Просмотр содержимого документа
«Презентация для уроков музыки " Сергей Прокофьев"»
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СТАХАНОВСКОЙ СОШ № 32
ГОНЧАР Е. А.
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)
Детство
Прокофьев родился и провел детские годы в имении Сонцовка (в нынешней Донецкой области), где отец его, ученый агроном, был управляющим. Уже зрелым человеком Прокофьев с удовольствием вспоминал сонцовское степное приволье, игры в саду с друзьями — деревенскими ребятишками, начало занятий музыкой под руководством матери, Марии Григорьевны.
Первые пробы
Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то свое. И нотам он выучился, главным образом, для того, чтобы это «свое» записывать. А в девять лет, после поездки в Москву и под впечатлением первой услышанной оперы (это был «Фауст» Гуно), Сережа решил сочинить свою оперу, сюжет которой он тоже сам придумал. Это была опера «Великан» в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.
Занятия с педагогом
- Родители Прокофьева были людьми образованными и сами взялись за начальное обучение мальчика по всем школьным предметам. Но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из обычных своих зимних поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, который посоветовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.
Фортепианные пьесы
- Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, заминаясь с Сережей, а также играя с ним в шахматы и в крокет — в роли уже не учителя, а старшего товарища. И когда осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, он привез с собой необыкновенно солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната, симфония и множество маленьких фортепианных пьесок — «Песенок», — написанных под руководством Глиэра. Некоторые «Песенки» были такими оригинальными и острыми по звучанию, что один из друзей Сережи посоветовал называть их не «Песенками», а «Собачками», потому что они «кусались».
Учеба в консерватории
В консерватории Сергей ни с кем не дружил , т. к. был младше всех . Но вот в консерватории появился еще один ученик, в мундире поручика саперного батальона, всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый. Это был Николай Яковлевич Мясковский, в будущем известный композитор, ставший в советское время главой московской композиторской школы. Несмотря на разницу лет (Мясковскому было двадцать пять, а Прокофьеву — пятнадцать), между ними завязалась дружба на всю жизнь.
Экзамены
Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственныи Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна.
Основные сочинения:
Оперы:
«Игрок» (1916) «Любовь к трем апельсинам» (1919). «Огненный ангел» (1927), «Семен Котко» (1939) «Обручение в монастыре» (1940) «Война и мир» (1943) «Повесть о настоящем человеке» .
Балеты:
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915) «Стальной скок» (1925) «Блудный сын» (1928) «Ромео и Джульетта» (1936) «Золушка» (1944) «Сказ о каменном цветке» (1950)
Для оркестра:
7 симфоний (1917, 1924, 1928, 1930, 1944, 1947, 1952)
Для фортепиано с оркестром:
5 концертов
Для скрипки с оркестром:
2 концерта
Большое количество камерных, фортепианных (в том числе 9 сонат), вокальных произведений.