СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к ЕГЭ-2017 по русскому языку. Задание 20

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена демоверсия задания 17 ЕГЭ по русскому языку. Даны советы по его выполнению

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к ЕГЭ-2017 по русскому языку. Задание 20»

Задание 20 на ЕГЭ -2017 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Задание 20

на ЕГЭ -2017

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Так звучит задание в демоверсии Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1)В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.  2)Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву. 3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.  4)Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы. 5) По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый пейзаж.

Так звучит задание в демоверсии

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.

2)Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву.

3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.

4)Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы.

5) По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый пейзаж.

(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился. – (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья. – (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак! (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева.

(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому

городку, где он родился.

– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему

друзья.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он

предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева.

(12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето. 13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью. (20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник,  тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный  безымянных озёр и непролазных зарослей.

(12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето. 13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью. (20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник,

тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный

безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог  ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём. – (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог

ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле  изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел! (45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле

изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке.

(46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью,

сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так. (55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше. Ответ: 35

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только

разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Ответ: 35

Как видим, здесь нужно выписывать номера ответов. Их может быть 2 или 3. Здесь иного совета, кроме как внимательного, неоднократного прочтения текста, быть не может. Формулировки  задания 20  различны: Какое утверждение соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)? Какое утверждение не соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)? Какое утверждение противоречит содержанию текста (выбор из 5 вариантов)? В каком предложении выражена основная мысль текста (указать номер предложения текста, выбор из 5 вариантов)? О чём говорит высказывание автора: цитата (выбор из 5 вариантов)?

Как видим, здесь нужно выписывать номера ответов. Их может быть 2 или 3.

Здесь иного совета, кроме как внимательного, неоднократного прочтения текста, быть не может.

Формулировки  задания 20  различны:

  • Какое утверждение соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
  • Какое утверждение не соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
  • Какое утверждение противоречит содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
  • В каком предложении выражена основная мысль текста (указать номер предложения текста, выбор из 5 вариантов)?
  • О чём говорит высказывание автора: цитата (выбор из 5 вариантов)?
Самое простое задание — найти утверждение, которое противоречит содержанию текста. Это могут быть утверждения как общего, так и частного характера. Очень вероятны ошибки в деталях, во второстепенной информации, потому что их заметить труднее. Как определить утверждение, которое не соответствует содержанию текста? Ищите утверждение, содержащее дополнительную, новую информацию.  А что значит «соответствует содержанию текста»? Такие утверждения передают ту информацию, которая есть в тексте. Это не обязательно основная, главная информация, потому что определению утверждения, соответствующего основной мысли текста, есть специальное задание.   Задание интерпретировать высказывание автора (или героя текста) направлено на проверку понимания одного конкретного высказывания. Часто такие высказывания содержат тропы, то есть средства речевой выразительности, передающие мысль образно.

Самое простое задание — найти утверждение, которое противоречит содержанию текста. Это могут быть утверждения как общего, так и частного характера. Очень вероятны ошибки в деталях, во второстепенной информации, потому что их заметить труднее.

Как определить утверждение, которое не соответствует содержанию текста? Ищите утверждение, содержащее дополнительную, новую информацию. 

А что значит «соответствует содержанию текста»? Такие утверждения передают ту информацию, которая есть в тексте. Это не обязательно основная, главная информация, потому что определению утверждения, соответствующего основной мысли текста, есть специальное задание.  

Задание интерпретировать высказывание автора (или героя текста) направлено на проверку понимания одного конкретного высказывания. Часто такие высказывания содержат тропы, то есть средства речевой выразительности, передающие мысль образно.

Совет Даже если задание не показалось вам сложным, не выполняйте его в спешке, потому что оно требует тщательности.  Даже если вам показалось, что верным ответом является первый предложенный вариант, обязательно проанализируйте все последующие варианты. Возможно, ваше мнение относительно правильности ответа изменится.

Совет

Даже если задание не показалось вам сложным, не выполняйте его в спешке, потому что оно требует тщательности. Даже если вам показалось, что верным ответом является первый предложенный вариант, обязательно проанализируйте все последующие варианты. Возможно, ваше мнение относительно правильности ответа изменится.

20. (1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение исвязь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь

оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».

– (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.

– (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу.

(18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом – опять он.

(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий,

сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.

(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь

или одиночный выстрел по немцам…

(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся

за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато

было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!

(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

(По В.П. Некрасову*)

* Виктор Платонович Некрасов (1911–1987 гг.) – русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником. Василий Конаков был командиром взвода. В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека. Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.  Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны. Ответ: 35

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
  • Василий Конаков был командиром взвода.
  • В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
  • Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
  • Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
  • Ответ: 35
  Спасибо за внимание!  Успешной сдачи ЕГЭ - 2017

Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!