СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к ЕГЭ-2017 по русскому языку. Задание 18

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержатся материалы для успешного решения задания 18 ЕГЭ по рускому языку: варианты с ответами, теория по теме "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к ЕГЭ-2017 по русскому языку. Задание 18»

ЕГЭ 2017  Задание 18    Знаки препинания  в сложноподчинённом  предложении

ЕГЭ 2017 Задание 18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Так выглядит это задание в демоверсии 2017 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.  Ответ: 14

Так выглядит это задание в демоверсии 2017

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Ответ: 14

Что требуется от Вас при выполнении этого задания?    Правило  Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.  ( Мелеховы  выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .    (Как дерево  роняет листья),[так я  роняю грустные слова] (С. Есенин).

Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

Правило

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

( Мелеховы выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .

 

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).

Повторим основные понятия   Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.  Ловушка №1!  В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!  [ Скоро пять лет] , ( как  я  работаю в институте).

Повторим основные понятия

Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.

Ловушка №1!

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

[ Скоро пять лет] , ( как я работаю в институте).

 Ловушка №2!  Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.  Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!  Помни!  В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!

Ловушка №2!

Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!

Помни!

В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!

Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы: с одним придаточным 1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие): с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос) 2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами: Меня упрекают , но не знаю в чем 1) если перед ними стоит отрицание не: [ ], но [ ] (в чем). 2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся): Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется  сезон дождей. Я  пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь . Студент  не мог вспомнить ни как называется  произведение , ни кто его автор . [ ], а именно (если ). [ ] (не чтобы), а (чтобы ) [ ] (ни как ), (ни кто )

Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

с одним придаточным

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

Меня упрекают , но не знаю в чем

1) если перед ними стоит отрицание не:

[ ], но [ ] (в чем).

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

[ ], а именно (если ).

[ ] (не чтобы), а (чтобы )

[ ] (ни как ), (ни кто )

При составных союзах:   благодаря тому что ввиду того что В начале предложения - запятой НЕ разделяется вследствие того что (После того как  я  послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].   в силу того что [Я  собирался стать геологом] , ( потому что  геологом был  Сергей) . В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ! НЕ + составной союз: оттого что потому что [Я  пришел на спектакль НЕ потому], (что  он  был интересный). Усилительная частица + составной союз : несмотря на то что [ Слушатели  набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что  представление  было бесплатное ). вместо того чтобы Вводное слово + составной союз: для того чтобы с тем чтобы [Мы  проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что  были  просчеты в тактике игры). в то время как после того как перед тем как с тех пор как так же как

При составных союзах:

благодаря тому что

ввиду того что

В начале предложения - запятой НЕ разделяется

вследствие того что

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].

 

в силу того что

собирался стать геологом] , ( потому что геологом был Сергей) .

В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!

НЕ + составной союз:

оттого что

потому что

пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз :

несмотря на то что

[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).

вместо того чтобы

Вводное слово + составной союз:

для того чтобы

с тем чтобы

[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

в то время как

после того как

перед тем как

с тех пор как

так же как

Алгоритм действий 1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союз или союзное слово. 3. Определить границы главного и придаточного предложений. 4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится. 5. Проставить знаки препинания. 6. Выбрать вариант ответа. 7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.

5. Проставить знаки препинания.

6. Выбрать вариант ответа.

7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.

 Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).  Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др. Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного: На пригорке стоит дом, в котором мы живём. Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.

Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).

Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.

Обратите внимание!  Никогда не ставится запятая после союзного слова который:  События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.  2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:  Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .  3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:  Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.

Обратите внимание!

  • Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.

2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .

3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.  Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.   2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

2

 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики». 14

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».

14

 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой. 2

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.

2

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.  134

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.

134

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь. 1

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь.

1

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.   14

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.

14

 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили. 12

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.

12

 8.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. История научной фантастики — это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты. 13

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

История научной фантастики — это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.

13

8.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных. 123

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.

123

 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею. 34

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.

34

  Спасибо за внимание!  Успешной сдачи ЕГЭ - 2017

Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!