПРОФИЛАКТИКА  СУИЦИДА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРОФИЛАКТИКА

СУИЦИДА СРЕДИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

За уход из жизни детей ответственны взрослые. Суицид – мольба о помощи, которую никто не услышал.

За уход из жизни детей ответственны

взрослые.

Суицид –

мольба о помощи,

которую никто не услышал.

СТАТИСТИКА Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире (WHO, 2005), причем частота этого явления постоянно растет. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста (WHO, 2005). У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.

СТАТИСТИКА

Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире (WHO, 2005), причем частота этого явления постоянно растет.

В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста (WHO, 2005).

У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.

СТАТИСТИКА По данным Всемирной организации здравоохранения в среднем ежедневно 3000 человек в мире кончает жизнь самоубийством. Кроме того, на каждого человека, совершившего суицид, приходится более 20 человек, пытавшихся покончить с собой. Общее количество смертей от суицида приближается к миллиону в год. Большой процент в этом составляют дети, подростки и молодёжь.

СТАТИСТИКА

По данным Всемирной организации здравоохранения в среднем ежедневно

3000 человек в мире кончает жизнь самоубийством.

Кроме того, на каждого человека, совершившего суицид, приходится более

20 человек, пытавшихся покончить с собой.

Общее количество смертей от суицида приближается к миллиону в год. Большой процент в этом составляют дети,

подростки и молодёжь.

СТАТИСТИКА По данным ВОЗ Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодёжи (14-24 года). По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков; в Москве эта частота составляет 4,9 на 100 000, в то время как попытки суицида совершает каждый 12 подросток.

СТАТИСТИКА

По данным ВОЗ Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодёжи (14-24 года).

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков; в Москве эта частота составляет 4,9 на 100 000, в то время как попытки суицида совершает

каждый 12 подросток.

СТАТИСТИКА На Брянщине за 2011 год зарегистрировано 76 обращений в центры психологической помощи по проблемам, связанным с суицидом. Из них 24 обращения на детский телефон доверия. В Брянской области число завершенных суицидов среди детей и подростков в возрасте 5-19 лет в 2010 году составило 13, в 2011 году – 7, в 2012 году – 10.

СТАТИСТИКА

На Брянщине за 2011 год зарегистрировано 76 обращений в центры психологической помощи по проблемам, связанным с суицидом. Из них 24 обращения на детский телефон доверия.

В Брянской области число завершенных суицидов среди детей и подростков в возрасте 5-19 лет в 2010 году составило 13,

в 2011 году – 7, в 2012 году – 10.

Определения Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)  суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели. Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью. Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.

Определения

  • Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.
  • Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий.
  • По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.
  • Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.
Антивитальные переживания — размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собственной смерти. Антивитальные переживания не обладают конкретной аутоагрессивной (суицидальной) направленностью. Аутоагрессивное поведение — действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя. Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения (Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г., Ратинова Н. А., 1990) :
  • Антивитальные переживания — размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собственной смерти. Антивитальные переживания не обладают конкретной аутоагрессивной (суицидальной) направленностью.
  • Аутоагрессивное поведение — действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя. Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения (Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г., Ратинова Н. А., 1990) :
• Прямое суицидальное поведение  — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды. • Непрямое суицидальное поведение  — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта)

Прямое суицидальное поведение

суицидальные мысли, суицидальные попытки

и завершённые суициды.

Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение,

некоторые экстремальные виды спорта)

Возрастные особенности  суицидального поведения Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией. В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

Возрастные особенности суицидального поведения

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствуют тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения.

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствуют тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения.

Кто и почему совершает самоубийство?

Клинико-психологический подход к суициду

Медицинская модель

Социологическая модель

Люди, имеющие психические нарушения,

или на момент совершения самоубийства находящиеся в измененном состоянии сознания

Суицидальное поведение отнесено к разновидностям общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии.

Влияние внешних факторов

Психически здоровые люди

Аномический – внезапное нарушение регуляции социальной жизни,

фаталистический – в автократических обществах

Эгоистический –недостаточная интеграция в общество (Э. Дюргейм)

Альтруистический – излишняя интеграция в общество

Депрессии,

расстройства личности (психопатии),

эндогенные психические расстройства

Предиспозиционная фаза дезадаптации является лишь предпосылкой суицидального акта и может быть обусловлена разными причинами: реальными —

у практически здоровых лиц; дисгармоническими структуре личности — при пограничных расстройствах; психотическими

Макро и микросоциальные факторы, влияющие  на развитие антивитальных переживаний  и аутоагрессивного поведения Социум Размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностных ориентиров в обществе Рост агрессии, враждебности, преступности Размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностных ориентиров в обществе Рост агрессии, враждебности, преступности Размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение с воспитания ребенка на его обеспечение Рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия) Размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение с воспитания ребенка на его обеспечение Рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия) Семья  Личность Размытость границ «Я», что Я из себя представляю, кто Я в этой семье, в этом обществе. Рост агрессивных и аутоагрессивных форм поведения Размытость границ «Я», что Я из себя представляю, кто Я в этой семье, в этом обществе. Рост агрессивных и аутоагрессивных форм поведения

Макро и микросоциальные факторы, влияющие на развитие антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения

Социум

  • Размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностных ориентиров в обществе Рост агрессии, враждебности, преступности
  • Размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностных ориентиров в обществе
  • Рост агрессии, враждебности, преступности
  • Размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение с воспитания ребенка на его обеспечение Рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия)
  • Размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение с воспитания ребенка на его обеспечение
  • Рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия)

Семья

Личность

  • Размытость границ «Я», что Я из себя представляю, кто Я в этой семье, в этом обществе. Рост агрессивных и аутоагрессивных форм поведения
  • Размытость границ «Я», что Я из себя представляю, кто Я в этой семье, в этом обществе.
  • Рост агрессивных и аутоагрессивных форм поведения
МИФЫ и ФАКТЫ О суициде

МИФЫ и ФАКТЫ

О суициде

МИФ ФАКТ Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей. Примерно 8 из 10суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке. Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание. Настоящее самоубийство случается без предупреждения. Самоубийство – явление наследуемое, значит, всё-равно ничем не поможешь.

МИФ

ФАКТ

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

Примерно 8 из 10суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

Если человек говорит

о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание.

Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

Самоубийство – явление наследуемое, значит, всё-равно ничем не поможешь.

МИФ ФАКТ Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием. Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида. Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата. Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь. Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом.

МИФ

ФАКТ

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием.

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь.

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом.

МИФ ФАКТ Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его дело. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить. Все самоубийцы –депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач. Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п. Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим. Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

МИФ

ФАКТ

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя.

Это его дело.

Все самоубийства импульсивны,

их нельзя предвидеть

и предупредить.

Все самоубийцы –депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью.

Иногда они прямо говорят о самоубийстве,

а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине,

о бессилии и т.п.

Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Суицидальное поведение у детей и подростков Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Суицидальное поведение

у детей и подростков

Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков: Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.  Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Особенности суицидального поведения детей и подростков:  Недостаточно адекватная оценка последствий  аутоагрессивных действий.  Несерьезность, мимолетность и незначительность  (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами т. д.  Депрессивные состояния, которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.

Особенности суицидального поведения детей и подростков:

  • Недостаточно адекватная оценка последствий

аутоагрессивных действий.

  • Несерьезность, мимолетность и незначительность

(с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.

  • Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами т. д.
  • Депрессивные состояния, которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.
Признаки депрессии у подростков: печальное настроение; чувство скуки; чувство усталости; • нарушения сна; .соматические жалобы; неусидчивость, беспокойство; фиксация внимания на мелочах; чрезвычайная эмоциональность; замкнутость; рассеянность внимания; агрессивное поведение; демонстративное непослушание; склонность к бунту; злоупотребление алкоголем или наркотиками; плохая успеваемость; • прогулы в школе.
  • Признаки депрессии у подростков:
  • печальное настроение;
  • чувство скуки;
  • чувство усталости;

• нарушения сна;

.соматические жалобы;

  • неусидчивость, беспокойство;
  • фиксация внимания на мелочах;
  • чрезвычайная эмоциональность;
  • замкнутость;
  • рассеянность внимания;
  • агрессивное поведение;
  • демонстративное непослушание;
  • склонность к бунту;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • плохая успеваемость;

• прогулы в школе.

    Уровни профилактики суицида  в учреждении образования:    І уровень – ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА  Цель – повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического микроклимата в школе. ІІ уровень – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА  Цель – повышение компетентности участников образовательного процесса (педагогов, родителей и учеников) в области профилактики суицидального риска, оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. ІІІ уровень – ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА  Цель - предотвращение самоубийства. ІV уровень – ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА  Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Уровни профилактики суицида

в учреждении образования:

І уровень – ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – повышение групповой сплоченности

и оптимизация психологического микроклимата в школе.

ІІ уровень – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – повышение компетентности участников

образовательного процесса (педагогов, родителей и учеников)

в области профилактики суицидального риска,

оказания поддержки и помощи детям и подросткам,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

ІІІ уровень – ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель - предотвращение самоубийства.

ІV уровень – ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности

дальнейших случаев, социальная и психологическая

реабилитация суицидентов.

 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (анонимно, бесплатно) - 8-800-2000-122 Линия помощи «Дети Онлайн» - консультирование по вопросам безопасного использования Интернета и мобильной связи (бесплатно, с 9-00 ч. до 18-00 ч. по рабочим дням) – 8-800-2000-122 Брянский областной психологический центр, консультации педагогов-психологов – 64-68-27, 64-31-03 Брянская областная детская психиатрическая больница – 53-09-61, 56-77-85

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (анонимно, бесплатно) -

8-800-2000-122

Линия помощи «Дети Онлайн» -

консультирование по вопросам безопасного использования Интернета и мобильной связи

(бесплатно, с 9-00 ч. до 18-00 ч. по рабочим дням)

8-800-2000-122

Брянский областной психологический центр,

консультации педагогов-психологов –

64-68-27, 64-31-03

Брянская областная детская психиатрическая больница –

53-09-61, 56-77-85


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!